Виртуоз казахского кюя

камбар_reswm_1

На торжества по случаю празднования 115-летия со дня рождения выдающегося музыканта, виртуоза-исполнителя казахских кюев Камбара Медетова, прошедших на минувшей неделе в Мартуке, приехала его племянница Айжан Бердибай – заведующая кафедрой музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.

Гостья и ее ближайшая родственница, наша землячка Роза Арынгазиева, были приглашены в Актюбинский музыкальный колледж, где выступили перед преподавателями и учащимися этого учебного заведения.
По словам Айжан Рахманкуловны, отец Камбара Медетова Ергожа Каратаев родился в Западном Казахстане. Был для своего времени довольно грамотным человеком. Он учился в Оренбургской гимназии и в двадцатых годах прошлого века, когда в стране закончилась гражданская война, работал в Акбулакском районе в правоохранительных органах.
Как свидетельствуют крупные казахстанские музыковеды, Ергожа Каратаев обладал тонким слухом и хорошо поставленным тенором и с юных лет увлекался исполнением старинных казахских народных песен.Он стал известным отечественным собирателем произведений музыкального творчества казахского народа и, по свидетельству известного музыковеда Бориса Ерзаковича, был большим знатоком в этом деле.
По мнению историка Ирины Ерофеевой, было бы упрощенным считать, что успешная самореализация творческого потенциала Камбара Медетова не связана с его династийными корнями, аристократическим происхождением. Он был потомком в седьмом колене выдающегося правителя Степи, хана Младшего жуза Абилкайыра, оставившего глубокий след в истории казахского народа и в его духовном самосознании. До сих пор мало кому известно, что Абилкайыр отличался не только относительно широким мировоззренческим кругозором, но и большой творческой одаренностью.
Примечательно, что из обширного генеалогического древа Абилкайыра выросло много талантливых и незаурядных личностей, ярко проявивших себя как на государственной службе, так и во многих сферах творческой деятельности. В исполнительском искусстве и в музыкальном творчестве это были Даулеткерей Шигаев, Мухит Каратаев-Миралиев, Камбар Медетов, Лукпан Мухитов и многие другие выдающиеся музыканты, прославившие свое имя на века.
Играть на домбре Камбар научился у своего отца Ергожи. Большое влияние на него оказало музыкальное наследие основоположника лирического направления в домбровой традиции – Даулеткерея, который был братом прадеда Камбара. В его музыкальном творчестве огромную роль сыграли и музыкально одаренные родственники супруги. Старший брат его жены  Ихран, султан Арынгазы, – автор 16 кюев. Эти кюи всегда звучали в семье ее деда Усена торе, учителя и наставника прославленного кюйши Казангапа.
По свидетельству современников, одним из самых талантливых последователей Усена, доведших свое мастерство до совершенства, был Камбар.
В 1936 году Камбар Медетов в составе делегации Казахстана участвовал в декаде литературы и искусства Казахстана в Москве. Концерты проходили на сцене Большого театра. Как рассказала в своем выступлении Айжан Бердибай, жизнь великих людей всегда окутана легендами. Существует несколько версий легенд о сольном выступлении Камбара Медетова. По одной из них, на одном из концертов казахстанских мастеров присутствовал Сталин. Когда Камбар исполнил на домбре бессмертный кюй «Аксак кулан», Сталин якобы подозвал помощника и велел ему заглянуть за занавес, не играет ли там еще кто-нибудь. Он никак не мог поверить, что из двух струн можно извлечь такое множество чарующих звуков.
Композитор Каршыга Ахмедияров писал: «Народный кюй «Аксак кулан» Камбар Медетов оставил нам в профессиональном отношении в совершенном виде. Как не причислить такой талант к числу великих личностей?». Так отзывались профессиональные музыканты о Камбаре Медетове. «Аксак кулан», по их мнению, – верх музыкального искусства. Так, как Медетов, его не мог исполнить ни один музыкант. Но главная заслуга Камбара Медетова в том, что он вернул из глубины веков десятки прекрасных мелодий на поверхность народной жизни, которые обрели новую жизнь благодаря виртуозной манере исполнения Камбара и силе его творческого воображения. Они остались лучшим памятником великому исполнителю.
Композитор Евгений Брусиловский сказал так:  «Если бы Александр Затаевич не встретился с Камбаром Медетовым, то кюй «Аксак кулан» утонул бы во мраке неизвестности, как навсегда утонули, вероятно, другие образцы казахской музыки, не дождавшись счастливой встречи с этнографом. Сколько их погибло в угрюмом молчании Степи?!».
В 1937 году Камбар Медетов был арестован и сослан на Дальний Восток. Тяжелой оказалась дальнейшая судьба  многих родственников Камбара и Ихран Медетовых – правнука султана Каратая и правнучки султана Арынгазы. Габбас – сын Бакытжана Каратаева, Шахзада Шонанова – дочь Арона Каратаева и ее муж, известный ученый Тельжан Шонанов, были расстреляны, Темирхан Аймаков, правнук султана Каратая, был репрессирован и сослан на десять лет. Старшие родственники Ихран, как и подавляющее большинство представителей этой династии, тоже были репрессированы.
Планомерное уничтожение ярких представителей интеллигенции и в этом ряду членов данной династии отразилось на нескольких ее поколениях: их имена были преданы забвению и не упоминались даже после реабилитации. Камбар Медетов умер в лагере в 1941 году.
Муапих БАРАНКУЛОВ

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель