Актюбинский государственный педагогический институт в числе более шестисот высших учебных заведений из сотни стран мира присоединился к так называемой Болонской декларации. О том, для чего нужна Болонская декларация местному вузу и каковы ее привилегии, рассказал ректор Актюбинского государственного педагогического института, доктор экономических наук, профессор Галымжан Нурышев.
— Болонский университет — старейшее высшее учебное заведение мира, основанное еще в Х веке. Со дня своего существования университет навсегда определил роль города Болонья на юге Италии в истории развития европейского образования. Болонская школа имела две особенности, вытекающие из самих условий, при которых она образовывалась, — рассказывает Галымжан Жумабаевич.
— Во-первых, это была не ассоциация профессоров, власти которых исключительно должны были подчиняться ученики, а ассоциация студентов, сама выбирающая руководителей, которым подчинялись профессора. Вторая особенность состояла в том, что по существу, Болонский университет являлся юридическим, в противоположность Парижскому, который в начале был посвящен теологии. Изучение римского права и положило начало самому университету. Позже наряду с юриспруденцией в университете начинают процветать и другие науки, такие, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина. Благодаря репутации своих профессоров Болонский университет оказал огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Сегодня эта старейшая европейская высшая школа известна во всем мире не только своей историей, но и как центр, вокруг которого развивается движение, объединяющее высшие учебные заведения Европы и Азии.
— Что представляет собой Болонская декларация? Какие привилегии дает она местному вузу?
— Для начала разграничим два четких понятия. Болонскую декларацию подписывают министры образования стран Европы, а руководители высших учебных заведений — Великую хартию университетов. Оба документа являются основополагающими для европейского пространства высшего образования. Их принципы получили международный статус и внедряются в систему отечественного высшего образования.
Великая хартия в Болонском университете была принята в 1988 году. За двадцать один год она сыграла значительную роль в развитии сотрудничества высших учебных заведений стран Европы и других континентов. Она не только положила начало формированию единого европейского образовательного пространства, но и предопределила развитие таких позитивных перспектив высшего образования, как автономия университетов, демократические принципы управления, академические свободы студентов, свобода в научных исследованиях, неразделимость преподавания и исследования и других. Именно эти темы и стали главными в докладах, представленных здесь недавно на международной конференции. В рамках конференции состоялось подписание Великой хартии университетов ректорами 12 казахстанских вузов, в числе которых и Актюбинский государственный педагогический институт. Стоит заметить, что наш институт — единственный вуз в западном регионе РК, подписавший Великую хартию.
Что же касается привилегий, то здесь нелишним будет сказать, что для вузов, подписавших Великую хартию университетов, раздвигаются границы образовательного пространства, появляются новые возможности в осуществлении модернизации системы подготовки кадров, повышения качества образования. А главное — это реальный шаг к сотрудничеству с ведущими вузами планеты, повышение имиджа казахстанского образования.
— Галымжан Жумабаевич, изменится ли образовательный процесс после подписания хартии?
— Подпись, которую я поставил под этим документом, означает непосредственное участие нашего вуза в интеграционном процессе, к которому уже присоединились свыше 600 вузов со всех стран мира. Для пединститута это, прежде всего, мотивация к постоянному совершенствованию, достижению европейского уровня образования, соответствию более высоким критериям качества обучения и профессиональной подготовки студентов. Это стимул, способствующий достижению подлинной конкурентоспособности. Хочу сказать, что в нашем вузе для этого многое делается. Благодаря постоянному стремлению к самосовершенствованию, профессионализму профессорско-преподавательского состава, высоким показателям успеваемости среди студентов наш пединститут по итогам рейтинга лучших вузов Казахстана в прошлом году вошел в тройку вузов-лидеров западного региона. Думаю, что это достойный пример для подражания. А для нас — это еще один рывок вперед, на пути к достижению высокого уровня отечественного образования.
Мы поддерживаем и следуем принципам, на которых зиждется университетское образование в Европе и во всем мире, и которые провозглашены Великой хартией университетов.
Присоединение к Хартии также существенно расширит наши возможности в сотрудничестве с ведущими вузами мира, поможет добиться мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава, позволит повысить имидж вуза. Кроме того, предоставит уникальную возможность развивать автономию вуза, демократические принципы управления. Таким образом, один из лучших вузов Казахстана — наш пединститут — сможет превратиться в подлинный центр культуры, знаний и научной деятельности.
Гульсым НАЗАРБАЕВА