Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Уровень А Гульданы Алдадосовой

Выпускница музыкального колледжа имени А. Жубанова, обладательница лирико-колоратурного сопрано Гульдана Алдадосова стала финалисткой престижного конкурса вокалистов, традиционно проводимого Евой Мартон в Будапеште.
Из всех онлайн-заявок конкурсантов из 29 стран мира было отобрано 70, из Казахстана пригласили четверых. Участвовать смогли только Гульдана (на фото справа) и Динмухамед Кошкинбаев. Оба – учащиеся Международной оперной академии Astana Opera.
– Я готовила партии с октября, плотно занялась видео для конкурса в апреле, а в конце мая получила приглашение, – рассказала девушка. – По международным меркам этот конкурс имеет уровень А, то есть здесь самые высокие требования к исполнителям, жюри крайне взыскательное. Взять хотя бы саму Еву Мартон (на фото слева), профессора пения Музыкальной академии имени Ференца Листа!
Рассказывая о своем профессиональном становлении, Гульдана с благодарностью называет имена всех учителей музыки:
– Первым учителем я назвала бы Жангабыла Есторе, он вел уроки пения в школе № 39. В школе имени Казангапа вокалу обучала Ангелина Югай (сегодня она педагог-репетитор государственного академического корейского театра музыкальной комедии). Позже по инициативе Ангелины Владимировны я пела в ансамбле «Чхинсон» при Актюбинском филиале Ассоциации корейцев Казахстана. В Актюбинском колледже имени Жубанова моим педагогом был Марат Айтимов, в КазНУИ – Дина Кабыкеева, в Международной оперной академии Astana Opera выпало учиться у Анатолия Гусева (Милан – ред.), при подготовке к недавнему конкурсу со мной усиленно занималась Жупар Габдуллина .
– Какие произведения ты подготовила для конкурса Евы Мартон?
– В первом туре, он длился три дня, обязательным было исполнение романса Ференца Листа, и я его, естественно, пела. Вторым номером выбрала арию Альчины из одноименной оперы Генделя, третьим – арию Джульетты из оперы Беллини «Капулетти и Монтекки».
Кстати, выбирая произведение, важно знать, годится ли оно для твоего голоса. Многие конкурсанты отсеивались на разных этапах именно из-за неверно подобранного репертуара.
Замечу, что из семидесяти отобранных претендентов приехали только сорок девять. Из них во второй тур прошли двадцать пять, а в третий только двенадцать. Во втором туре я пела арию Шемаханской царицы из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» и арию Донны Анны из оперы Моцарта
«Дон Жуан».
Третий тур имел свои нюансы. Мы пели под аккомпанемент Королевского оркестра Венгрии, и один номер выбирала я, второй – жюри. Правда, перечень партий им предоставляла я. Я выбрала вальс Джульетты из оперы Гуно, а жюри – сцену сумасшествия Эльвиры из «Пуритан» Беллини. Все три тура проходили в музыкальной академии имени Ференца Листа, гала-концерт – в Королевском театре Будапешта.
Гульдана призналась, что, вопреки прежнему опыту участия в аналогичных конкурсах, этот держит исполнителя в тонусе на протяжении всего времени и напоминает о профессии:
– Оперное искусство самое сложное из всех вокальных, и если ты преодолеваешь нечто подобное, значит, готов идти по этому пути всю долгую жизнь. Я так полагаю. А уж пообщаться с самой Евой Мартон или с лучшим тенором современности Витторио Терранова чего стоит!..
– Что можешь сказать о казахстанской оперной школе?
– Она берет начало от итальянской, пришедшей к нам в 1930-е от советских педагогов. И это безусловно итальянская исполнительская манера, помноженная на специфическую национальную физиологию.
Вообще скажу, что в подготовке к подобным конкурсам доминирует не уникальность голоса, а уровень подготовки, то есть профессионализм. Да, стандарты европейские и казахстанские разные, но вокальная перспектива имеет значение. Еще хочется посоветовать ввести в музыкальных колледжах, хотя бы на вокальном отделении, итальянский язык – это сработает на перспективу исполнителя.
Обладателями первых трех мест на V конкурсе Евы Мартон были два россиянина и один вокалист из Южной Кореи, остальные девять, в том числе наша землячка, получили дипломы. Всего девять человек из огромной аудитории молодых исполнителей… В добрый путь, Гульдана!

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото из личного архива Гульданы АЛДАДОСОВОЙ

Колонка "Взгляд"