Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Слаженно работать по всем направлениям

В Акорде с участием Президента Нурсултана Назарбаева состоялось расширенное заседание Правительства, посвященное вопросам реализации Стратегии «Казахстан-2050».

Открывая заседание, Глава государства подчеркнул, что в условиях нестабильности на мировых рынках в экономике страны наблюдается рост на 6%. В целом положительно оценив деятельность Правительства и акимов областей, Президент отметил, что нужно сконцентрироваться на том, что еще предстоит сделать, нынешний год обещает быть непростым, и необходимо четко и слаженно работать по всем направлениям.

— В октябре 2013 года мы подводили итоги 9 месяцев, обсуждали проблемные вопросы, и я дал конкретные поручения. Из 33 поручений, срок исполнения которых уже наступил, полностью исполнены только 11. Это одна треть. Остальные поручения проработаны некачественно и все еще находятся на исполнении, — сказал Нурсултан Назарбаев.

Так, Правительством и Национальным банком не отработаны предложения по привлечению средств институтов развития, пенсионных фондов, финансовых организаций к проектам государственно-частного партнерства. Практически ничего не сделано по сокращению теневой экономики, нет четкого видения в сфере подкрепления органов местного самоуправления доходными источниками, не проработан блок вопросов по сельскому хозяйству и многое другое. А между тем каждый из этих вопросов имеет большое значение для качественной реализации Послания.

— Три дня назад в стране произошла корректировка обменного курса тенге. Данная мера позволит обеспечить рост экономики на 6%, а это основной показатель для достижения всех поставленных целей и задач, — отметил Глава государства. — Необходимо строго следить за спекуляцией и строго наказывать в случае выявления таких негативных фактов. С учетом тенденций в мировой экономике и внутренней ситуации важная задача Правительства и Национального банка — реализация предупредительных мер по сохранению макроэкономической и социальной стабильности.

Такие меры должны быть реализованы по семи направлениям, о каждом из которых Президент вы-сказался особо.

 

Поддержать людей и экономику

Один из важных вопросов — поддержка доходов населения. Правительство должно обеспечить стабильность цен на основные виды продовольственных и социально значимых товаров, ГСМ, лекарственных средств, а также не допустить дефицита продукции и необоснованного роста тарифов на услуги монополистов.

— Необходимо принять комплекс мер по социальной поддержке населения, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев. — В связи с этим поручаю Правительству с 1 апреля 2014 года предусмотреть ежемесячную доплату к должностному окладу гражданских служащих, занятых в государственных учреждениях и государственных казенных предприятиях, в размере 10%. Это, в первую очередь, работники образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты.

В Послании нынешнего года уже было дано поручение с 1 июля 2015 года внедрить новую модель оплаты труда гражданских служащих. Таким образом, как пояснил Президент, если в целом обобщить рост зарплат гражданских служащих, то с учетом дополнительного повышения к 1 июля 2015 года они вырастут от 36 до 52% в зависимости от сферы деятельности. Кроме того, в ходе нынешнего заседания было дано поручение, с учетом повышения с начала текущего года, довести рост размеров пенсионных выплат до 14%, а государственных социальных выплат — до 12%, а также увеличить размеры адресной социальной помощи на 12% и студенческие стипендии — на 10%.

Нурсултан Назарбаев поручил Правительству обеспечить фискальную стабильность.

— Посмотрите еще раз бюджет, при необходимости внесите корректировки. Исключите неэффективные расходы, задействуйте резервы. Подчеркиваю, принятые социальные обязательства и расходы на бюджет развития социального характера должны быть выполнены в полном объеме, — заявил Глава государства. — Также поручаю фонду «Самрук-Казына» в компаниях, входящих в его состав, обеспечить с 1 апреля 2014 года увеличение заработной платы работникам, непосредственно занятым на производстве, на 10%. Только производственникам — рабочим, инженерно-техническому персоналу, а не офисным сотрудникам.

