Возвращение героя

Возглавив отряд жагалбайлинцев, он принимал участие в знаменитой Аныракайской битве против джунгар, решительно встал на защиту и спас от неминуемой смерти братьев башкир. До конца своей жизни боролся за независимость казахов, сражаясь с теми, кому должен был подчиняться и верно служить.

По закону братства
Солнце, едва появившееся из-за горизонта, осветило степь. С высокого холма, подножие которого широкой лентой опоясывал серебристый Жайык, просматривалась вся округа. На его вершине, подстелив войлочную лошадиную попону, по-казахски скрестив ноги, сидел глава рода и с тревогой всматривался в бескрайнюю ширь степи. Внизу, на противоположной стороне возвышения, время от времени проверяя амуницию и оружие, ждали своего часа всадники-сарбазы. Время, казалось, текло как густой, тягучий мед из деревянной чаши-зерена, но вот вдали появилось облачко пыли, а затем и ясные очертания всадника, скачущего во весь опор. Уверенно направив коня к броду, он спешно переправился через реку. Взбежав на вершину горы и подтянув вбок изогнутый сапы (шашка с длинным клинком), он присел на колени перед предводителем.
– Они близко, Сарке ага, на расстоянии «кунан шаптырым» (8-10 км). После «сәске» (первая часть дополуденного времени) будут здесь, – прерывистым голосом доложил разведчик. – Воинов у башкортов не осталось, казаки и калмыки перебили почти всех и уже настигают обоз со стариками, женщинами, детьми.
Легко поднявшись на ноги, вождь махнул рукой, и сарбазы, тронув поводья, вышли к реке. Вскоре показались первые повозки с детьми и стариками. Рядом устало брели женщины и мужчины, многие из которых имели ранения и едва держались на ногах. У реки повозки остановились, женщины, увидев на другом берегу всадников, бросились к телегам, поближе к детям, а немногочисленные воины выдвинулись вперед, встав перед опасностью.
– Помогите людям, – негромко произнес глава рода, и одна из сотен, подстегивая коней, бросилась в реку.
– Это наши казахи, свои, свои! – раздались вскоре радостные возгласы среди женщин.
Сойдя с коня, Сарке лично встретил и почтительно, обеими руками, приветствовал аксакала, возглавлявшего горестный караван.
– Я все знаю, – предвосхищая долгий рассказ, произнес предводитель. – Вам нечего бояться, вы на нашей земле. Идите дальше, вас встретят, накормят и определят место для ночлега.
Переправа длилась несколько суток, прибывших людей насчитывалось не менее 50 тысяч. А Сарке батыр, предводитель казахского рода жагалбайлы, встретивший бегущих из родного края башкир, выдвинулся со своим отрядом навстречу казакам и калмыкам. Через несколько дней, разбив преследователей и рассеяв по степи остатки их отрядов, он вернулся на стоянку.

Напутствие отца
Как рассказал краевед, историк, один из потомков Сарке батыра Баянгали Култаев, это случилось в 1756 году. Годом ранее башкиры, возмущенные насильственной христианизацией своего народа и изъятием их земель, восстали. Но не выстояв против вооруженных пушками и ружьями русских отрядов, рассыпались по степи. Часть из них старейшины повели на земли казахского рода жагалбайлы (нынешние Беляевский, Новоорский районы Оренбургской области). Остановились беженцы на зимовке старшего сына Сарке батыра, Танирбергена, на берегу реки Каргала. Здесь Сарке батыр, распределив посемейно, поселил башкир в казахских кочевьях. Поэтому это место впоследствии и получило свое сохранившееся и поныне название – Косестек (кос на казахском означает вместе, а естеками казахи издавна называли башкир). А речка, протекающая через зимовье, давно называется Танирберген.
История Сарке батыра из рода жагалбайлы очень интересна, и написано о ней немало. Он, возглавляя отряды жагалбайлинцев, принимал участие в битвах против джунгар, долгое время его отряды держали на прочном замке северный путь на границах Младшего жуза, который служил наиболее удобной дорогой для вторжения джунгар в казахские земли. Он и погиб не в тепле юрты, а сражаясь с врагами и получив смертельное ранение. Похоронили батыра, по его воле, на берегу реки Жем, рядом с могилами потомков рода кожа, происходящих от близких родственников пророка Мухаммеда.
Потомки его двенадцати детей расселились по всей степи. Попытки заняться исследованием жизни легендарного жагалбайлинца были и прежде, но всерьез за это взялись лишь в первый год нашей независимости.
– В 1991 году моему отцу исполнился 91 год, и в одной из бесед с ним я узнал о том, что в нашем роду был такой легендарный батыр и он похоронен на берегу реки Жем, – делится краевед.
– Теперь эту историю знаешь и ты, тебе предстоит найти могилу нашего предка и рассказать о нем людям, – напутствовал сына отец.

