Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Тайны шанырака

Профессионал

Дорога из Актобе в Мартук. Крутой спуск у тихой Жамансу. Течение у реки заметное, уносистое. С высоты открывается панорама села. Кенсахара. Два ряда одноэтажных домиков прислонились к шумной автостраде, по ней то и дело курсируют комфортабельные автобусы.

Это совсем не замкнутое в себе село, как кажется на первый взгляд. Его жители давно снискали славу в районе. И один из них — неравнодушный к традиционному ремеслу казахов Батыхан Амантурлиев. Он создает юрты. Отличает его работу удивительное сочетание мастерства, чувство материала и какая-то непостижимая близость к искусству древних художников.

Что будет с ремеслом?

— В  нашей семье мальчишкам с семи лет было знакомо ремесло отца. Не из праздного любопытства усвоили его основы — в семейном деле мы были первыми помощниками  в изготовлении юрт и дверей к ним. Мне, в отличие от братьев, удавалось ловко управляться с неподатливыми ветвями каратала (гибкой ивы), возможно, помогала природная сноровка и усидчивость, — рассказывает Батыхан Балмуханович.

В 2001 году семья Амантурлиевых переехала в Кенсахару из Каракалпакстана. Педагог с 25-летним стажем преуспел и в изготовлении домашней утвари, мебели «под старину», кухонных гарнитуров. Его продукция не залеживается и пользуется повышенным спросом. Особой изюминкой его творчества является  обтянутые бархатом и отделанные металлической чеканкой сундуки.

Как признался Батыхан, иногда он чувствует себя генералом без солдат, потому что желание творить — огромное, а учеников и подручного материала нет.

— Что будет завтра с нашим ремеслом? Лучше юрты еще никто ничего не придумал. В ней жили наши прадеды, деды, родители. Это культура народа. Юрта у казахов до недавнего времени служила не только  жилищем, но и местом проведения традиционных обрядов, развлечений, праздников, — говорит мастер. — Состоятельные люди ставили  новую юрту (отау) при женитьбе сына. В большинстве случаев деревянные части юрты изготовлялись в доме жениха, а тканые изделия в качестве приданого невеста приносила с собой. Иногда, если жених был беден, основную заботу об обеспечении молодой семьи жильем брали на себя родители невесты.

Крутые повороты

Отец Батыхана, потомственный мастер, желал, чтобы сын стал врачом. А он ослушался и после восьмого класса поступил в ГПТУ. Через три года окончил училище с красным дипломом, имея третий разряд столяра. Его тут же направили в Бухарский педагогический институт на факультет технических дисциплин. В 1984 году молодой технолог по дереву блестяще сдал выпускные экзамены и стал учить детей в школе.

Дети Амантурлиевых  носят необычные имена, с каждым связана целая история. В 30-е годы Амантурлиевы вынуждены были покинуть историческую родину и перекочевать в Узбекистан. Свою дочь Батыхан назвал Куттыорын, что означает «благополучное, счастливое место». Мудрый дедушка пожелал, чтобы, даже когда семья вернется в Казахстан, все помнили место, где их приютили и помогли выжить в голод и холод. «Второй сын Бостан получил имя в честь удивительного спасения дедушки Балмухана, которому удалось выжить в жестокой мясорубке Великой Отечественной войны, в немецком плену, — рассказывает Батыхан.

Вместе и навсегда

Но вернемся к юртам. В прошлом с ней был связан целый ряд обычаев и обрядов. В низовьях Амударьи, как рассказал Батыхан, живут потомственные мастера, занимающиеся  производством деревянных частей для юрт уже на протяжении девяти поколений. В городе Шымбае действует специальная фабрика.  Все здешние юрты оттуда. Мастерство передается через ученичество (шәкірт), которое длится 3-4 года, затем с разрешения мастера ученик начинает самостоятельную работу. Мастер обязательно дает благословение и дарит ученику один из своих инструментов.

Кереге. Прежде чем приступить к его изготовлению, мастер должен исполнить ритуал, прочитать молитву, а жена испечь и раздать лепешки.

— Кереге кең болсын! — говорят в народе, что означает «Пусть твой дом будет просторным для гостей, а душа у хозяина — большая, радушная, светлая», — замечает наш герой. — По укоренившемуся правилу жерди решетки между собой соединяют ремешками (кок) из сыромятной кожи крупного рогатого скота или верблюда.

