Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Радикализм в контексте современного мира

Отечественные эксперты в области религии отмечают, что в казахстанском сегменте наблюдается активность такого радикального течения как салафизм.
Данное деструктивное течение определяется различными востоковедческими школами как интеллектуальное и политическое исламское движение, выступающее за возвращение к первоосновам религии ислам.
За последнее десятилетие салафизм сумел систематизировать различные механизмы своей деятельности. В арсенале их целенаправленного фокуса работы:
– использование современных средств коммуникации;
– отлаженные маршруты материального и военно-технического снабжения;
– определение источников финансирования деятельности, которая основана на традиционной среди террористических организаций форме разнообразных пожертвований, неправительственных фондах и исламских банках;
– создание специальных баз подготовки боевиков-салафитов;
– формирование складов вооружений и т.д.
В данном материале осуществлена попытка освещения состояния и распространения салафизма в ряде зарубежных стран.
Так, например, в Австрии присутствуют последователи салафитского течения. Об этом впервые было заявлено в 2013 г., когда в австрийской газете «Die Presse» впервые публикуется статья о салафитских мечетях г. Вены. В статье также речь идет о том, что в данных мечетях ведется сбор финансовых средств в помощь джихадистам, сражающимся в Сирии.
В материале указывается, что часть прихожан этих мечетей тесно связана с исламистскими кругами Боснии и Герцеговины, а финансирование мечетей осуществляется рядом стран Ближнего Востока.
В свою очередь, Берлинское отделение Федерального ведомства защиты Конституции опубликовало анализ текущего состояния салафитской общины в столице Германии.
По данным организации BfV, салафиты в Германии – это сеть из примерно 100 ячеек (группировок) численностью от 10 до 80 членов каждая, состоящая из мужчин и женщин.
Во главе ячейки стоит лидер, пользующийся авторитетом у остальных ее членов. При этом BfV не квалифицирует салафизм как воинственное мировоззрение, хотя считает, что он создает питательную среду для радикализации его сторонников, общее число которых, по оценкам спецслужбы, насчитывает порядка 43 тысяч человек.
Представители мусульманской общины Франции и премьер-министр страны Мануэль Вальс призвали к продвижению идей основного течения ислама и к борьбе с радикализацией молодых мусульман во Франции.
Обращения к гражданам были опубликованы в газете Journaldu Dimanche (JDD) в связи с убийством священника исламскими экстремистами.
В совместном заявлении мусульман, подписанном предпринимателями, юристами и учеными, отмечается: «…мы должны высказаться, потому что ислам стал общественной проблемой, и текущая ситуация недопустима». Они призвали к культурной борьбе против радикального исламизма среди молодежи. По их мнению, она должна включать в себя прозрачное финансирование мечетей, надлежащую подготовку и зарплату для имамов, а также теологическую работу».
Глава МВД Франции Бернар Казнев сообщил, что с декабря 2015 года власти страны закрыли около 20 мечетей, в которых проповедовался радикальный ислам. По словам главы ведомства, в стране насчитывается около 2 500 мечетей и молельных залов, примерно в 120 из которых проповедуется салафизм.
В рамках актуализации проблемы салафизма во Франции планируется принятие практических мер, в числе которых создание Центра по дерадикализации мусульман с целью помешать местным мусульманам вступать в радикальные группировки.
Предполагается, что по решению суда в Центр по дерадикализации будут помещены люди, которые считаются ставшими на путь радикализации, но которых, например, нельзя поместить под стражу по каким-то конкретным уголовным статьям.
Представляется интересным то, что при данном центре будет действовать программа, рассчитанная на десять месяцев. В рамках программы с молодыми людьми будут беседовать психологи, помогать им отойти и отказаться от идеологии радикального ислама с помощью специальных курсов профориентации. К 2018 году бюджет Франции на борьбу с радикализацией мусульман составит 40 млрд евро.
Изучение вопроса показало, что салафизм вошел в Испанию через север – Каталонию. Дело в том, что здесь самое большое число мечетей последователей салафизма – радикально настроенных групп, нетерпимых к другим верующим мусульманам.
В Испанию непрерывно прибывают проповедники и «ученые салафиты» из Иордании, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и Бельгии.
Их миссия – вербовка новых адептов. Для этого они практикуют выступления перед новообращенными и последователями. Проповеди лидеров салафитских группировок пользуются большим спросом, так как на их выступления собираются до 2-3 тысяч молящихся.
По мнению экспертов, такие собрания, в совокупности с харизматичным проповедником, молодостью прихожан, большинство из которых – молодые мусульмане из бедных семей иммигрантов, живущие среди относительно благополучного христианского коренного населения, являются «эффективным инструментов радикализации».
Интересным представляется Таджикистан, который в январе 2009 года по иску Генеральной прокуратуры Верховного суда внес движение «Салафия» в список запрещенных организаций.
Постановлением Верховного суда Республики Таджикистан от 8 декабря 2014 года деятельность религиозного течения «Салафия» признана экстремистской, в связи с тем, что «движение «Салафия» имеет опасную идеологию, и решение Верховного суда мотивировано желанием защитить конституционный строй Республики Таджикистан укреплением национальной безопасности страны и предотвращением разжигания межконфессиональной розни».
В целом краткий экскурс в проблему показывает, что салафизм в ряде стран мира запрещен в судебном порядке, в других же странах принимаются программы по противодействию его идеологии.
Необходимо отметить, что наиболее уязвимые слои населения, подверженные данной идеологии, – это молодежь. Для распространения своей идеологии в молодежной среде они призывают на учебу в зарубежные исламские учебные центры, занимаются распространением в социальных сетях соответствующих информационных материалов.
Сегодня в социальных сетях разворачивается вербовочная работа, в первую очередь среди молодежи. Ее особенностью является использование религиозного фактора и формирование отношений по принципу «духовный лидер – последователь».
Результатом таких действий служит то, что молодые люди уходят из домов, бросая родителей и семьи, отказываются соблюдать традиции и обычаи своего народа, законодательные акты своей страны для того, чтобы «служить» религии в своем специфическом понимании.
В целом необходимо отметить, что на борьбу с идеологией салафизма должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодежных организаций и НПО, необходимы комплексные работы, которые будут направлены на пропаганду истинных духовно-нравственных ценностей ислама с учетом традиций и культурных норм Казахстана.
е-islam

Колонка "Взгляд"