Президент также обратился к крупным компаниям горнорудного сектора и металлургического комплекса, таким как «Казахмыс», «Арселор Миттал», «Казцинк», ENRC, а также нефтегазовым компаниям и предприятиям в других сферах с предложением рассмотреть вопрос повышения на 10% заработной платы работникам, занятым на соответствующих производствах.

Было также отмечено, что Национальный банк и Правительство должны обеспечить стабильность на финансовом рынке, не допустив всплеска инфляции.

Акцентировал внимание Нурсултан Назарбаев и на вопросах стимулирования развития предпринимательства. Он отметил, что Правительство должно выработать и реализовать системные меры, которые дадут новый импульс развитию малого и среднего бизнеса.

В первую очередь должен быть расширен доступ субъектов МСБ к финансированию. Экономика страны и отечественные предприниматели нуждаются в долгосрочных кредитных ресурсах, и, поскольку внешних источников стало недостаточно, придется использовать резервы государства для оказания экстренной поддержки экономике и обеспечения ее роста на 6-7%. В связи с этим Президент поручил выделить из Национального фонда триллион тенге в 2014 и 2015 годах для обеспечения экономики кредитными ресурсами, определив направления их использования.

— Во-первых, кредитование малого и среднего бизнеса на проекты по развитию обрабатывающей промышленности. Во-вторых, кредитование проектов по приоритетам программы индустриализации, в том числе с иностранным участием. Ресурсы выделяются только на производство продукции. Поручаю Правительству совместно с Национальным банком детально проработать весь комплекс этих вопросов и до 20 февраля текущего года внести мне конкретные предложения по реализации такого механизма, — сказал Нурсултан Назарбаев.

Глава государства подчеркнул, что данные меры необходимо реализовать совместно с международными финансовыми институтами, что обеспечит их прозрачность. Персональная ответственность за эффективность использования выделяемых средств возложена на Премьер-министра и председателя Национального банка. Также было дано поручение создать комиссию по контролю за расходованием средств во главе с Нацбанком, которая должна представлять ежеквартальный прозрачный отчет.

Кроме того, Правительству необходимо кардинально пересмотреть разрешительную систему и упростить административные процедуры.

— Я уже поручал провести ревизию всех нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательство. Эта работа должна быть завершена не до 1 декабря, а до 1 июня 2014 года, — сказал Президент.

Касаясь вопроса повышения устойчивости финансового сектора, Елбасы обратил внимание, что в банковской системе сохраняется острая проблема неработающих кредитов.

— Поэтому поручаю Национальному банку и Правительству до 1 марта 2014 года внести предложения по выкупу у банков проблемных кредитов, — заявил Глава государства. — Ставлю задачу перед Нацбанком — доля неработающих кредитов в банках второго уровня должна быть снижена к 1 января 2015 года до 15% и к 1 января 2016 года — до 10%. Пусть банки примут все необходимые меры для реализации этой задачи. Подчеркиваю, одним из главных критериев предоставления финансовых ресурсов из Национального фонда должно стать обязательство банков снизить уровень неработающих кредитов. От этого будет зависеть выкуп проблемных кредитов государством.

Для снижения инфляции до 3-4% в среднесрочной перспективе Глава государства поручил Национальному банку в срок до 15 марта 2014 года внести предложения по переходу на режим инфляционного таргетирования. В целях обеспечения эффективности также было поручено Нацбанку совместно с Правительством разработать комплекс мер по определению политики в сфере регулируемых цен и тарифов, эта работа должна быть завершена уже в первой половине текущего года.

Подчеркнул Нурсултан Назарбаев и необходимость принятия ряда кардинальных мер по оживлению фондового рынка.

— Программа «Народное IPO» не получила логичного продолжения. Процесс создания Единого накопительного пенсионного фонда не-обоснованно затянулся. Поручаю Правительству и Национальному банку в рамках разработки Программы развития финансового сектора до 2030 года и Концепции развития пенсионной системы дать четкое видение по вопросам развития пенсионной системы и фондового рынка. Срок — 1 июня 2014 года, — дал задание Президент.

