Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Результат динамичного развития

Независимое Агентство аккредитации и рейтинга (НААР) РК подвело итоги деятельности 59 вузов, в том числе 7 национальных и 8 вузов Западного региона Казахстана.

Бауыржан ЕРДЕМБЕКОВ, ректор Актюбинского регионального государственного университета имени К. Жубанова, доктор филологических наук, профессор.

Опубликованный в газете «Казахстанская правда» (№ 96 от 23 мая 2017 г.) генеральный рейтинг свидетельствует о том, что Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова добился заметных успехов в своей деятельности, а среди вузов Западного Казахстана занял лидирующую позицию. Так, в топ-10 по направлениям подготовки «гуманитарные науки» университет расположился на 5-м месте, «образование» — на 6-м месте, а по направлениям «социальные науки» и «естественные науки» — на 7-м. Ведущие позиции университет занял и в подготовке кадров в разрезе специальностей. В частности, по специальности «физика» университет утвердился на 1-м месте, на 2-м месте по специальностям «психология», «география», «казахский язык и литература», «русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения», на 3-м месте по специальностям «биология», «история», «экология», «металлургия». Отметим, что в 2015 году в топ-10 данного рейтинга вошли лишь 5 специальностей, в 2016 году — 6 специальностей, а в 2017 году — 11 специальностей. Эти успехи мы считаем весьма существенными, если учесть, что в последние годы университет не входил в рейтинг даже 20-ти лучших вузов Казахстана.
В топ-30 лучших преподавателей вузов вошел первый проректор университета Куаныш Шункеев (21-е место).
Каковы же предпосылки этих достижений?
Как известно, в любой модели успешного развития социально-экономической сферы ключевым фактором является человеческий капитал. Какой бы продуктивной ни была идея, она останется лишь идеей, если не найдутся люди, обладающие нужными знаниями и компетенцией, чтобы эту идею воплотить.
Сегодня вузу важно формировать у своего выпускника именно такую профессиональную квалификацию, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда.
Академическая деятельность университета направлена на реализацию задач, сформулированных в Стратегии «Казахстан-2050» и ежегодных Посланиях Главы государства народу Казахстана, которые предусматривают ускоренную экономическую, социальную и политическую модернизацию, в том числе модернизацию системы высшего образования, позволяющей готовить лидеров и высококвалифицированных специалистов.
На основе кластерного подхода проведена комплексная модернизация структуры университета — новый импульс приобрели факультеты, кафедры и научно-исследовательские центры. Университет взял курс на реализацию модели инновационного вуза «университет-технопарк» для диферсификации науки и новых технологий, формирования интеллектуальной элиты. Управление вузом ориентировано на достижение конкретных результатов, которые отражены в стратегическом плане развития АРГУ имени К. Жубанова на 2014-2018 годы.

Университет самостоятельно разрабатывает различные образовательные программы в соответствии с национальной рамкой квалификации, согласованные с Дублинским дескриптом и Европейской рамкой квалификации. Их разработка осуществляется с учетом запросов работодателей и специфики Западного региона Казахстана. Образовательные программы предусматривают различные индивидуальные траектории обучающихся. Реализация основных параметров Болонского процесса академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов осуществляется через организацию стажировок за рубежом, обмен студентами, приглашение зарубежных ученых и языковые курсы.
Университет прошел институциональную и специализированную аккредитацию образовательных программ по 46 специальностям.
В рамках международного сотрудничества в сфере образования и науки подписано более 50 договоров с зарубежными вузами, в том числе с вузами США, Великобритании, Германии, Китая, Польши, Кубы, Болгарии, России и других.
По программе международной академической мобильности более 100 студентов университета прошли семестровое обучение в вузах Великобритании, Китая, Польши, Венгрии, Латвии, а в университете в настоящее время проходят обучение студенты и магистранты из Российской Федерации, Узбекистана, Туркменистана, Китая.
Более четверти студентов вуза обучаются по образовательным грантам, а более 400 человек — по государственной программе «Серпін».
В рамках повышения квалификации научно-педагогических кадров по программе «Болашак» 58 преподавателей прошли стажировку в университетах США, Японии, Германии, Польши, России и других стран. 29 преподавателей университета стали обладателями государственного гранта «Лучший преподаватель вуза РК». Университет реализует международные образовательные проекты по программам «Темпус», «Ньютон-аль-Фараби», «Globus Education», «Гете-институт», Корпус Мира США, «Образовательный центр Билим-Центральная Азия» и другие. Заинтересованными сторонами только за последние два года в каталоги элективных дисциплин введены более 200 учебных дисциплин. В целях реализации программы полиязычного образования разработаны образовательные программы на английском языке по специальностям «физика», «математика», «химия», «информатика», «биология».
Для проведения лабораторных и практических занятий и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ подготовлен договор-меморандум с 18 иностранными нефтяными компаниями, работающими в области, в том числе такими, как АО «СНПС-Актобемунайгаз», «Великая стена», «Технические разработки нефтяных технологий Петрочайна» и др.
Университет имеет 18 филиалов кафедр на крупных производственных предприятиях, в образовательных и финансовых учреждениях.
В современной производственной сфере наблюдается слияние нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. В этой связи меняется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать соединение учебной и научной-исследовательской форм деятельности в единый процесс, формировать у студентов опыт освоения и создания новых типов деятельности.
Университет располагает хорошей научной базой — исследовательскими центрами, лабораториями. Выполняются проекты, финансируемые по итогам грантового конкурса научных исследований Министерства образования и науки РК. Основные направления научных исследований — радиационная физика материалов (руководитель доктор физико-математических наук, профессор Шункеев К.Ш., объем финансирования 64 миллиона тенге), электронная оптика (доктор физико-математических наук, профессор Спивак-Лавров И.Ф., 11,7 миллиона тенге), получение новых строительных материалов на основе отходов (доктор технических наук Исакулов Б.Р., 14,6 миллиона тенге), интеграция сельских ресурсных центров и малокомплектных школ в единый образовательно-информационный технопарк (кандидат педагогических наук Альмурзаева Б.К., 9,8 миллиона тенге).
Подготовлены и находятся на рассмотрении палаты предпринимателей проекты производства гранулированного удобрения из фосфатной муки и проект изолированной теплицы для континентального климата. Проводятся также исследования в области металлургии, гуманитарных наук, агрохимии, прикладной математики и информатики, нанотехнологий и робототехники.
Подходит к завершению строительство парка инновационных технологий, который объединит научные центры и лаборатории и совместно с офисом коммерциализации будет внедрять инновационные проекты АРГУ имени К. Жубанова в производство и другие секторы экономики.
Основные направления и планы воспитательной работы в университете скорректированы с учетом задач, поставленных в программной статье Президента Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Составлен специальный комплексный план работы коллектива университета, предусматривающий пути, способы и сроки решения поставленных задач в процессе учебно-воспитательной и научной деятельности ППС и обучающихся. В плане выделены разделы, включающие в себя конкретные мероприятия, нацеленные на повышение конкурентоспособности будущих специалистов, сохранение национальной идентичности, разъяснение значения перехода на латинский алфавит, модернизацию содержания гуманитарного образования, активизацию краеведения, а также на обеспечение соответствия образования и науки современным требованиям. Реализация намеченных задач послужит выполнению стратегического плана университета и повышению качества подготовки востребованных в регионе кадров.
Следуя стратегическим приоритетам и целям развития образования в стране, мировым образовательным тенденциям, университет продолжит свою деятельность, связанную с осуществлением целевого подхода в подготовке кадров, созданием необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности молодого поколения на основе общенациональной идеи «Мәңгілік ел».

Колонка "Взгляд"