Юрта сооружается из тонкого, гибкого, крепкого каратала, который сначала замачивают в воде, а потом обрабатывают и закрепляют по специальной форме.

Уык. Это — не просто крепление конструкции, это  словно образ хозяина, его сыновей,  близких друзей, родственников, товарищей — одним словом, надежных мужчин, которые и в радости, и в горе станут плечом к плечу и помогут владельцу юрты перенести выпавшие на его долю испытания. Вместе уық  держат шанырақ, благодаря чему дом твердо будет стоять на земле.

Шанырак. После установки остова юрты длинным шестом из крепкого дерева с короткой развилкой  поднимают шанырақ — купольный круг. Перед тем как покрывать новую юрту кошмами, к   шаныраку подвешивались и раскачивались качели. При этом шанырақ садится на уык, которые под тяжестью сами находят наиболее рациональное сопряжение с головками кереге. В результате весь каркас приобретает устойчивость. Движение качелей обязательно должно осуществляться от входа к задней стене юрты, то есть по оси север — юг.

— Шанырак — подчеркивает мастер, — означает  «дом». У нас говорят: «Шаңырақ шайқалмас», что переводится как пожелание «Чтобы ваша крыша не упала». Купольный круг сцеплен с четырех сторон. Символично это означает следующее: в центре находишься ты сам, связан крест накрест со своими детьми, родителями, родственниками и родичами со стороны жены. Лишившись хоть одного из перечисленного, сразу теряешь опору в жизни. Через шанырак  твои глаза видят небо, а душа общается с Богом.

Важней всего — порядок в юрте

Испокон века юрта делилась на определенные участки, где совершались обряды, располагались гости, домашние вещи, утварь и т.д. Так,  правая сторона считалась мужской половиной юрты.  Там развешивали мужскую одежду, уздечки, клали седла. По традиции здесь располагалась невеста со своими подругами за занавесью (шымылдык), роженица. В этой части за занавесью помещали и тело покойника. Таким образом, человек в момент рождения, вступления в брак, смерти находился на правой стороне юрты. На другой стороне находилась женская половина, где располагались предметы, связанные с приготовлением пищи. Там же устанавливали очаг с котлом. На решетчатую стену в этой части юрты вешали ковровый мешок для посуды, кожаные мешки с мукой, рисом, просом, сосуды с маслом и другими продуктами.

Как поведал Батыхан Амантурлиев, сооружение юрты начинается с двери — всегда двухстворчатой; она устанавливается в дверной раме, состоящей из порога, верхней притолоки и двух боковых стоек, привязанных к решетке кереге (никаких навесов). На створках дверей, составленных из двух-трех филенок, обычно имеется орнаментальная резьба с узорами, изображающими элементы растительного и животного мира (рога и др.). На верхнем брусе ее — притолоке делается декоративный элемент, напоминающий серебряное нагрудное украшение девушек, имеющее значение оберега, амулета. Двери открываются внутрь. Юрта всегда устанавливается входом на юг.

Приметы мастера

Конечно, юрточник в своем ремесле универсален, как замечает наш герой, но изготовление жилища сопровождается некоторыми приметами. Так, мастер, который делает каркас юрты, никогда не изготовит к ней дверь, поскольку считается, что он умрет, если сделает сам и юрту, и дверь к ней, да и людям этот дом счастья не принесет. Поэтому, как правило, над созданием юрты работают две-три бригады одновременно. Например, в Каракалпакстане наш герой специализировался на дверях, но по надобности помогал коллегам при изготовлении уыков и кереге.

Подвиг на века

— Удивительно, но наши неграмотные предки-кочевники геометрию, физику и географию знали на «пятерку». Утверждаю это, как учитель. Их познания созвучны современным наукам, которые призваны помочь человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Поражают геометрические формы, идеальные расчеты,  выверенные на практике законы физики. Ведь посудите сами, как придумать компактный переносной дом, да так, чтобы  зимой в нем было тепло, а летом прохладно? Много воды утекло с тех пор, я сам уже являюсь мастером и  понимаю, что создание юрты — это подвиг на века. Вывод один: чтобы постичь тайну предков, нам надо глубоко изучать этнографическое, этноисторическое и этнокультурное наследие своего народа, — резюмирует итог Батыхан Балмуханович.

Елена Ониськова

Мартукский район

Колонка "Взгляд"