Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Властители на чужбине

«Эмир-полководец, справедливый Жалантос, язык, могущий выразить слова восхваления его совершенств – жемчуг»; такое медресе он соорудил на земле, что его высотой земля возгордилась пред небом и несколько лет не долетит на верх его высокой арки с большими усилиями крыла орел ума; в несколько карнов /веков/ не взберется на вершину его башен искусный хариф /ловкий вор/ мысли по команду /канат с крюком для подъема на стену/. Когда архитектор изобразил свод его арки, то небо от удивления прикусило новую луну, как палец; так как Жалантос-бахадур был основателем его, то год постройки его назван Жалантос-бахадур /сумма числовых обозначений имени составляет цифру
1 028 год по календарю лунной хиджры, что соответствует
1 619 году григорианского календаря/».

Эта надпись в стихах на языке фарси сделана в честь строителя мечети и медресе Ширдор в Самарканде. Памятью о выходце из казахского племени Торткара Младшего жуза, дяде знаменитого Айтеке бия является также построенная им в Самарканде мечеть и медресе Тилля-кари в 1647 году. Известный полководец хана Имамкули в свое время приходил на помощь казахскому ополчению в одной из решающих битв с джунгарами, успешно отразил нападение войск императора Индии из династии Великих Моголов Аурангзеба — потомка Бабура, тоже выходца из Туркестана. Куда только ни забрасывала судьба наших предков, многие из которых оставили яркий след в истории стран Ближнего и Среднего Востока…
Благодаря повести «Емшан» известного писателя Мориса Симашко и популярному фильму многие наши современники открыли для себя Бейбарса, кипчака, проданного в рабство и ставшего впоследствии султаном Египта в 1260-1277 годах. Начиная с Бейбарса, бывшие суяганские воины-рабы мамлюки правили Египтом до 1517 года. Впоследствии мамлюки — потомки в основном тюрков и народов Кавказа, проданные в рабство, — играли большую роль в истории этой страны. С мамлюками у стен пирамид древних фараонов сражался Наполеон Бонапарт. И только в начале прошлого века господство мамлюков было уничтожено в Египте новым властителем Мухаммедом Али, по происхождению албанцем.
Но вернемся к Бейбарсу. Он успешно продолжил борьбу с западноевропейскими крестоносцами, начатую Салах ад-Дином /Саладин в европейских источниках/, основателем династии Айюбидов, по происхождению курда. Именно после смерти султана Салиха, последнего представителя этой династии, к власти в стране пришли тюрки-мамлюки. Именно государство мамлюков было первым, которое не только остановило монгольские войска в их продвижении на запад, но и отбросило их. После разгрома монголов султаном Бейбарсом при Айн-Джалуте в Сирии и при Аль-Битане спустя несколько лет монгольские ханы оставили свою мечту дойти «до последнего моря» на западе.
Представители тюрков чаще всего попадали на Восток в качестве рабов тамошних властителей. Не будучи связаны кровно с местным населением, воины-рабы верно служили своим хозяевам. Однако из среды рабов впоследствии выдвигались яркие личности, которые основывали свои династии шахов, эмиров и султанов. Как это сделал Бейбарс, подчинив Египту Ливию, христианскую Эфиопию, Мекку и Медину. Кстати, эпизод о возвращении Бейбарса в конце своей жизни в Кипчакскую степь -литературный прием Мориса Симашко. Султан Бейбарс похоронен в Дамаске. Над его гробницей было возведено медресе Захирия, где до недавнего времени размещались Арабская академия и Национальная библиотека Сирии — центры арабской науки и культуры. Остается лишь добавить, что на за несколько веков до Захира Бейбарса в Египте правила тюркская династия Тулунидов /868-905 гг./. Основатель династии Ахмед ибн Тулун, благодаря своему искусству дипломата и полководца, добился политической независимости от Багдадского халифата и построил в своей резиденции Катане, вошедшей впоследствии в состав Каира, знаменитую мечеть, которая до последнего времени считалась самой большой в странах ислама.
О тюрках Европа узнала впервые в годы нашествия гуннов под водительством Аттилы. Но тюрки, известные под именем гуннов, шли не только на запад. В середине V века белые гунны-эфталиты осели на Аму-Дарье, захватили Кабул, убили сасанидского шаха Фируза в 484 году и стали править в Балхе, на территории нынешнего Афганистана. Вождь белых гуннов Тораман занял западные провинции индийской империи Гуптов. Впоследствии гунны ассимилировались с народами Индии, но еще в ХІ веке один из индийских местных правителей женился на гуннской принцессе.
