Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Вирус зла

сабдин 22_reswm_1

В числе ликвидированных террористов был и тот, о котором известный теолог Аскар Сабдин написал книгу. Еще каких-то четыре года назад его герой учился в восьмом классе.

Кровавые события на территории нашей области проходили и до этого. Закономерность в том, что их участники являются последователями нетрадиционного религиозного течения и молодыми людьми. В чем причина, откуда они появились и как можно это предотвратить? На эти и другие вопросы отвечает директор общественного центра «Ансар», теолог Аскар Сабдин.
— Теракт начался накануне Священного месяца Рамазан. Везде сообщается, что при нападении они кричали «Аллах акбар!». Насколько совместимы с канонами ислама их действия?
— Такие события наносят большой урон нашей религии. В Коране говорится: если кто-то убил одного невинного, считается, что он убил все человечество. Другой аят из Корана гласит: «Не воспротивьтесь после установления спокойствия на земле». В данном случае есть и убийство, и бунт.
Также в Коране говорится, что если кто-то покушался на жизнь человека, зная, что он мусульманин, его ждет вечный ад. Здесь мы видим течения, которые прикрываются исламом. Никакого отношения к религии, которой испокон веков придерживаются наши предки, они не имеют.
Повторюсь снова, они кричат Коран и сунны, но не придают значения истинному смыслу Книги, нарушают его. Во-первых, нарушили покой, во-вторых, убили людей. Это большой грех.
— И  кто же они?
— Это молодые люди, которые оказались под влиянием салафитской идеологии. С некоторыми из них я был знаком до теракта, беседовал в центре «Ансар» и вне его. К примеру, книгу «Чтение Корана душам усопших. Доходит ли награда чтения до покойников?» написал ради одного из них. Он был ликвидирован в ходе теракта.
В начале весны 2012 года одна женщина пожаловалась, что неделю назад ее внук убежал из дома. Участковый сообщил, что восьмиклас-сник не ходит в школу.
К поиску подключились и мы, так как приблизительно знали места их сборов. Нашли мальчика на рынке «Мега Шыгыс», где подросток подрабатывал подсобником у мастера по ремонту телефонов. Когда спросили у него причину ухода из дома, 14-летний парнишка со слезами на глазах сказал, что домочадцы посвящают Коран усопшим, а сам он считает такое действие «ширком», непростительным грехом, поэтому нельзя ему жить вместе с такими людьми.
После этой истории я написал книгу, в предисловии которой изложил причину ее написания. И вот спустя 4 года он участвовал в прошедших событиях и был ликвидирован. Ему было всего 19 лет…
Если говорить об участниках, то они являются последователями ультрарадикального течения салафитской идеологии. Руководствуются  книгами Мухаммада ибн Абдулуаххаба «Три основы и четыре принципа», а также «Китабул Таухид» (Единобожия). Данная книга используется в качестве учебника в ИГИЛ.
Оговорюсь, ультрарадикальными они являются по сравнению с теми салафитами, кто не нарушил закон, хотя в этой идеологии нет толерантных направлений. После трагических событий многие приверженцы салафизма хотят оправдать себя, называя террористов такфаристами и джихадистами. Повторю еще раз: у них одна идеология. И те, кто открыто выступает с  терактами, и те, кто заявляет, что придерживается умеренного салафизма, черпают знания из одного источника, у них один учитель. Проблема заключается в самой идеологии.
— В Казахстане законом запрещены различные террористические организации исламского направления, но не запрещен салафизм.  Как можно это объяснить?
— Это большой вопрос. Данную проблему я озвучил и написал несколько статей по этому поводу еще до теракта.
Дело в том, что в Казахстане  более 600 осужденных имеют отношение к  терроризму. Из них 98 процентов считают себя салафитами, то есть это те, которые выросли на упомянутых книгах. Оставшиеся
2-3 процента  осужденных являются представителями «Хизбут-Тахрир», «Таблиги Джамагат», «Өмір. Сенім. Білім» и так далее.
Получается, что у нас деятельность и пропаганда течений, имеющих меньшинство, запрещены судами РК, а большинство — нет. Выходит, их действия не противоречат законодательству. Сам ИГИЛ в Казахстане запрещен законом, но идеология салафизма нет. Зайдите в интернет, там работает весь их контент. Даже в youtube запросто можно найти все проповеди идеологов ИГИЛ.
— Известный политолог Ерлан Карин предлагает запретить социальную сеть «ВКонтакте».
— Совершенно согласен. Потому что там их лидеры прямо призывают присоединиться к ним. Все это открыто заявляется в сети. Один из таких призывов мы нашли на страничке у некоторых ликвидированных террористов. Одной из основных проблем является доступность таких информационных каналов, поэтому надо предпринимать действенные меры. В противном случае такие ситуации могут повториться.
Сейчас более 300 граждан РК находятся на территории Сирии, и к сожалению, это не остановится, пока не будет остановлена информационно-пропагандистская деятельность террористов.
При невозможности приехать они призывают устраивать кровопролития у себя дома. Примером тому может послужить и недавний теракт в Орландо, США, в ходе которого были убито 50 человек. Нападавший позвонил в полицию и сообщил, что он дал слово лидеру ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади совершить теракт.
— Под воздействие такой пропаганды почему-то первой попадает молодежь…
