Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Танец, ставший смыслом жизни

Подготовка к празднованию векового юбилея заслуженной артистки Казахской ССР Нурсулу Тапаловой начата в нашей области. О творчестве землячки рассказывает заслуженный деятель культуры РК Еркин КУРМАНБЕКОВ.

– Впервые о знаменитой балерине Нурсулу Тапаловой я узнал в девяностые годы минувшего века. На тот момент был начальником областного управления культуры, — рассказал о нашей именитой землячке известный иллюзионист Султангали Шукуров. Он вспомнил о случайной встрече с ней на Зеленом базаре в Алматы, когда она уже была в преклонном возрасте. Его рассказ так заинтересовал меня, что я решил собрать как можно больше информации о Нурсулу Елубаевне. С этой целью отправил в Алматы сотрудника управления. Поездка оказалась столь результативной, что возникла идея организовать областной конкурс танцевальных ансамблей в ее честь. Этим делом поручил заняться директору областного Дома народного творчества, выходцу из Уила Нурлыбеку Калауову. В ходе подготовки к мероприятию звучали разные мнения: «Сейчас трудное время, у творческих коллективов нет возможностей, нет денег для достойных костюмов». Были сомнения, приедут ли вообще из районов танцоры. Все же решение было принято и конкурс в драматическом театре имени Тахауи Ахтанова прошел успешно. Председателем жюри была известный хореограф Полина Озерная. Она высоко оценила уровень участников. С тех пор конкурс стал традиционным и постепенно приобрел республиканский статус. Это и стало началом возвращения имени Тапаловой на большую сцену, с этого момента проводилась активная пропаганда ее искусства, творческого пути.
Нурсулу Тапалова родилась 13 сентября 1923 года в Уилском районе Актюбинской области. Интерес к искусству она стала проявлять, учась в семилетней школе. В 1934 году в Уил с гастролями прибывает оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы. Его создатель и руководитель Ахмет Жубанов сразу обратил внимание на способности 11-летней девочки и рекомендовал направить ее на учебу. Пройдя строгий отбор, Нурсулу через два года поступила в школу танцев при Казахском Национальном театре оперы и балета имени Абая. Художественный руководитель театра Курманбек Жандарбеков советует ей поступить в хореографическое училище в Москве или Ленинграде. Однако Нурсулу не оставляет театр. Не имея профессионального образования, она многого достигла благодаря своему таланту.
На ее формирование как танцовщицы оказали большое влияние такие деятели искусства, как А. Александров, Г. Уланова, Е. Лифанова, Ю. Ковалев. Постепенно артистке кордебалета стали доверять сольные танцы. С 1938 года она заменяет Шару Жиенкулову в «Қыз Жібек», танцует в первом казахском балете «Қалқаман-Мамыр», с 1941-го становится прима-балериной родного театра. Ее репертуар пополняется ролями в балетах «Көктем», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро». Самой любимой для Нурсулу была роль Земфиры. В тот период она активно снималась и в кинофильмах, среди них наиболее известны «Киноконцерт», «Белая роза», «Жамбыл». Получив народную известность, талантливая танцовщица выступает на правительственных концертах. Так, 6 ноября 1946 года на торжестве в честь 29-летия Великой Октябрьской революции она вдохновленно исполнила «Казахский танец» Латифа Хамиди, испанский «Тореадор и андалузка» А. Рубинштейна.
С 1941 года для нее начинается время всеобщего признания. В 1953-м в результате театральных интриг 30-летняя танцовщица была вынуждена покинуть театр и перей-
ти на эстраду. В 1954 году стала солисткой ансамбля песни и пляски Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. В 1958-м Нурсулу Тапалова участвует в Декаде казахского искусства и литературы в Москве, становится известной не только в Советском Союзе, но и в мире. Зрители были поражены ее мастерством исполнения азербайджанского национального танца «Джуджалярим», великолепным выступлением в операх «Биржан и Сара», «Абай», «Назугум», «Дударай». За вклад в развитие казахского искусства по возвращении из Москвы Тапалова была награждена орденом «Знак почета». В 1960 году переводится в объединение «Казахконцерт»
Народный артист Казахстана Болат Аюханов писал: «Нурсулу Тапалова – настоящий мастер казахского национального танца. Ее танцы в первом акте оперы «Биржан и Сара» и в заключительном акте «Ер Тарғын» особые в исполнении: от ее магического танца на сцене невозможно отвести взгляд».
В 1974-м она получает звание заслуженной артистки Казахской ССР, затем избирается депутатом Алма-Атинского городского Совета. Выступая на большой сцене до 1975 года, она сумела великолепно передать суть национальных танцев казахов, киргизов, узбеков, армян, испанцев, русских и других.
Нурсулу Тапалова была замужем за родоначальником казахского бокса Шокыром Болтекулы, он ушел из жизни в 1992 году. Вместе они воспитали двух дочерей — Айсулу и Тоты. 13 ноября 1998-го не стало и Нурсулу Тапаловой, внесшей огромный вклад в развитие национальной культуры. В ту кризисную пору могилы двух казахских знаменитостей имели скромный вид. Мангыстауские боксеры по своей инициативе установили в Кенсае памятники из мрамора над могилами Шокыра Болтекова – выходца из рода адай и Нурсулу Тапаловой из рода ысык, тем самым отдав дань памяти и уважения их заслугам.
Сведения о талантливой личности хранятся в музее Алматинского хореографического училища имени Селезнева, Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи, в Уилском районном музее имени Ш. Берсиева, Актюбинском областном историко-краеведческом музее.

Сара ТАЛАН

Колонка "Взгляд"