Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сорок музыкальных лет

Музыкальному колледжу, который красуется на горке в старой части Актобе, исполнилось сорок лет. Колледж повидал многое: разные названия, разные статусы, ремонты и пожары, разных директоров и студентов. Одно оставалось неизменным: в его стенах днем и ночью звучит музыка. Этот материал — попытка рассказать о колледже глазами его бывшего студента.

— В наше училище легко поступить. А вот учиться трудно, — помню, эти слова мне сказала соседка-пианистка Таня. Я тогда мучилась на своей первой сессии, теряла сон, худела и считала, что в жизни ничего труднее не будет. Сессию я тогда сдала, училище вскоре переименовали в колледж. А соседка Таня, закончив учиться, через короткое время стала известной в городе журналисткой Татьяной Токарь. Еще одна выпускница и преподаватель колледжа Марина Васильева теперь тоже журналист с именем. Редактор «Разных людей» Таня Христофорова также училась в музыкальном колледже. Есть выпускники-музыканты в высшем руководстве области, в крупных компаниях. Это я говорю к тому, что занятия музыкой дают человеку важное умение: вопреки стереотипу вечно поддатого лабуха у музыкантов как-то по-особенному работает мысль, они могут действовать одновременно быстро, качественно и при этом выдают гармоничный (другое слово не подходит) результат. Чем бы они ни занимались.

Но всего этого мы, тогдашние студенты-первокурсники, не знали. Не все из нас точно представляли, чем будут заниматься дальше. Мы просто приходили, открывали ноты, и начиналось волшебство.

Неадекватные люди

Говорят, у каждой профессии своя особенность. К примеру, медиков считают циничными; актер, как принято считать, не играет, только если спит. А что можно сказать про музыкантов? Совершенно точно: они не от мира сего. Как еще назвать человека, который с утра утыкается носом в испещренные нотами страницы, постоянно что-то мычит, машет руками в пустоту, стоит перед зеркалом и пытается так распахнуть рот, словно хочет проглотить рояль. А теперь представьте, что таких почти 500 человек и все они собрались в одном здании.

И даже внутри этой неадекватной массы мы ухитрялись различаться. К примеру, теоретики были самые сдвинутые. Они таскали на себе тяжеленные клавиры, постоянно что-то слушали или анализировали. Им надо было петь не хуже вокалистов и играть не хуже пианистов. Только на этом отделении из десяти дисциплин семь были специальными. В общем, для общества теоретики были потеряны сразу и надежно, все их время занимала учеба.

Дирижеры, как правило, были красавицы. Уж не знаю, как так получалось, но если на первый курс приходило 15 девушек, то три из них к госэкзаменам уже были семейными дамами. Именно дирижеры составляли ударную силу мощных студенческих хоров, у них были самые теплые отношения со своими педагогами и именно они в школах и ДМШ воспитывали большую часть будущих музыкантов.

Пианисты обычно объединялись с теоретиками, так как были такие же ударенные в профессию. Если ребенок сидит за инструментом и в течение трех часов играет один и тот же отрывок – это пианист. Их, людей с нежными кистями рук, старались беречь. И не существовало ничего, что бы не смог сыграть выпускник фортепианного отделения.

Духовиков и народников было подавляющее большинство. Они были самыми дружными. Некоторых из них мы почти не видели, так как они учились и практически жили в общежитии. Зато среди них было много мальчишек – это как-то разбавляло женский батальон пианистов, музыковедов и дирижеров.

А вот вокалисты поступали, как правило, уже взрослыми, со сформированным голосовым аппаратом. Их было меньше всех, и они возвышались над нами, малышней.

 

Кто нас учил,

и в чем секрет

Преподаватели всегда казались мне людьми высшего порядка. Как им удалось самим закончить колледж, а потом еще и консерваторию, было уму непостижимо. При этом они оставались людьми с замечательным чувством юмора. Один мой друг-ударник рассказывал, что на уроке общего фортепиано учительница сделала ему замечание: «Жвачку выплюнь, ты жуешь неритмично…».

