Приехали!

Новый перевозчик с автобусами большой вместимости появился в нашем городе, а на 15-м маршруте вновь курсируют китайские Yutong, заменив небольшие ПАЗики.

Кто ты, новый перевозчик?

Еще один игрок появился на рынке обслуживания городских маршрутов. О работе компании рассказал директор ТОО «Qala Trans» Даурен Нурлаев.

– ТОО «Qala Trans» – местная компания. С сентября мы стали третьим перевозчиком в Актобе по городским маршрутам. Работаем совместно с партнером – алматинской компанией City Bus. У нее есть филиальная сеть по Казахстану. Но хочу отметить, что мы являемся не филиалом, а именно партнерами. Обслуживаем три маршрута.

 – Сколько автобусов ежедневно выходит на линию?

– Согласно реестру – 28 машин, еще четыре находится в резерве. Сейчас идет обкатка, анализ пассажиропотока. До нашего прихода на этот рынок цифры были какими-то непонятными. Был довольно большой интервал движения. Подавляющее большинство маршрутов обслуживалось малогабаритными автобусами. А это не позволяло оценить фактический пассажиропоток. В настоящее время идет электронное билетирование, во всех автобусах установлены валидаторы. Ежедневный поток растет, мы его считаем совместно с акиматом Актобе. Я сам езжу в утренние часы по маршрутам, интересуюсь у горожан их замечаниями и предложениями. Потому что маршрут маршрутом, а город-то растет. Может быть, нужно где-то поставить дополнительно автобусную остановку и так далее. Пока собираем информацию, чтобы потом внести предложения в городской акимат, оптимизировать работу на маршрутах.

 – Я пользуюсь маршрутом № 8а. Появилось новшество – заходить нужно в переднюю дверь и сразу оплачивать проезд либо через валидатор, либо по QR-коду. Насколько успешно внедряются подобные нововведения?

– Люди уже привыкают к электронному билетированию, которое введено с мая этого года. Постепенно в сознании пассажиров укрепляются все новшества, понимание того, что платить за проезд надо, а 80 тенге – это невысокий тариф.

Кстати, специально на часть автобусов мы наняли кондукторов, которые все это объясняют. Салон оборудован семью камерами со звуком. Все дистанционно фиксируется. Если в автобусе находится буйный пассажир, вызываем наряд полиции.

 – Общемировая практика показывает: есть убыточные, а также прибыльные маршруты, но муниципальный транспорт практически никогда не окупается. То есть он субсидируется, финансируется из каких-то других источников. Что подвигло вас заняться такого рода бизнесом? Не боитесь понести убытки?

– Риск есть в любом бизнесе. Но это не первый проект нашего партнера компании City Bus, у которой большой опыт в таком деле. Почему мы зашли на этот рынок? Потому что есть понимание и поддержка областного и городского акиматов. По приглашению местных исполнительных органов запустили свои автобусы по маршрутам Актобе. Существует такое понятие, как государственная поддержка данной отрасли через субсидии. Вы правы, при нынешнем тарифе мы будем в большом минусе с экономической точки зрения. Но через субсидии затраты будут возмещаться.

 – У наших жителей возникают вопросы: новые ли это автобусы и почему они с алматинскими номерами?

– Это абсолютно новые автобусы, произведенные в Алматы на отечественном заводе. Поэтому в южной столице их и зарегистрировали. Уверяю вас, что они еще даже до первого ТО (технического обслуживания. — Прим. автора) пробега не набрали.

 – В какую сумму, если это не коммерческая тайна, обошлись автобусы?

– Рыночная цена одного Golden Dragon составляет 70 миллионов тенге, и это не секрет.

 – Довольно дорогое удовольствие.

– Конечно, но автобусы оборудованы GPS-навигаторами, видео­камерами, климат-контролем, включающим системы кондиционирования и отопления, есть подогрев топлива. В общем, много чего из оборудования. Хочу сказать, что Актобе – первый город в регионах, где на маршруты выпущены подобные автобусы. Это автотранспорт стандарта Евро-5. Такие автобусы до сентября этого года курсировали только в Нур-Султане и Алматы.

 – Когда в начале сентября ваши автобусы вышли на маршруты, насколько я наслышан, за рулем были приглашенные из Алматы водители.