 

Стабильность и открытость

Еще одно важное направление работы — снижение участия государства в экономике. В 2012 году была запущена программа «Народное IPO». Планировалось вывести на рынок еще пять компаний — это «КЕГОК», «Эйр Астана», «КазТрансГаз», «Самрук-Энерго» и «Казмортрансфлот». Президент поручил фонду национального благосостояния «Самрук-Казына» совместно с Правительством в месячный срок внести соответствующие предложения. Кроме того, в Послании этим же двум структурам было поручено разработать в первом квартале комплексную Программу приватизации на 2014-2016 годы.

— Должен быть проведен анализ всех компаний с государственным участием и определен перечень предприятий для передачи в частный сектор, — подчеркнул Глава государства. — Поручаю до 1 мая 2014 года разработать проект закона для закрепления принципов Yellow Pages. При этом надо предусмотреть четкий перечень условий и процедур возможного входа государства в капитал частных компаний. В целом, до 2020 года доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР — 15% от ВВП.

В ходе заседания была отмечена необходимость реализации мер по сокращению теневой экономики.

— Согласно официальным источникам, в тени «прячется» пятая часть ВВП. По другим оценочным данным, еще больше, — сказал Нурсултан Назарбаев. — А это недополученные налоги, которые можно направить в том числе на решение социальных вопросов, почва для развития лжепредпринимательства и экономических преступлений. Поручаю Правительству разработать конкретные предложения. Срок — до 15 марта 2014 года.

Большое внимание Президент уделил важным вопросам улучшения инвестиционного климата. По этим вопросам необходимо ввести четкие, прозрачные и предсказуемые правила игры.

— Чего хотят инвесторы? Их интересует ряд базовых факторов: стабильность контрактов и законодательства, стабильность в обществе, инфраструктура, энергоресурсы, транспорт, рабочая сила, удобный визовый режим. Все это у нас есть, но не работает совершенно, и если работает, то не в пользу инвесторов, — заявил Президент.

Подчеркнул Нурсултан Назарбаев необходимость создания всех условий для диверсификации инвестиций, чтобы привлекать иностранный капитал в обрабатывающие отрасли, сектор услуг и сельское хозяйство. Отметил, что требуют улучшения процедуры привлечения иностранной рабочей силы, необходимы меры по совершенствованию таможенного администрирования. Правительству было поручено до 1 мая 2014 года проработать вопросы кардинального сокращения административных процедур при ведении внешней торговли, в частности, прохождение любого груза через таможенную границу страны не должно занимать более 3 дней.

Глава государства также поручил в срок до 1 мая текущего года создать комиссию и внести конкретные предложения по внедрению нового пакета стимулов для инвесторов, основой которых должны стать инвестиционные соглашения.

— Необходимо обеспечить стабильность этих соглашений и контрактов, — подчеркнул Президент. — Инвестиции приходят туда, где меньше издержек и высокий потенциал для работы. Мы должны создать транспортно-логистическую систему международного уровня. Для этого консолидировать все национальные логистические активы и выстроить альянсы с партнерами под управлением АО «НК «Қазақстан темір жолы».

 

Развивать конкурентные преимущества

В своем выступлении Нурсултан Назарбаев отметил необходимость активной диверсификации экономики, что является главной задачей в средне- и долгосрочной перспективе для обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивого роста.

— Цель индустриализации — это не набор разрозненных проектов, а развитие сильной обрабатывающей промышленности, — напомнил Глава государства. — Правительство должно иметь четкий план привлечения иностранных и отечественных инвестиций. Для каждого приоритетного сектора необходимо определить список лучших транснациональных компаний и разработать стратегии по привлечению каждой из них. Правительству необходимо начать конкретную работу с ведущими компаниями по производству нефтегазового и горнорудного оборудования, сельхозмашиностроения. А также определиться с инвесторами, готовыми открыть у нас производства, и всячески поддерживать их.