Про наших педагогов среди студентов ходили анекдоты, и это были добрые истории. Интересно, а про студентов тоже?.. Мы вместе переживали успехи и трудности, а потом продергивали их в студенческих капустниках. Студенты и учителя вместе сдавали кровь, когда она требовалась одному из нас. Мы могли столкнуться в учебное время нос к носу на рынке, благо он рядом, и потом педагог не делал замечаний студенту, поскольку сам гулял. По большей части мы любили и уважали своих учителей. Кого-то побаивались, а с кем-то даже дружили. Могли постоять вместе, посмеяться, зайти в гости.

Мне кажется, одна из причин таких почти семейных отношений таилась в… расписании уроков. Особенность обучения музыке — масса индивидуальных занятий. Из-за них в расписании возникало много пауз между парами. Студент приходил в колледж часов в 8-9 утра и уходил примерно в это же время вечером. При этом часа два-три он не был занят уроками. И в эти часы студентам ничего не оставалось, как общаться, притираться, вариться — в общем, родниться со своими товарищами и учителями. В результате и выходила крепкая музыкальная семья, где друг друга знали все.

 

Бывших музыкантов

не бывает

Я очень горжусь теми, кто продолжил заниматься музыкой после колледжа. Мне приятно вспоминать, как училась на первом курсе маленькая Света Касьян. Она тогда еще и не думала, что станет примой Большого театра. А вот мой однокурсник Денис Карабалин точно знал, что станет большим пианистом. Сейчас он солист Череповецкой филармонии и лауреат всего, что можно. Асель Телеуова, с которой мы учили билеты, когда она поступала, теперь преподает в КазНУИ. Это, так сказать, высший эшелон.

Есть те, кто не стал учиться дальше сам, но начал учить детей. Ведь именно из детей и вырастают все народные и заслуженные. Некоторые мои однокурсники воспитывают малышей в музыкальных школах — честь и хвала им за терпение и любовь к детям.

Есть те, кто волею судеб сменил профессию после колледжа. К сожалению, кто-то сделал это, сказав «на музыке много не заработаешь»… Зато есть другие, кто поддерживает и развивает музыку, занимая иные должности. Смотришь на них и понимаешь: бывших музыкантов не бывает.

… Всем нам свойственно идеализировать время своей юности. Когда мы были моложе, то и небо было синее, и деревья выше, и колбаса вкуснее. Но музыкальный колледж с годами для его выпускников не становится менее музыкальным. В какое время ни зайди сюда — отовсюду звучит музыка. На душе становится тепло. Ты можешь спокойно поболтать с учителями, которым больше ничего не должен сдавать. Ты видишь студентов, которые учат темки и партии, и немного завидуешь им. Ты думаешь: а вдруг мой ребенок тоже захочет стать музыкантом? – и понимаешь, что не будешь ему препятствовать. Пусть он и другие дети приходят сюда, в эти стены, чтобы научиться музыке.

 

18 августа 1971 года вышло Постановление Совета Министров Казахской ССР об организации Актюбинского музыкального училища. Первым директором вновь созданного учреждения стал Каиргали Усенгалиевич Кожанбаев. Как он вспоминает, существовавшее в городе культ-просветучилище не могло ликвидировать острый дефицит профессиональных музыкантов. Таким образом, появление нового учебного заведения было, как говорится, требованием времени и явилось важным событием для всего города. Недаром местные власти отвели музыкальному училищу одно из самых красивых зданий в центре старой части города.

 

За 40 лет работы колледжа его закончили 1812 специалистов, из которых 205 — с отличием. Выпускники Актюбинского музыкального колледжа успешно работают в лучших учебных заведениях Казахстана. Многие играют в крупнейших столичных коллективах, таких как Президентский оркестр Казахстана, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, Государственный духовой оркестр и другие. Коллективы Актюбинской областной филармонии им. Г. Жубановой практически полностью укомплектованы выпускниками колледжа.

 

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Колонка "Взгляд"