– Это правда. В Алматы Golden Dragon эксплуатируются довольно долго. Мы попросили City Bus командировать к нам 10 профессиональных водителей из южной столицы. Для того чтобы они накатали маршрут, провели некий ликбез для местных и так далее, потому что такие автобусы-лайнеры ранее не ездили по дорогам Актобе. При вождении очень много нюансов – прохождение узких поворотов, правильная эксплуатация на различных скоростных режимах. Алматинские водители до сих пор здесь. Мы их разместили в гостинице. Первая десятка вернулась в Алматы, на смену им приехало еще десять человек. Это не будет происходить вечно. Скоро мы укомплектуем штат актюбинскими кадрами. Но пока не научим их этикету, культуре вождения, как в Нур-Султане или Алматы, приезжие специалисты будут находиться здесь. При этом за рулем уже сидит 70 процентов местных водителей.

 – Ваша компания работает на актюбинских маршрутах чуть более трех недель. Какие-то итоги можно подвести?

– Ну, какие-то глобальные, наверное, подводить еще рано. Никаких нареканий от населения нет, только благодарности. Даже как-то не по себе становится. Слишком все гладко и ни одного недовольного пассажира (смеется). Народ привыкает с каждым днем все больше. По маршрутам ездит контрольно-ревизионная служба. В плюс, конечно, мы не вышли. Говорить об этом можно будет только после получения субсидий, которые назначаются с сентября этого года. Оплата 80 тенге не покроет расходы, причем связанные с эксплуатацией новых автобусов.

«Золотые драконы» вышли на маршрут

Новые автобусы значительно улучшили движение пассажирского транспорта в Актобе.
– Ежедневно на маршруты выходит от 200 до 240 автобусов. В ТОО «ПАТП» парк изношен на 60-70 процентов, в Автопарке более 50 процентов устаревшей техники. В Актобе в конце августа из Алматы прибыло 32 новых комфортабельных автобуса большой вместимости Golden Dragon. В октябре-ноябре ожидается прибытие еще 70 подобных машин, – рассказывает руководитель городского центра обеспечения безопасности дорожного движения и технической цифровизации Адильбек Танкиев.
С начала сентября новая техника вышла в рейс. «Золотые драконы» обслуживают три маршрута: № 8а, 20 и 48. Автобусы оснащены видеокамерами, выдвижными пандусами для инвалидов-колясочников. Интервал движения 7-8, на некоторых – до 10 минут. Работают с 6 утра до 10 часов вечера. Почему же у других перевозчиков автобусы сходят с линии даже до 20.00?
– Мы сейчас работаем над этим вопросом. Будем добиваться, чтобы все автопарки работали в таком режиме. Но здесь есть и обратная сторона медали. Водитель выезжает на линию в шесть утра и к шести вечера уже отрабатывает свои 12 часов. А для введения двухсменной работы не хватает кадров.
Улучшить работу пассажирского транспорта, выпустить на линию новые автобусы, а также хорошо забытые, но вместительные старые удалось потому, что решился вопрос с субсидированием социальных маршрутов с сентября этого года. Тем более начался учебный год, и нужно усиливать курсирование общественного транспортах, уменьшая нагрузку и интервал движения. Говоря о заработной плате, к каждому перевозчику предъявлено требование, чтобы водители автобусов получали не менее 200 тысяч тенге в месяц. Использование для оплаты приложения «Аvtobys» позволило увеличить на 50% получение автопарками выручки.
По словам спикера, до конца года также будет решен вопрос с официальным трудоустройством кондукторов.

У каждого своя правда

Качество работы общественного транспорта оставляет желать лучшего. Однако истины ради стоит отметить, что у перевозчиков есть свои проблемы.