Правительству совместно с акимами областей было поручено сосредоточиться на определении специализации регионов, что, как отметил Президент, послужит базой для последующего развития кластерной инициативы.

— В первую очередь необходимо развивать наши конкурентные преимущества в базовых отраслях экономики. Здесь снизилась инвестиционная активность. Это прежде всего связано с недостаточным уровнем инвестиций в геологоразведку, — сказал Нурсултан Назарбаев, подчеркнув, что углеводородные ресурсы и твердые полезные ископаемые являются системообразующими элементами казахстанской экономики. Причем эти вопросы должны регулироваться отдельным государственным органом.

Также был поднят вопрос о необходимости значительной активизации технологической политики в нефтегазовой сфере. По озвученным Главой государства данным, в Казахстане коэффициент извлечения нефти составляет около 30-35%, а в мире он достиг 50%.

— До 2020 года необходимо повысить этот коэффициент, — подчеркнул Президент. — Сегодня международные эксперты едины во мнении, что газовая отрасль имеет большую перспективу. Особое внимание уделяется развитию сектора сжиженных газов и других, газохимии и энергетике на газе. В целом необходимо разработать Концепцию развития газового сектора до 2030 года.

В сфере энергетики Нурсултан Назарбаев также отметил важность разработки Концепции развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года. Поручил в первом квартале текущего года рассмотреть и внести предложения по строительству и размещению АЭС. При этом призвал обратить внимание на усиление роли казахстанской науки для использования возобновляемых природных ресурсов — водных, земельных и биологических.

Глава государства отдельно остановился на вопросах развития АПК, отметив в первую очередь важность обеспечения притока инвестиций, особенно иностранных, для создания современной аграрной науки.

Правительство должно разработать и утвердить Карту специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельхозпродукции, причем производство должно развиваться одновременно с переработкой продукции.

— Одним из путей повышения производительности и эффективности в сельском хозяйстве является развитие кооперации мелких хозяйств. Поэтому необходимо разработать единый закон «О сельскохозяйственной кооперации», — отметил Президент, а также поручил в течение месяца внести предложения по созданию международного исследовательского университета в сфере сельского хозяйства на базе Казах-ского агротехнического университета в Астане.

Подводя итоги, Нурсултан Назарбаев отметил необходимость непрерывной, активной и качественной работы Правительства для достижения указанных целей.

 

На пороге второй пятилетки 

С докладом об итогах социально-экономического развития страны и задачах на текущий год на расширенном заседании Правительства выступил Премьер-министр Серик Ахметов.

Экономическая ситуация в мире остается нестабильной. Слабый рост экономики, высокая безработица и долговые проблемы в развитых странах замедляют восстановление экономической активности. Неустойчивый глобальный спрос вносит неопределенность на мировые товарные рынки, формируя значительные риски для основных позиций казахстанского экспорта.

Все это, подчеркнул глава Правительства, стало серьезным экзаменом для нашей экономики, в первую очередь для внешнеэкономического сектора. В 2013 году объем экспорта казахстанской продукции сократился на 4,6%.

Тем не менее, благодаря реализации стратегического курса экономической и социальной модернизации в стране, удалось сохранить положительную динамику развития, обеспечив в прошлом году 6%-й рост ВВП. Безработица сложилась на уровне 5,2%, инвестиции в основной капитал выросли на 6,5%.

— Главный приоритет Правительства в текущем году, — подчеркнул С. Ахметов, — это создание условий для эффективного решения долгосрочных задач, поставленных Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050».

Обозначены ключевые направления деятельности.

Первое — модернизация экономики. Основой долгосрочного роста экономики является индустриализация на базе развития обрабатывающего сектора.

