Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Внутренние резервы самоуправления

Состоявшиеся в августе 2013 года выборы сельских акимов стали одним из ключевых моментов первого этапа реализации Концепции развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента страны. Они позволили реализовать конституционные нормы, создать законодательные основы организации и деятельности местного самоуправления, повысить роль населения в решении вопросов местного значения, создать условия для прямого участия граждан в государственном управлении.

Реформирование и развитие системы местного самоуправления начаты с низового уровня — сельского округа и аула. В этих целях усовершенствована законодательная и нормативная правовая базы, регулирующие данную сферу. Как показало время, избрание акимов низового уровня было проведено не ради самого процесса выборов, а в целях расширения участия сельских жителей в решении всех вопросов местного развития.

В настоящее время на селе созданы местные сообщества, то есть аульные кенесы, которые непосредственно участвуют в обсуждении путей решения проблемных вопросов села. Они являются прямыми помощниками избранных акимов, которые ранее оставались один на один со всеми проблемами сельского округа. При этом раскрылись потенциал и способности отдельных активных граждан. Данный уровень власти наиболее приближен к населению, им же в основном формируется, ему подконтролен и решает вопросы по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. При этом оптимально расходуются местные ресурсы, заметно повышается доверие населения к власти.

Расширены полномочия сельских акимов, им передан ряд функций по обеспечению жизнедеятельности местных сообществ. Все вопросы обсуждаются на сходах граждан. К примеру, в прошлом году по программе «Развитие регионов» акимам были выделены средства на освещение улиц сельских населенных пунктов. Установка освещения была осуществлена с учетом мнения местного населения, совместного отбора улиц, охвата социальных объектов и даже с учетом дороги детей в школу. Установке детских игровых площадок в селах также предшествовало широкое обсуждение с участием родительской общественности.

Акимы аулов, являясь администраторами бюджетных программ, уже имеют самостоятельный бюджет. Раньше эти расходы были направлены лишь на благоустройство и озеленение населенных пунктов, оказание социальной помощи на дому нуждающимся гражданам и нехозяйственный учет. Теперь к ним добавились средства на разработку проектно-сметной документации для ремонта школ, сельских клубов, строительства зданий сельских акиматов и автономных газовых котельных к этим объектам.

Еще одним существенным плюсом является включение 12 крупных сел района и опорного села, приграничных с областным центром, в агломерационный пояс города Актобе. За счет средств республиканского и областного бюджетов активно ведется их газификация (к примеру, обеспеченность газом жителей Алгинского района сейчас составляет 84%), водоснабжение сел. Увеличивается количество отремонтированных сельских школ. В ближайшей перспективе — капитальный ремонт пяти дорожных участков, связывающих сельские округа с районным центром Алга. Улучшится сообщение между опорным селом Маржанбулак и десятком аулов, входящих в агломерацию областного центра — города Актобе. В них также планируется ремонт центральных улиц.

Эти планы предусматривают активизацию работы сельских акимов, поскольку предстоит тесная работа с проектными фирмами, подрядными организациями, предприятиями, обеспечивающими согласование технических условий для строительных и ремонтных работ. Таким образом, в действующие программы развития района включены первоочередные потребности жителей сел, озвученные на собраниях и сходах местного сообщества на уровне аула.

Есть понимание, что бюджеты сельского уровня управления являются дотационными (к примеру, в Алгинском районе 12 сельских округов получают субвенции из местного бюджета). Поэтому одним из основных моментов, определяющих будущую самостоятельность акимов сельского уровня при осуществлении ими возложенных функций, является предоставление им в перспективе прав владения и распоряжения собственными финансовыми средствами, имуществом и другими ресурсными возможностями.

В настоящее время расширены полномочия сельских акимов в решении вопросов использования имеющихся местных ресурсов — земли, имущества, реального содействия росту малого и среднего бизнеса. Они включены в состав региональных комиссий, рассматривающих вопросы выделения земельных участков для сельскохозяйственного производства и ИЖС, выделения микрокредитов по программе «Дорожная карта занятости-2020».

Сейчас ведется поэтапная работа по передаче акимам сельских округов части районной коммунальной собственности (сельские клубы, здания сельских акиматов, детские сады и др.) с целью удовлетворения запросов и нужд местного населения и получения дополнительных доходов. Акимы округов проводят инвентаризацию объектов, находящихся на их территории, в целях паспортизации и передачи на их баланс для дальнейшей эксплуатации.

На сходах граждан ведется постоянное разъяснение, что эффективность местного самоуправления во многом зависит от понимания населением своих прав и возможностей, от их действительной способности осуществлять местное самоуправление. Наделение полномочиями органов местного самоуправления ведется поэтапно, с проведением семинаров для повышения правовой грамотности населения и повышения квалификации работников сельских акиматов.

Наиболее активная фаза развития местного самоуправления согласно Концепции планируется на втором этапе (2015-2020 годы). И здесь основным моментом будет являться повышение гражданской активности сельчан в решении важных проблем жизнедеятельности общества. Первый этап показал, что дальнейшая реализация Концепции приведет к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить повышение уровня жизни населения в каждом населенном пункте, политическую стабильность на региональном уровне.

В прошлом году была институционально и функционально укреплена структура сельских акиматов, выделены дополнительные штаты и усовершенствована материально-техническая база. Акимы сельских округов обеспечены новыми автомобилями. В округах созданы ветеринарные пункты с необходимым оборудованием и оснащением.

В целях организационно-методической поддержки деятельности местного самоуправления ведется постоянное обучение должностных лиц и работников, их консультирование по вопросам проведения государственных закупок, организовываются конференции и семинары по актуальным вопросам и практическому обмену опытом.

В перспективе стоит задача расширения финансовой самостоятельности акимов аулов, для этого им предо-ставляется право формирования собственных доходных источников (оказание платных услуг, добровольные сборы, спонсорские взносы, сборы за торговлю в специальных местах, штрафы за повреждение объектов инфраструктуры и зеленых насаждений и так далее). На сегодняшнем этапе акимы пока имеют доходы за счет спонсорской помощи, а также штрафов за нарушение правил благоустройства.

Словом, складывается целостная модель местного самоуправления. В результате сельские акимы имеют уже возможность эффективно решать вопросы местного значения, что объективно вызывает удовлетворение со стороны населения.

Аскар ШЕРИЯЗДАНОВ,
аким Алгинского района

Колонка "Взгляд"