Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Школа, пережившая войну

Школа-лицей № 5 города Шалкара славится богатейшей историей и… садом. Несмотря на солидный возраст, а в этом году ей исполнилось 115 лет, она по-прежнему остается одной из самых красивых и образцовых в области.

Здание учебного учреждения является уникальным, так как построено в британском архитектурном стиле еще в 1907 году. Экс-директор Равиль Туюшев сделал все, чтобы она хорошела и расцветала в буквальном смысле этого слова. Он сам высаживал деревья, ухаживал за садом (что само по себе в условиях климатических условий района уже заслуживает уважения. – Прим. авт.) и двором школы. Сумел не просто сохранить это историческое место, архитектуру здания, но и органично соединить прошлое с настоящим.
— Родился я в 1948 году в городе Шалкаре. Отец, фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, неоднократно был ранен и контужен. Войну закончил в Чехословакии, демобилизовался в 1947-м.

Мама преподавала в начальных классах с 1942 года, когда школа

№ 59 еще относилась к Оренбургской железной дороге. Работала она и после войны, тогда школа имела № 39 и была в ведении Казахской, затем Западно-Казахстанской железной дороги. Как дань памяти о ее вкладе в благородное дело просвещения на стене школы установлена мемориальная доска.
Я тоже учился здесь, затем поступил в пединститут на исторический факультет. С 1969-го тружусь в родной школе, 18 лет преподавал, свыше 32 лет был директором. Вся жизнь моя неразрывно связана с ней.
Наша школа, одна из старейших в области, построена при Николае II, когда Казахстан был еще Туркестанским краем. Шалкар возник в ходе и на базе строительства железной дороги Оренбург — Ташкент, так что ее управление фактически было градообразующим предприятием.
Естественно, все было связано со стальной магистралью. В школе воспитывали и обучали железнодорожников, которые потом, как правило, устраивались на работу в такие организации, как НГЧ, ПЧ, ШЧ, локомотивное депо слесарями по ремонту вагонов, тепловозов, путей, строителями.

Времен связующая нить

— Наша школа пережила ряд исторических событий. Первый директор – Иванов, имя которого кануло в небытие. Главным инженером, который строил школу, был Ежов (имя тоже не сохранилось. — Прим. авт.). Нынешний облик почти в первозданном виде, поменяли только окна.
Сначала в ней было только два класса, средней стала уже перед войной. В период Великой Отечественной в здании размещался госпиталь. Сюда привозили тяжелораненых солдат, некоторые умирали, хоронили их в братской могиле, — вспоминает экс-директор.
Школа и те, кто в ней работал, видали разное, и поистине здесь все — история. Это учебное заведение окончила целая плеяда видных государственных и общественных деятелей, одним из которых был генерал армии, замминистра обороны СССР Владимир Архипов.
В 1942 году, когда Родина нуждалась в бойцах, 32 ученика вместе с учителем математики Иваном Матраховым добровольно ушли на фронт. Никто из них не вернулся с кровавых полей. Все это опечатано и сохранено в стенах школы, чтобы молодое поколение города никогда не забывало историю.
— Мы решили увековечить их имена и фамилии на священном обелиске. На базе учеников и выпускников нашей школы был сформирован целый отряд, 90 процентов из которых полегло на полях сражений, — рассказывает Равиль Туюшев. — На территории двора стоят памятники Ленину, воину-освободителю и матери с ребенком, отражающие целую эпоху и направление искусства того времени — социалистический реализм.
Наши ребята изучают прошлое не только по книгам, они ежедневно видят, скажем так, артефакты. Это своего рода времен связующая нить, которая не дает забыть уроки истории. Не все из них были радостными или светлыми, но такова жизнь.
Однако находятся люди, которым не по душе эти скульптуры, оттого их и ломали, и говорили мне, чтобы убрал. Но я обратно их забирал со свалки, реставрировал. Сейчас часть из них находится в моем дворе, остальная – во дворе школы. Считаю, что нынешнее поколение должно видеть, знать все без купюр, ведь лучший учитель для всех, и это доказано практикой, история как есть. Ее уроки надо учить, уважать и делать выводы.