Как констатировал Премьер-министр, в стране удалось сохранить положительную динамику в обрабатывающей отрасли, общий прирост которой в 2013 году составил 1,6%. В минувшем году в рамках ПФИИР запущено 137 индустриальных проектов с объемом инвестиций более 400 млрд. тенге. Создано более 11 тыс. рабочих мест.

2014-й является годом завершения первой пятилетки ГП ФИИР. Планируется обеспечить ввод более 130 новых объектов Карты индустриализации стоимостью 750 млрд. тенге.

Глава Правительства уточнил, что в соответствии с поручением Президента проводится работа по корректировке индустриальной политики. Будут определены приоритетные направления и отрасли, реализованы новые инструменты поддержки, в том числе через механизм обеспечения фондирования банков второго уровня на реализацию инвестиционных проектов.

Для расширения масштабов привлечения частных инвестиций планируется изменить систему управления специальными экономическими зонами, в частности предполагается создание единого оператора с участием международного партнера. Все эти подходы станут основой второй пятилетки индустриализации.

Второе — развитие инфраструктуры и энергетики. В 2013 году продолжилась реализация масштабных инфраструктурных проектов. Обеспечено движение по новому покрытию на 1 700 км международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай. В текущем году откроется движение еще на 157 км.

В сфере энергетики будет завершена разработка Концепции развития топливно-энергетического комплекса и электроэнергетической отрасли до 2030 года.

Третье направление деятельности, на которое обратил внимание Премьер-министр, — развитие предпринимательства. В прошлом году расширен охват программой «Дорожная карта бизнеса-2020» субъектов МСБ, упрощены инструменты поддержки. Для оказания целевой помощи начинающим предпринимателям будет установлена новая категория — микробизнес. Для расширения частного сектора во всех сферах экономики разрабатывается комплексный план масштабной приватизации.

Четвертое — сбалансированное региональное развитие. В текущем году будет разработана единая программа развития регионов, которая позволит исключить дублирование, повысить прозрачность и эффективность мер поддержки.

В 2014 году необходимо разработать долгосрочные планы развития агломераций Астаны и Алматы, а с учетом их опыта — Шымкентской и Актюбинской агломераций.

Пятое — социальная модернизация и обеспечение занятости населения. Правительством разработана Концепция социального развития до 2030 года, а также комплексный план по ее реализации.

Шестое — государственное управление. В прошлом году приняты законы о госуслугах, по местному самоуправлению, разграничению полномочий между органами госуправления, а также концепции новой бюджетной политики и внедрения государственного аудита.

В текущем году важно принять системные меры по снижению теневой экономики. Законодательно урегулированы вопросы проведения госзакупок единым организатором конкурсов на центральном и местном уровнях. Продолжится работа по повышению эффективности расходования госсредств с упором на бюджетные программы с высокой экономической отдачей.

Седьмое — развитие международной интеграции и экономического сотрудничества. Основными задачами Правительства во внешнеторговой политике являются завершение процесса вступления Казахстана в ВТО и подготовка Договора о Евразийском экономическом союзе с учетом защиты национальных интересов.

Как отмечалось на заседании, продолжается работа по устранению изъятий и ограничений, препятствующих полновесному функционированию Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Премьер-министр также озвучил меры, принимаемые Правительством совместно с акимами регионов по снижению влияния корректировки обменного курса тенге на социальное самочувствие населения и повышение конкурентоспособности отечественных товаров.

Среди мер — установка пороговых значений розничных цен на социально значимые продтовары на 2014 год. Акимам поручено максимально использовать возможности региональных стабфондов с проведением товарных интервенций. Будет установлен жесткий мониторинг и регулирование цен на ГСМ.

Правительством совместно с Национальным банком планируется в максимально сжатые сроки внести предложения по корректировке макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития, включая возможное уточнение параметров республиканского бюджета.

 

Инфляцию — в узду

О валютной политике Национального банка, факторах, вызвавших необходимость корректировки обменного курса национальной валюты, мерах главного банка страны и Правительства по снижению негативных последствий такой финансовой меры сообщил председатель НБ РК Кайрат Келимбетов.