— Это вирус, и заразиться им может любой. Многие склонны считать, что причиной являются безработица и другие социальные аспекты. Но среди них есть люди и из вполне благополучных семей.
К примеру, в прошлом году в рядах ИГИЛ оказался начальник республиканского ОМОНа Таджикистана. Кто-кто, он-то не безработный и тем более не склонен к воздействию психологическому, так как работал  в системе. А привлечь в ряды еще неокрепшую молодежь проще простого.
Или сходите в мечеть, понаблюдайте. Приверженцы салафитского направления спешат к выходу, не дожидаясь полного завершения намаза, и стоят толпами возле мечети. Почему? На улице они наблюдают за теми, кто выходит из мечети, и подыскивают новых адептов, легко поддающихся воздействию.
— К сожалению, события 5 июня в Актобе – не первый случай в Казахстане. Не связаны ли все они с идеологией салафизма? Вроде государство предпринимает немало мер, но предотвратить данный теракт не смогли. В чем недочеты?
— Есть внутренние и внешние факторы радикализма. Об этом я говорю уже на протяжении четырех лет. Внутри государства предпринимаются меры: конфискуется литература, публикуются статьи, проводится разъяснительная работа. К примеру, сам провел более 500 бесед на эту тему. А вот на внешние факторы мы не можем повлиять. Посредством интернета идеологи призывают в свои ряды нашу молодежь. Есть единственный путь – запретить проповеди по Всемирной сети на законодательном уровне. Мы не должны пускать этих людей на наше информационное поле. Мне кажется, свою роль сыграли пробелы в политике использования интернет-пространства.
— Вы как специалист говорите об опасности салафизма. А что же мешает запретить его идеологию на государственном уровне?
— Проблема поднимается мною уже четыре года. В то же время в обществе бытует и такое мнение: «Сам салафизм чистый, но встречаются террористы, вышедшие из него. Вот это они плохие. Мы сами никакого отношения не имеем к террористам. Они не наши». Тем самым они хотят оправдать себя. Дошло до того, что последователи или сторонники салафизма предлагают себя взамен имамов ДУМК и теологов, чтобы в деле воспитывать террористов. Они таким образом стараются войти в доверие вышестоящих органов, и до сего дня им это как-то удавалось.
Но на днях Глава государства открыто заявил, что теракт связан с салафизмом.
Могу еще раз повторить: у всех одна идеология, один наставник. И у тех, кто открыто призывает к терактам, и у тех, кто представляются умеренными салафитами. Проблема в самой идеологии.
— Бытует мнение, что террористы не трогают мирных жителей, если они не сопротивляются, нападают только на силовые структуры и госорганы. Правда ли, что мирному населению не стоит их бояться?
— Если завтра им придет указание, как в Орландо, то могут запросто убить. Их нельзя оправдать. Если у человека вирус в голове, активизировать его против государства или мирных жителей не составляет особого труда. Известно, что в Ираке, Сирии и других странах Ближнего Востока в первую очередь взрывали мечети и базары, где максимальное скопление мирных жителей, тем более мусульман.
Возможно, такая тенденция до нас не дошла, но, если что, будет очень сложно.
— Государство предпринимает какие-то меры. Какая роль отводится родителям?
— Очень важно, чтобы родители больше внимания уделяли воспитанию своих детей. Среди террористов те, кто родился после 1980-х годов. Все мы помним кризис 90-х, когда родителям в поисках заработка было не до семьи, и дети оставались без присмотра. Настало время наверстать упущенное. Взять под контроль ребенка. Как минимум узнать, на какие сайты он заходит, с кем общается.
Например, если потеряется скот, владелец может его искать неделями. В то же время он не придает значения тому, где находятся дети и чем они  занимаются. Ограничиваются тем, что отправляют деньги и уверены, что они учатся.
Согласитесь, от правильного воспитания зависит, будет ли слушаться ребенок отца и мать, не последует ли он за теми идеологами. Мы проводим большую разъяснительную работу, встречаемся со студентами. Но этого мало. Потому что мы чужие для них. Семья, ее воспитание, — самый важный фактор предотвращения терроризма. Все начинается с родителей.

 

Монополия на истину
Слово «салаф» означает «предки» и имело отношение к соратникам  — сахабам и табигинам, Пророку, мусульманам самой первой волны. Потому к  слову «салаф» в исламе относились с почетом. Нынешние салафиты никакого отношения к тем салафам не имеют, но используют данный термин.
История течения салафизма начинается с VII века по мусульманскому летоисчислению (хижра), основал его исламский ученый Ибн Таймия. Его последователи объявляют себя монополистами на истину. Производное от первого пункта – обвинение окружающих в вероотступничестве, новшествах (бидгат) и заблуждениях. Также они ввели свои установки – 3 основы и 4 принципа. Но в исламе есть 5 столпов: шахада, намаз, ораза, зекет и хадж. Также есть 6 столпов веры: вера в Аллаха, в ангелов, в книги, в пророков, в Судный день и в День предопределения.
Также салафиты отличаются буквализмом, который предписывает все понимать в буквальном смысле, не учитывая контекст или предпосылки, насаждают это: «Прямо понимай!». Привив человеку буквализм, можно переходить к стадии радикализации.

Абат  КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"