Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В свете рампы

В 1961 году в Вене
IX конгрессом Международного института театра учрежден Всемирный день театра, и, начиная с 1962 года, мировая общественность ежегодно отмечает его 27 марта. Девизом праздника с более чем полувековой историей выбрана установка «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Точнее некуда. Искусство лицедейства моложе разве что охоты и  войн, и за тысячелетнюю историю оно, в отличие
от последних, несло только созидание.
О проблемах, буднях и праздниках актюбинских театров — наша Главная тема.

Театр в лицах
В Казахстане театры курируют управления культуры, поэтому первым делом «АВ» обратился к руководителю областного управления культуры, архивов и документации Назире Табельдиновой.
— Об актюбинских театрах могу говорить только с гордостью. Главное то, что есть зрители, а значит, есть стремление трупп к развитию. Безусловно, проблем хватает, а одной из главных назову тесноту в областном драмтеатре имени Ахтанова, где работают одновременно три труппы. Замечу, что, несмотря на это, актеры работают в полном согласии и слаженно, — делится Назира Сарсембаевна. – К сожалению, строительство отдельного здания для казахского театра, которое планировалось начать в 2016 году, в связи с обозначившимся экономическим кризисом отодвигается.
У театра кукол «Алакай» основная проблема – отсутствие режиссера. Понимаете, Казахстан кукольников не готовит… С другой стороны, приглашенные режиссеры хороши тем, что от спектакля к спектаклю актеры получают своего рода мастер-классы.
— Назира Сарсембаевна, Актобе давно живет надеждой на ТЮЗ…
— На сегодня нет возможности его открыть, но, думаю, театральный вакуум, который логически возникает, когда зритель ментально вырос из театра кукол и еще не дорос до драматического, можно восполнить постановками «Алакая» для тинейджеров. И у актеров достаточно мастерства, чтобы справиться с такой задачей. Еще один пункт, в силу которого открыть новый театр невозможно: где взять кадры? Актеров найти трудно, не говоря о режиссерах…
— Возможно ли в ближайшее время повышение зарплаты для театральных работников?
— Этот вопрос к Министерству труда. Местная власть не имеет полномочий влиять на зарплату работников госучреждений.
— И артисты обречены подрабатывать на праздниках и т.п.?
— А ведь мы и не задумываемся, что подспудно этот фактор только развивает их мастерство.    
Директор театра имени Т. Ахтанова, отличник культуры РК Нурлыбек Жубаткан видит те же проблемы, только изнутри:
— Допустим, привыкли мы к тесноте, но почему это нужно принимать за норму? На недавней передаче «Жекпе — жек» на телеканале «Хабар» я озвучил нашу беду, но никто ее не хочет слышать. Знаете, в заявленных Президентом мегаполисах в трех построены новые здания казахского театра, а у нас строительство снова отодвигается. Что касается кадров, то на зарплату работника культфронта может позариться только фанат, большинство коих и служат в театре. Особенно сложно, когда директором является человек творческий. Например, я являюсь и сценаристом, и режиссером, и актером «Екі езу», а зарплату получаю только директора. Она ниже дохода актера. Директор «Алакая», будучи и его художником, тоже не имеет права на доплату. Тот, кто эту сетку выплат узаконил, пусть какое-то время побудет в нашей шкуре. А ведь, скажем, в системе образования директор школы имеет право на полставки оплачиваемых часов. Мы – нет! Но работать согласно оплате означает уронить качество постановок и потерять зрителя. Ситуация требует серьезной корректировки.
Нурлыбек Хайруллович поделился мечтой:
— Я пригласил бы целый выпуск студентов театрального факультета: актеров, режиссера, звукорежиссера, хореографа, сценографа… Но кто даст бюджет под мою мечту?  А у театра Актау имеется такой опыт, и их казахская труппа одна из лучших в РК, какие я знаю. Впрочем, в 2000 году к нам приезжали выпускники Жургеновки, человек 25-30 вместе со своим педагогом, профессором Муратом Абзелбаевым, который согласился на должность худрука труппы. Пожил народ в гримерках до холодов и уехал – вопрос с обеспечением их жильем местная власть до конца не решила…
Остро стоит и проблема драматургии: репертуар казахских трупп фактически копирует друг друга, пьесы в разных городах повторяются. Купить же свежую драму у молодого современного автора стоит  денег, которые также бюджетом не предусмотрены.
— А кто распределяет средства, выделяемые облуправлением культуры на театр?
— Этим занимается худсовет, но шесть-восемь миллионов тенге покрывают только расходы на оформление спектаклей, которых каждая труппа должна делать по два в году.
— И «Екі езу»?
— «Екі езу» — две концертных программы, одну комедийную пьесу и одну детскую. Но в 2015-м, в год юбилея Куандыка Шангытбаева, труппа театра сатиры и юмора планирует сделать и постановку по пьесе юбиляра «Беу, кыздарай!».
Кроме вышеозвученных проблем, у драмтеатра остро стоит вопрос с транспортом: автобус — давний кандидат на списание, нужно служебное авто. Нам-то привычно, но нет возможности достойно встречать гостей. Обидно актерам, когда на гастролях в других регионах они сталкиваются с хорошей обеспеченностью театров всем необходимым.
Отличник культуры РК, директор театра «Алакай» Асия Курманалина поддерживает позицию Нурлыбека Жубаткана, видя дефицит кадров в маленькой зарплате и невозможности получения жилья:
— Условия быта тех актеров, что сейчас работают в «Алакае», порой крайне сложные. Посудите: при зарплате 35 000 тенге семьи живут на квартирах… Еще нашему зданию нужен текущий ремонт. Что до достижений, то трудно перечислить все наше лауреатство, начиная от фонда Первого Президента РК. Кстати, в сентябре нынешнего года фестиваль «Ассалаумагалейкум!» будет посвящен 30-летию «Алакая».
Безусловное спасибо Назире Сарсембаевне за высокую оценку профессионализма нашего театра (я имею в виду ее слова о том, что мы способны потянуть и репертуар ТЮЗа), но без режиссера поставить что-либо нереально. В целом же ТЮЗ требует не только специфического репертуара, но и актерского мастерства иного качества.  Добавлю, что согласна с моим руководителем в том, что каждый приглашенный режиссер подтягивает актера до своего уровня. Есть ли мечта? Конечно. Хочу революцию в театре! И знаю как: пригласить гениального Петру Вуткурэу поставить «Ревизора». Конечно, это будет кукольный спектакль для взрослых.
В защиту мнения о необходимости в Актобе ТЮЗа Асия Тажбековна привела следующий аргумент:
— Количество театров повышает статус города, ведь когда человек попадает куда-либо впервые, он не бежит на барахолку (их полно в любом городе), а просит справочник с адресами учреждений культуры. Чем больше театров, тем насыщеннее среда, активнее и осознаннее обыватель.
 
