Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сила сотворчества

Пять разноплановых спектаклей за два дня — такой была задумка Жамбылского областного
русского драматического театра на гастролях в Актобе. Все получилось в наилучшем виде.

Знакомство
Две детские пьесы («Тук-тук! Кто там?» и «Бременские музыканты»), социальная драма для тинейджеров «Вестсайдская история», сценическая композиция по Айтматову «Пегий пес, бегущий краем моря» в постановке Юрия Ханинги-Бекназара и комедия «Выходили бабки замуж» собрали аншлаги в театре имени Т. Ахтанова.
Гастроли таразцев в нашем городе — это часть тура Уральск-Актобе-Байконыр, посвященного 20-летию Ассамблеи народа Казахстана.
Это подчеркнула в своем выступлении и руководитель КГУ «Коѓамдык келісім» Гаухар Шерниязова, вручая гостям благодарственное письмо.
Любопытно, что среди нынешних ахтановцев немало друзей в Жамбылском театре. Так, режиссер казахской труппы Магзум Бакытжанов более двадцати лет служил в театре Тараза, поэтому вызвался сказать коллегам добрые слова от лица хозяев сцены:
— Маленькие гастроли — самый верный способ соединить коллективы. Вы слышали аплодисменты, видели глаза зрителей — все это заслуженно.
Коллектив, дающий от семи до одиннадцати премьер в год, отличают высокий профессионализм и рвение, что и подтвердилось спектаклями. Тем более что гости привезли «Пегий пес, бегущий краем моря», который у нас с успехом прошел в постановке молодого режиссера Сырыма Аскарова. Но сценическое решение обеих пьес-притч настолько разное, что сравнивать их — трата времени.
Удалось взять интервью у Эльмиры Аккулиевой, сыгравшей в этом  спектакле сразу четыре роли: Рыбы-матери, Рыбы-женщины, Матери и женщины Аявун.
— Юрий Иванович увидел меня в постановке «Каждому казаху по одной жене» и, как он признался, сразу представил меня во всех названных ипостасях, — рассказала Эльмира Арынхановна. — О схожести-разнице образов скажу следующее. У Рыбы-матери и Рыбы-женщины одно стремление — получить душу человека. Но Рыба-мать душу человека после физической смерти опекает, а Рыба-женщина высасывает. Аявун — персонаж неоднозначный, в разных ситуациях предстающий по-разному, тем более что все четыре образа сходятся именно в ней. Трудно ли было работать над этой ролью? Он настолько захватывает актера, что после премьеры я приходила в себя долго!.. Невозможно было абстрагироваться от роли.
— Насколько сложно было работать с Юрием Ханингой-Бекназаром?
— Юрий Иванович очень требователен. Например, мы репетируем целый день, потом он говорит: «Все! Идите домой работать!». То есть этот режиссер предоставляет актеру полную свободу работы над образом, а когда мы его подаем, мэтр просто отсекает все лишнее. Вот так создается гармония.

Возраст не помеха
Спектакль «Выходили бабки замуж» удивил тем, что актрисы, задействованные в нем, с небольшой поправкой играли самих себя — имеется в виду возраст. Поразило то, что в Жамбылском театре служат актеры и актрисы старшего возраста. Так, Виктор Сукопов (режиссер постановки и исполнитель мужской роли) в театре более 30 лет (начинал рабочим сцены), более 40 лет — Надежда Турманидзе, Надежда Антимонова и другие. А через руки режиссера Жамал Бодаубаевой («Вестсайдская история») прошли три поколения актеров.
— Во-первых, у нас, как и везде, не хватает актеров, во-вторых, если человек в силе, в хорошей профессиональной форме, почему мы должны отказываться от него? — считает замдиректора театра Валерия Сон. — В целом наша труппа отличается и интернациональным составом, и возрастным разнообразием. Бывает, объявляем кастинг, ставим новичка на роли, а потом, видя старания человека и его серьезные намерения, направляем в вуз. Так у нас появился Ярослав Дубовенко, одаренный парень, сыгравший Тони в «Вестсайдской истории».
Кстати, об этом спектакле. «Вест-сайдская история», по мнению классного руководителя СШ № 23 Натальи Пеннер и ее учеников, стала хорошим поводом для разговора на классном часе.

О театре на фоне времени
В 2013 году Жамбылским театром был инициирован фестиваль молодой режиссуры «Дебют-2013». Его суть в том, чтобы в каждый отдельно взятый театр приезжали молодые режиссеры и ставили спектакли. Так в Таразе оказалась Дина Жумабаева и поставила пьесу Михаила Булгакова «Мертвые души». Коллектив театра имени
Т. Ахтанова решил поддержать инициативу таразцев и пригласил ту же Дину. В качестве постановки режиссер выбрала «Женитьбу» Гоголя. Только фестиваль актюбинцы назвали «Жас талап-2015». Спектакль Дина Жумабаева, выпускница мастерской Юрия Ханинги-Бекназара, ставит в казахской труппе. Именно ей был задан вопрос о современном и классическом театрах.
— В казахстанских театрах наблюдается картина 30-х годов прошлого века. В определенной степени это абсурд, ведь театр — живое явление, он должен развиваться.
— Как быть с бессмертным театром Станиславского?
— Он всегда будет, и никто никогда ни одно направление отменить не в силах. Театр Станиславского — это бытовой реализм. Сейчас же актуален минимализм, что гармонично вписывается в такие европейские эстетические направления, как символизм и сюрреализм. Современному зрителю, выросшему на бытовом реализме, эти направления будут понятны хотя бы потому, что в них тоже главенствуют сюжет и идея. А новая «Женитьба» в казахской труппе — это неувядающая классика глазами человека 21 века: без штампов.
Вот так сплелись события двух дней и его герои из нескольких казахстанских театров по одному хорошему поводу, именуемому культурным сотрудничеством.

Колонка "Взгляд"