Он подчеркнул, что проведенная Нацбанком корректировка даст дополнительный импульс росту, в первую очередь казахстанским экспортерам — предприятиям нефтяной и горно-металлургической промышленности. Расширение внутреннего спроса со стороны традиционных отраслей положительно повлияет и на развитие других отраслей экономики, что в свою очередь приведет к ускорению темпов роста ВВП, повышению занятости и увеличению поступлений в государственный бюджет. На росте ВВП положительно скажется и улучшение внешнеторгового баланса в результате увеличения экспорта и снижения импорта.

Как заметил глава Нацбанка, значительного и резкого «всплеска» инфляции не ожидается. Однако не исключается формирование инфляционных ожиданий из-за ажиотажного спроса на отдельные виды товаров на потребительском рынке. Как и любая спекуляция, данный эффект будет носить краткосрочный характер с последующей стабилизацией.

Инфляция, убежден К. Келимбетов, а не обменный курс больше всего влияет на благосостояние простых людей, и рассказал о политике в этой сфере. Руководитель НБ РК предложил усилить контроль как над монитарными, так и немонитарными факторами роста цен. Нельзя допустить чрезмерного роста денежной массы в экономике, необходимо усилить взаимодействие с Правительством по определению политики в сфере ценообразования.

— Реализация комплекса антиинфляционных мер — а это цены на продовольственные товары, регулируемые тарифы на услуги естественных монополий — невозможна без тесного взаимодействия Нацбанка, Правительства и местных исполнительных органов. Усиление контроля над монитарными и немонитарными факторами инфляции на фоне дополнительного импульса экономике в результате корректировки обменного курса тенге позволит достичь оптимального баланса между экономическим ростом и стабильностью цен, — сказал К. Келимбетов.

Глава Нацбанка акцентировал также внимание на мерах по дедолларизации экономики, возврату кредитов, направлениях дальнейшего развития финансового сектора.

 

Привлечь новую волну инвестиций

С учетом проведенной корректировки курса тенге пересмотрены параметры роста ВВП на текущий год, сообщил на заседании министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Так, реальный рост ВВП прогнозируется на ранее запланированном уровне 6%. Объем номинального ВВП в 2014 году увеличится дополнительно на 6,5 процентных пункта и составит 41,1 трлн. тенге.

Глава МЭБП подчеркнул, что ведомство на системной основе проводит мониторинг экономической ситуации в стране и мире. В рамках пошагового плана многоуровневого антикризисного реагирования отслеживаются пороговые индикаторы, определяющие устойчивость экономики к воздействию внешних и внутренних шоков.

Существующие сегодня риски, по словам Е. Досаева, обусловили определение следующих приоритетов работы в 2014 году.

Первый — это обеспечение устойчивого роста экономики на уровне 6%. Важно обеспечить макроэкономическую стабильность и координацию экономической политики. Основным фактором роста экономики Казахстана в 2014 году станут рост внутреннего спроса и улучшение внешних условий для экспорта. Положительная динамика развития ожидается в отрасли машиностроения, добыче нефти и природного газа, в сфере услуг.

Для поддержания технологической модернизации отраслей экономики необходимы меры по росту инвестиций в основной капитал. Для этого, по информации руководителя МЭБП, будет обеспечено поэтапное внедрение в Казахстане лучших стандартов и принципов ОЭСР, усовершенствовано национальное законодательство в сфере инвестиционной деятельности, в том числе в части привлечения целевых инвесторов в реализацию конкретных проектов обрабатывающего сектора, расширено участие инвесторов в инфраструктурных проектах через механизм ГЧП.

Речь также шла и о сокращении прямого участия государства в экономике.

Второй приоритет касается бюджетной политики и планирования. Будет подготовлен очередной пакет поправок в Бюджетный кодекс, направленный на повышение самостоятельности госорганов при исполнении бюджета, обеспечение гибкости в этом процессе.