Оазис в песках

Все выпускники школы вспоминают о беззаботном детстве, шумных переменах, интересных мероприятиях, сплоченном коллективе, коржиках из школьной столовой.
— Средняя школа № 5, тогда у нее еще не было статуса лицея, единственная русская школа в нашем районе. Там учились мои родители, сестры, братья. Она по праву и не только в силу своего 115-летнего возраста считается одной из достопримечательностей города Шалкара.
Нашей школой можно гордиться, ведь она выпускает лучших. В наше время директором был Туюшев Равиль Рафкатович. Такой трудолюбивый, добрый, честный и справедливый руководитель – большая редкость. Никогда, ни при каких обстоятельствах он не терял самообладания, достоинства и оставался Человеком. Он вложил в школу всю свою душу, — вспоминает выпускница Шынар Тусибекова.
Шалкар — степной город, где мало деревьев, повсюду песок, поэтому нам этот двор показался сказочным. Маленьким оазисом среди зыбучих песков он стал при Равиле Туюшеве.
В то время как в мегаполисах срубают деревья, а люди дышат загрязненным воздухом, ученики, коллектив и гости школы ежедневно любуются красивым видом и находятся на чистом воздухе.
— Когда я устроился, растений не было вообще. Земля на территории школы очень активная, подвижная, в ней содержится большое количество соли, поэтому учителям, выпускникам и их родителям пришлось проделать колоссальную работу, — вспоминает экс-директор. — Садом начал заниматься в 1982 году. В один ясный день вышел на крыльцо и увидел, как мельчайшие кристаллы соли витали в воздухе, а вся территория двора была покрыта ее слоем так, что обувь наших учеников после перемены покрывалась белой пленкой.
«Чем же дышат наши бедные дети?» — задался я вопросом. Надо что-то делать, это же неправильно. Понимал, что не виноват, но в то же время осознавал, что надо кардинально изменить ситуацию. И лучшим решением было озеленение двора… Над моей идеей смеялись все коллеги.
Но я был настроен решительно. Выкопал немного земли и передал своему другу, директору Приаральской опытной станции генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (в составе Всесоюзного института растениеводства).
Ее работники Зиновий, Сыч и Дзюбенко констатировали: «Равиль Рафкатович, анализ показал, что у тебя ничего расти не может, только тамарикс».
В свое время тамарикс высадили по Октябрьской улице, где находится школа. Но у него был такой неприглядный вид, что я сразу не согласился с таким выводом. На свой страх и риск мы начали заниматься озеленением и через четыре года добились-таки результата.
Тогда Дзюбенко сказал: «Рафкатыч, давай-ка напишешь кандидатскую, как ты все это сделал. По идее, это невозможно, но у тебя получилось невозможное — сад, цветы, тополя».
Кандидатскую я так и не написал, все времени не было. Уже более 11 лет — не директор, но все так же продолжаю наблюдать за своим детищем. Считаю, что основную роль в развитии школы, любого учреждения и государства в целом играет человеческий фактор. Если каждый гражданин будет думать не только о себе, но и обществе в целом, Казахстан станет одной из самых развитых стран.

История и современность

Равиль Туюшев вместе с жителями Шалкарского района просит внести школу-лицей в список объектов историко-культурного наследия и взять под охрану государства.
Уже на протяжении нескольких лет на месте здания начальной школы, где обучали с 0 по 4 классы, была столовая, свой спортзал, идет строительство новой. А из здания красной школы, которое не менялось с 1907 года, хотят сделать музей, поэтому нужна поддержка государства.
Школа со 115-летней историей сейчас испытывает нехватку кабинетов, дети учатся в три смены. Большой холл, где раньше проводились мероприятия, разделен перегородками на две части, в одной из которых проводятся занятия, а в другой – столовая.
Бывший спортзал превратили в раздевалку, на месте катка — новое здание. Уже второй год в теплое время ученики занимаются спортом на улице, а в холодное – сидят в кабинетах и играют в шашки, шахматы и тогызкумалак.
Новую школу должны были сдать в эксплуатацию еще в прошлом учебном году, но или из-за финансовых проблем, или из-за безответственности подрядчиков строительство продолжается до сих пор. Между тем страдают дети.
Нурдана КАНИЕВА,
город Шалкар

Колонка "Взгляд"