Демократия в казахской степи порой одерживала победу и в условиях колониального режима царского правительства.
Об этом свидетельствует тот факт, что 230 лет тому назад, 21 сентября 1785 года, по инициативе легендарного батыра-вождя Сырыма Датова состоялся Всенародный съезд казахов Западного региона, ставший в действительности своеобразным триумфом степной демократии в XVIII веке. И что интересно, состоялся он на берегу реки Жинишке, которая находится в пригороде Актобе.
По количеству участников, охвату представителей всех социальных слоев и значимости поднимаемых проблем этот курултай был особым, поскольку раньше (в XVIII веке) в Малой Орде именно такого широкомасштабного собрания, на котором была провозглашена новая форма местного самоуправления, не было. Решающая роль данного съезда заключалась в том, что на нем было объявлено о демократическом переустройстве казахского общества и реформировании социально-политической жизни в Младшем жузе. В результате этого достигнуто следующее:
— ликвидирована существующая власть как форма правления, изжившая себя в казахской степи в силу сложившихся исторических обстоятельств;
— установлена в Малой Орде новая, по сути дела, демократическая форма правления в виде народного съезда. Исполнительным органом съездов определен Народный Совет, председателем которого единогласно был избран Сырым Датов, и вся полнота власти в жузе передана в руки старшин — членов Совета;
— прошли выборы родовых старшин, через которых Сырым батыр как главный старшина, председатель Народного Совета, осущест-влял управление всеми родами Западного региона Казахстана;
— в степь пришел долгожданный мир, прекращены все боевые и насильственные действия между противоборствующими сторонами;
— казахским шаруа было разрешено пользоваться лучшими сельскохозяйственными угодьями и пастбищами Каспийского побережья, Приуралья и Оренбуржья, лишние земли степной аристократии (султанов и торе) решением Совета были переданы простому народу;
— местное население избавилось от незаконных налогообложений царского правительства и постоянных поборов со стороны родовой знати;
— были открыты несколько школ для обучения детей-казахов.
Проведение этого съезда и плодотворность его работы за время существования совершенно новой формы управления казахской степью, пришедшей на смену устаревшей политической системе, стали возможными благодаря незаурядной личности, особым дипломатическим способностям и политической прозорливости Сырыма Датова, убедившего царские власти в лице генерала-губернатора Оренбургского края Осипа Игельстрома идти на компромисс в русско-казахских взаимоотношениях в пользу казахских шаруа. Осуществляя демократическую реорганизацию государственной власти в одном из жузов, Сырым Датов добился своеобразной формы народоправления, которая даже на небольшой исторический срок (т.е. на 5 лет) при своем дальнейшем развитии оправдала надежды и чаяния тысяч казахских крестьян Западного региона, нуждающихся в поддержке в борьбе за социальную справедливость.
Подобная форма правления в великой казахской степи, осуществленная С. Датовым как новая модель народовластия, вышла на историческую арену в 1785 году, то есть на 4 года раньше, чем Парижская коммуна в период Великой французской революции в 1789-1794гг., однако она по сей день все еще не получила должную оценку со стороны отечественных и зарубежных ученых-историков, находящихся в плену европоцентризма, стереотипно мыслящих в духе: «Если что-то новое, хорошее, то оно обязательно должно быть только с Запада».
Данный исторический факт примечателен и актуален для изучения и в наше время, когда в государственном и региональном масштабе идет процесс реформирования социально-политической и экономической жизни страны, отдельных ее регионов, народ всегда принимает участие в очередных избирательных кампаниях: депутатов Парламента РК, областных, районных маслихатов. Поэтому при проведении выборов нам сегодня нужно тщательно анализировать уроки демократии в прошлом.
В этой связи возникает необходимость официально и широко, в масштабе республики, в различных формах и разновидностях отмечать это событие, являющееся одним из основных этапов развития демократии в XVIII веке. В этих целях было бы целесообразно повсеместно развернуть организационно-политические и агитационно-пропагандистские мероприятия, направленные на увековечение вышеупомянутого съезда.
Например:
— 21 сентября объявить Днем степной демократии;
— организовать акцию под девизом «От демократии XVIII-го к демократии ХХІ-го», в рамках этой акции можно провести на базе вузов научно-практические и читательские конференции, посвященные этой дате, митинги-шествия с участием молодежи города, представителей демократических партий, провести встречи с историками и обществоведами области, а также радио-, телевизионные передачи, выпуски спецномеров газет, журналов, выставки книг и плакатов, открытие народной трибуны, провести конкурсы научных работ и сочинений на тему «Демократия в прошлом и настоящем», соорудить обелиск демократической славы в районе реки Жинишке в г. Актобе, на территории которой ныне находится населенный пункт Жанаконыс и ведущие заводы города АЗФ и АЗХС.
Изложенный выше факт об одном из истоков демократии в Казахстане, о роли и месте в нем Сырыма Датова, национального героя, вождя, предводителя народных масс, имеет документальное подтверждение и неоспоримые доказательства.
Какой из исторических личностей сегодня может гордиться казахстанская молодежь? Чингисханом? Разве можно возводить в ранг кумира завоевателей, потопивших в крови целые страны? Другое дело герои национально-освободительного движения, к числу которых с особым признанием исторических заслуг можно отнести Сырыма Датова. Мы ведь знаем, что борьба за свободу и независимость под руководством легендарного батыра в свое время (в конце XVIII века) получила широкий размах в Западном регионе. С. Датов был первым в казахской истории национальным героем, который поднял народные массы против колониальной политики царской России и всякого произвола местной родовой знати.
Однако среди населения трех областей Западного региона только атыраусцы и уральцы глубоко чтят память о Сырыме Датове. Например, об этом свидетельствуют названная его именем одна из больших улиц в г. Атырау, сооружение величественного памятника С. Датову — человеку-легенде на берегу реки Жайык в г.Уральске, переименование Жымпитинского района Западно-Казахстанской области в Сырымский. А что сделано на этот счет в нашей области? К великому стыду, ничего. Это тогда, когда люди, достаточно информированные об истории нашего края, хорошо знают то, что почти большая часть событий, связанных с национально-освободительной борьбой во главе с Сырымом Датовым, известным вождем казахских шаруа, проходила на актюбинской земле: от Мугоджарских гор до Оренбуржья, от Прикаспийского побережья до Ново-Илецка, на берегу таких рек, как Жем, Сагыз, Темир, Илек, Уил, Киил, Акжайык и Орь. Об этом подробно и хорошо написано в художественно-документальном романе «Тар кезењ» Кажыгалия Муканбеткалиева, известного писателя, лауреата Государственной премии РК, а также в других краеведческо-литературных источниках.
Автор статьи обращается к депутатам Парламента РК, общественным организаторам и государственным органам, руководству Актюбинской области с предложением — обратить внимание на вышесказанные исторические факты, дать справедливую оценку личности Сырыма Датова, много сделавшего для развития казахской государственности в неимоверно трудных исторических условиях, и тем самым уроки демократии прошлого сделать достоянием сегодняшнего поколения независимого Казахстана.