Вернуть память
В 1991 году удалось организовать большой ас-поминки по батыру и опубликовать первую статью о нем. А в 2006 году начались поиски его могилы.
– Перед этим я много лет изучал рукописи, сидел в архивах Казахстана, России, Башкирии, Татарстана, – делится Баянгали Култаев. – Поиски привели меня в один из сельских округов Мугалжарского района. Там и нашлась могила нашего предка.
Затем начались поиски потомков батыра. У него было двенадцать детей. Удалось найти почти всех. С потомством двух последних возникла проблема, их следы затерялись. Но позже выяснилось, что они живут в Кызылординской области. Хранят память о своем предке, но считают, что он погиб в сражении с джунгарами в знаменитой Аныракайской битве. Но самое главное – потомки уверены, что они – потомки Сарке батыра из рода табын. При встрече с одним из их старейшин Баянгали Култаев рассказал историю рода и о том, как они попали в эти края. 80-летний старец сначала обрадовался до слез, но затем замер.
– Как я теперь объясню людям, что мы, оказывается, не из рода табын, а жагалбайлы!? – в шоке произнес аксакал.
Несколько веков назад дети батыра поселились среди табынцев, кочевавших на территории нынешней Кызылординской области. С годами их потомки уже начали считать себя табынцами, но при этом сохранили память о своем знаменитом предке.
– Ничего страшного, оба рода из одного объединения «Жетыру», – смеется краевед.
Затем был создан оргкомитет по увековечиванию имени батыра, председателем которого стал генерал-майор Кеншилик Жумабаев. Тогда же, в 2006-2007 годах, было задумано воздвигнуть на земле батыра памятник и это тоже стоило усилий сотен людей, неравнодушных к истории края и своего рода.
– В этом участвовало очень много людей, – с благодарностью сообщил историк. – 2018 год прежний аким района Рахат Сыдыков объявил Годом Сарке батыра, и это привлекло еще больше внимания к этой легендарной личности.
Большой вклад в создание памятника внес директор ТОО “Степное”, кавалер ордена «Отан» и один из потомков батыра Амангос Тулеуов.
– Работа была проделана огромная, – признается он. – Нужно было выделить земельный участок, облагородить территорию памятника, соорудить бетонный постамент-основание. Первый из них пришлось полностью разобрать, поскольку он не соответствовал размерам самого памятника. Это тоже заняло немало времени, и потребовались дополнительные финансовые расходы.
Памятник попросили изготовить известного в Казахстане скульптора Абдикарима Ахметова из Шымкента.
– Предложение поступило в 2014 году, – делится скульптор. – Подобные скульптуры в Актобе я уже делал, в частности, памятник Тлеу батыру. Аксакалы одобрили один из вариантов, лишь попросили немного изменить. Батыр должен был быть изображен крепко натягивающим поводья коня, будто останавливая его на скаку. Так я и сделал.
Наконец монумент был доставлен и установлен на постамент, вокруг него было воздвигнуто девять юрт для приема гостей. Теперь можно было приступить к торжественному открытию памятника. И оно состоялось в прошедшую субботу в селе Косестек. Начался праздник с научной конференции, в которой приняли участие известные ученые, историки, краеведы, потомки Сарке батыра.
Перед жителями района с рассказами о жизни и подвигах легендарного жагалбайлинца выступили аким Каргалинского района Аскар Джусибалиев, ученый, доктор философских наук Амангельды Айталы, гость из Костаная, писатель и журналист, обладатель премии «Казына» в номинации «Культурное наследие» Куанышбай Орманов и другие. В здании поселковой школы состоялись выставки экспонатов районного музея, художников и мастеров прикладного искусства. На сооруженной у памятника сцене сразились в айтысе акыны из всех районов области, а на спортивной площадке мерялись силами палуаны-борцы. В юртах гостей и жителей района ожидали щедро накрытые дастарханы.
Открытие памятника собрало в этот день в селе Косестек сотни жителей района, гостей из других областей.
Аксакалы района, известные представители рода под торжественные фанфары сдернули белое покрывало с монумента, и взору собравшихся предстал величественный монумент. Памятник Сарке батыру возвышается на краю села. Батыр строго и зорко всматривается вдаль, и кажется, что он готов в любое мгновение ослабить поводья коня и вновь, как и сотни лет назад, выкрикнув приводящий в ужас врагов родовой уран «Ман-ата», броситься в самую гущу боя…
Санат РАШ