Основатель знаменитой державы Газневидов Алптегин был рабом правителей из таджикской династии Саманидов. После Алптегина престол занял в 977 году его бывший раб, а впоследствии зять Сабуктегин, при сыне которого Махмуде держава Газневидов достигла своего наивысшего могущества. С этого времени начинается многовековое правление тюрков в различных частях Индии, в результате чего потомок эмира Тимура Бабур основал в этой стране империю Великих Моголов, которая де-юре просуществовала до 1858 года.
Первым правителем в Северной Индии стал тюрк Кутб-ад-дин Айбек, в прошлом раб таджика Мухаммеда Гури, который уничтожил правление династии Газневидов. В 1192 году Айбек захватил Дели и основал династию Гулямов /рабов/, которая правила целый век в Делийском султанате. Первым хозяином Айбека был кази из Нишапура. После смерти кази его сыновья продали Айбека торговцу, от которого Айбек перешел во владение Мухаммеда Гури в Газне. Но Айбек не был единственным рабом-тюрком, который возвысился при этом правителе. Кубача известен как наместник в Мультане, а Юлдуз, тоже бывший раб-тюрк, правил в Кермане, на юге Ирана. Кстати, именно тюркские завоеватели принесли в Индию ислам, поскольку арабы в своих походах на восток дошли лишь до Синда на западе нынешнего Пакистана. А Мухаммед Бахтияр Хилджи распространил одновременно с Айбеком тюркское господство на Бенгалию, где ислам также является и поныне господствующей религией. После Айбека знать в Дели в 1211 году поддержала его зятя Илтутмиша, выходца из знатного тюркского рода, но проданного в рабство. Айбек купил Илтутмиша и впоследствии сделал его верным соратником и зятем. А после Илтутмиша, который перед смертью в 1236 году передал престол своей дочери Разие, в течение сорока лет фактическим правителем султаната в Дели являлся Гияс-уд-дин Балбан-тюрк, проданный в Багдаде монголами и купленный впоследствии Илтутмишем. После смертии Разии в 1240 году Балбан присвоил себе титул заместителя султана, а в 1265-1287 годах был уже законным правителем султаната, претендуя на свое происхождение от мифического тюркского героя Афрасиа-ба, известного нам больше всего благодаря поэме «Шах-наме» Фирдоуси.
Держава хорезмшахов, разгромленная Чингисханом, тоже была основана потомком раба одного из сельджукских эмиров Атсызом.
Заметный след в истории Индии оставил тюрк-раб Малик Кафур. В Дели после падения династии Гулямов пришла к власти династия Хилджи-тюрков из Афганистана. Ала-уд-дин Хилджи впервые после многих веков раздробленности объединил под единой властью всю Индию. И в этом заслуга прежде всего Малика Кафура, купленного в 1297 году. В 1303-1313 годах Малик Кафур совершил четыре похода в Декан, покорив власти Дели всю Южную Индию. В 1304 году Малик Кафур, как и Захир Бейбарс за несколько десятилетий до него, далеко на западе Азии успешно отразил нашествие монголов, основавших в результате походов внука Чингисхана Хулагу, государство иль-ханов в Иране. При этом Малик Кафур взял в плен 8 тысяч монголов. Малик Кафур после смерти Ала-уд-дина фактически правил империей, женившись на вдове последнего.
Совсем недавно, после обретения независимости Индией, в ее состав в качестве одного из штатов вошло княжество Хайдарабад, расположенное в южной части субконтинента. Основателем княжества и его первым правителем-низамом был выходец из Бухары Кылышхан. Два с половиной века просуществовал мусульманский островок в самом сердце Индостана. Даже англичане, завоевав Индию, сохранили княжество в качестве зависимого государства, заключив с низамом политический договор о делегировании полномочий на взаимной основе.
Потомки тюрков-рабов, тюркских правителей многих больших и малых государств прошедших веков и поныне живут в Иране и  Ираке, в Египте и Сирии, в Индии и Пакистане. Они внесли большой вклад в культуру ираноязычных и арабоязычных народов. Их достоянием стали достижения эпохи мамлюков в Иране, Газневидов на Среднем Востоке, Великих Моголов в Индии. Как наука и культура арабов и иранских народов обогатили духовный мир тюрков.
Аглепес Наубетьяров,
из книги
«История — учитель жизни»

Колонка "Взгляд"