Что еще?
В одном учреждении сосуществуют три разных труппы. Безусловно, благодаря культуре общения и толерантности они пребывают в определенной гармонии. Но на единственной сцене репетируют три коллектива, то есть каждый не более двух дней в неделю. Можно ли от спортсмена требовать рекордов, если таким же скудным будет его доступ на стадион или в зал для тренировок?
Острая нехватка актеров наблюдается в казахской труппе. Недавно приглашенный Нурканат Жакыбаев поставил «Махаббат муны» по пьесе Тахауи Ахтанова. Народ шел, потому что замечательно получилось. Но актриса ушла в декрет, и – нет спектаклей. Зачем без второго состава делать спектакль? Это ж деньги на ветер!
И тем не менее в нашем городе перманентно существовали студии актерского мастерства, благодаря чему сегодня мы имеем то, что имеем: профессиональный театр с устоявшимися традициями и зрителем.
Одна из последних студий – экспериментальный театр «Лестница», идея которого принадлежит актрисе и режиссеру Ольге Павловой.
— Театр затевался не только с целью выявления одаренной молодежи, но и как творческая площадка для тех, кому есть что сказать, помимо основного репертуара, — делится опытом Ольга Анатольевна. – Невероятно, но в 2010 году в Алматы на фестивале, посвященном 95-летию Аскара Токпанова, «Лестница» за спектакль «Чайка Джонатан Ливингстон» получила Гран-при. Также на фестивале были различные мастер-классы, которые все мы посетили. После половина актеров уехала, поступив в театральные вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а часть осталась в Ахтановском и сейчас служит здесь, а обучается заочно.

Колонка "Взгляд"