Кроме того, планируется упростить порядок выделения, а также освоения целевых трансфертов регионами, в частности повысить их самостоятельность в реализации местных инвестиционных проектов.

Третий приоритет затронет дальнейшее совершенствование системы государственного планирования. МЭБП совместно с государственными органами проведет оптимизацию государственных и отраслевых программ.

Четвертый приоритет — это повышение эффективности системы государственного управления. В этой связи будут разработаны соответствующие изменения в законодательстве, в том числе по дальнейшему разграничению полномочий между уровнями государственного управления, усилению финансовой самостоятельности местного самоуправления, повышению ответственности местных органов власти за результаты своей работы.

 


Одно из ключевых направлений деятельности Правительства — социальная политика. Как проинформировала министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, эффективность «Дорожной карты занятости» существенно повысилась. Если в 2011 году было трудоустроено не более 40% граждан, обратившихся за содействием, то в истекшем году этот показатель увеличился до 62%. В текущем году продолжится совершенствование механизмов политики занятости. В ряде областей планируется апробировать механизмы введения профессиональной ориентации, позволяющие гражданам сделать осознанный выбор профессии, принять участие в активных программах занятости и получить таким образом больше шансов на трудоустройство.

Наряду с этим отрабатываются новые инструменты поддержки предпринимательства. В отличие от используемой сегодня точечной поддержки государственная будет направлена на комплексное развитие сел с высоким потенциалом, создание в них новых рабочих мест. Занятость возрастет за счет стимулирования развития сети перерабатывающих производств, удешевления микрокредитов для конечных заемщиков, переселения в данные села участников программы из неперспективных сел.

По данным главы МТСЗН, со следующего года 80% бюджетных средств, направляемых в регионы, будут распределяться пропорционально численности населения и 20% — в зависимости от результатов работы регионов за истекший период.

В числе приоритетных задач — формирование трудовых ресурсов новой генерации.

— Работу по повышению качества трудовых ресурсов мы начали с разработки прогноза трудовых ресурсов на 2015-2017 годы, — сказала Т. Дуйсенова. — В прогнозе найдут отражение потребности в кадрах для реализации проектов ГП ФИИР, путем опроса также будут учтены запросы работодателей на тех или иных специалистов.

Однако растущие требования к работникам со стороны работодателей зачастую не совпадают с уровнем подготовки и профессиональных качеств специалистов. В связи с этим обновляется квалификационная система, разрабатываются профессиональные стандарты. На сегодня подготовлено 257 профессиональных стандартов, в которых четко определены требования не только к уровню образования, но и к практическим навыкам и умениям специалистов. До конца второй пятилетки индустриализации профессиональные стандарты будут внедрены во всех основных сферах деятельности.

Глава МТСЗН сообщила также, что в настоящее время совместно с Национальным банком продолжается работа над концепцией модернизации пенсионной системы, которая будет представлена на рассмотрение в сентябре текущего года.

Выслушав выступление Т. Дуйсеновой, Глава государства заметил:

— Основная помощь нашего государства бедным — это предоставление им работы.

Он поручил региональным властям содействовать сельчанам в открытии своего дела, организовать микрокредитование.

— Нужно разъяснить людям, что в ауле можно взять кредит, купить скот, птицу. Если не хочешь — приезжай в город, учись, получай образование и устраивайся на работу. Такого я не знаю ни в одной стране мира. Государство выделяет на это огромные финансы, — добавил Президент.

На заседании Правительства о текущей социально-экономической ситуации в регионах доложили аким Мангыстауской области Алик Айдарбаев, аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев, аким Северо-Казахстанской области Самат Ескендиров, аким Алматинской области Ансар Мусаханов. Руководители местных исполнительных органов заверили, что примут все необходимые меры по исполнению поручений Главы государства и обеспечению устойчивости экономического развития и роста благополучия населения.

«Казахстанская правда»

от 15 февраля 2014 года

 

Колонка "Взгляд"