Чтобы не убить транспорт до конца

ТОО «Автопарк» обслуживает 34 маршрута, из которых 4 сезонные (дачные). В настоящее время приостановлена работа маршрутов № 6, 18 и 38.
– Без субсидий маршрут № 18 мы просто не могли содержать. Пока только запущен процесс субсидирования, но финансовые средства еще не поступали. На маршруте № 6 идет оптимизация – меняется схема движения. Теперь из Жилгородка по проспекту Мира он будет следовать на улицу Шанхай, так как по этому направлению нет ни одного привязанного маршрута. Далее по Санкибай батыра, через Батыс-2. Затем его путь пройдет через 11 микрорайон с выездом в сторону скотного базара, – рассказывает директор Автопарка Акарыс Тлеулесов.
Маршрут № 38 доезжает до Заречного-4. Но, как оказалось, он был настолько нерентабелен, что через какое-то время пришлось его приостановить. По словам директора предприятия, проводился анализ с участием жителей данного массива и представителей отдела ЖКХ. Выяснилось, что автобусом пользуется всего пять-шесть человек. Остальные добираются в центр города на личном автотранспорте. К тому же рядом пролегает орская и хромтауская трассы, по которым курсируют автобусы.
– Изначально через жилой массив проходил маршрут № 2. Но жители Нур-Актобе возмущались, почему из-за трех-четырех человек полный автобус вынужден давать такой крюк по плохой дороге. Второй маршрут пустили напрямую, а по обращению жителей Заречного-4 ввели 38-й. Как оказалось, проблему сделали из ничего. Потом сами жители извинялись, – рассказывает Акарыс Тлеулесов.
Когда построили первую полосу сельмашевского моста, с 15-го маршрута исчезли автобусы средней вместимости. Это, конечно, вызвано объективными причинами – было небезопасно совершать маневр, тем более что движение шло двусторонне. На вопрос: «Почему после сдачи моста в эксплуатацию эти автобусы не вышли на линию?» директор автопарка ответил, что это вызвано плохим состоянием дорог в районе Москвы, особенно улицы Арынова. К тому же почти повсеместно асфальтировались участки, менялись схемы движения, автобусам приходилось петлять по улицам с разбитым дорожным полотном. Все это убивало транспорт.
В настоящее время водители ТОО «Автопарк» (а их 180 человек) получают по 300 тысяч тенге. Протестных настроений нет. А вот доходы предприятия, даже после ввода электронного билетирования, упали. Вызвано это в первую очередь повышением зарплаты водителям. Во-вторых, разработчик приложения «Avtobys» забирает комиссионные – 10% от выручки. Ну и старая проблема, возродившаяся вновь, – зайцы. Предприятие ждет субсидирования.

Проблемы те же

ТОО «ПАТП» обслуживает 17 маршрутов, включая 5 пригородных и 2 сезонных. Зарплату водителям также подняли до 300 тысяч тенге и тоже уповают на субсидирование.
– На предприятии работает 140 водителей. Получив субсидии, мы рассмотрим вопрос об оформлении кондукторов в штат. Кстати, субсидирования общественного транспорта не было шесть лет, – рассказывает и.о. руководителя товарищества Асанали Кайдаров.
Опять же при поступлении господдержки на предприятии будет рассматриваться вопрос обновления парка.
Вопросы и проблемы обоих перевозчиков одинаковые, включая безбилетников и последние события, связанные с забастовками водителей. Сейчас у них протестных настроений нет.

Что и какие городские маршруты общественного транспорта вас не устраивают?

Жамбыл МЕНДЫБАЕВ, пенсионер:

 – Мне не нравится работа 42-го маршрута, который ходит в Акжар. Народу много ездит, а автобус один всего. Какие тут санитарные меры, когда такое скопление людей? Как селедки в бочку набиваются. Перевозчик не хочет работать нормально.

Асемай НАГЫМЕТОВА, студентка:

– Езжу 24-м и 26-м маршрутами. Всегда полные автобусы. Они слишком малы для такого пассажиропотока. У нас большой областной центр, по-
этому нам нужны большие автобусы.

Любовь АРАКОВА, пенсионерка:

– Я езжу на автобусе № 24. Все устраивает, очень хорошо ходит. Потом пересаживаюсь на 43-й, который ездит в село Саздинское. Тоже нравится маршрут. Люди все вежливые: и пассажиры, и водители. Молодежь воспитанная, приятно. Появились в нашем городе хорошие новые автобусы. Так что не все так плохо!

Талгат ИБРАЙ, преподаватель:

– Пользуюсь автобусами № 21 и 45. Не устраивает интервал движения – долго приходится ждать. А потом салон битком набивается, встать негде. Хорошо, конечно, что на некоторых маршрутах появились автобусы большой вместимости. Но городу надо еще больше таких.

Ирина СТЕФАНОВА, пенсионерка:

– В принципе, сейчас городской транспорт в целом неплохо ходит. Восьмерка, правда, слабовато. Не устраивало то, что на маршруте № 15 были маленькие ПАЗики. А сейчас хоть, слава Богу, вновь появились большие автобусы. Все говорят о социальной дистанции, а как ее соблюдать в салонах небольших автобусов, тем более в час пик? Плюс к этому стоят водители и ждут, когда наберется пассажиров еще больше. Недавно ехала в автобусе № 8 и до самого «Шығыса» на одной ноге практически стояла. Здорово, что пустили большие автобусы.

Дана ШАКЕТ, студентка:

– Часто езжу на автобусах № 11, 15, 24, 26. И на каждом маршруте водители водят транспортное средство очень быстро, неаккуратно. Резко перестраиваются, а потом тормозят. В основном это касается 24 маршрута. Много людей в салоне. Никакой дистанции. А в остальном все устраивает.

Над разворотом работал Владимир БУРЬЯНОВ
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

 

 

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель