Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Время новых подходов

Выработка новой стратегии борьбы с коррупцией – одна из основных задач, которую в своем недавнем Послании народу Президент страны Н.А. Назарбаев поставил перед правоохранительной системой в целом и органами финансовой полиции в частности. Как при этом будут меняться принципы деятельности финансовой полиции, какие грядут изменения?

Об этом и многом другом — наша беседа с начальником департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Актюбинской области, полковником финансовой полиции Кайратом БИЖАНОВЫМ.

— Кайрат Жакиянович, какие изменения произошли в работе органов финансовой полиции?

— По поручению Главы государства оперативно-служебная деятельность органов финансовой полиции нацелена на обеспечение экономической безопасности страны, противодействие коррупции и «теневой» экономике, защиту законных прав и интересов граждан и предпринимателей. Исходя из Послания Президента, председатель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Рашид Тусупбеков во главу угла в деятельности коллег поставил профилактику. Мы должны предупреждать и пресекать совершение коррупционных и экономических преступлений. Борьбу следует вести и с причинами, и с условиями, им способствующими.

Возникает необходимость отражения новых подходов в работе, в том числе передового международного опыта в уточнениях к отраслевой антикоррупционной программе. Агентство сегодня занимается разработкой этих уточнений, в которых будут предусмотрены новые правовые и информационные механизмы предупреждения коррупции.

Уже в этом году будут подготовлены проекты Уголовно-процессуального и Уголовного кодексов и законопроект о частной детективной деятельности.

— Расскажите более подробнее об этих проектах.

— Изучается возможность декриминализации некоторых составов, которые сегодня отнесены к коррупционным преступлениям, а также обоснованность отнесения части этих преступлений к данной категории.

Детально прорабатывается будущая модель доследственной и следственной стадий уголовного процесса, порядок закрепления материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с поручением Главы государства будет продолжена работа по декриминализации финансово-экономических, в том числе налоговых преступлений. Надо признать, что на сегодня сложилась практика привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов предпринимателей, которые имеют производство и обеспечивают население рабочими местами. Хотя имеются и другие меры противодействия уклонению от уплаты налогов.

В числе преступных деяний следует оставить только те, которые представляют существенную опасность для общества и государства.

К примеру, к ним относится лжепредпринимательство, целью которого является не занятие предпринимательской деятельностью, а увод капитала в «тень» путем уклонения от уплаты налогов и обналичивания денежных средств.

— Деятельность лжепредприятий наносит многомиллиардный ущерб государству. Какая борьба ведется вашим ведомством в этом направлении?

— Не секрет, что существование лжепредприятий выгодно не только преступникам, но и отдельным должностным лицам, которые, оказывая покровительство, получают определенный процент от обналичиваемых сумм.

В 2011 году департаментом по фактам лжепредпринимательства пресечено 21 преступление с ущербом более 900 миллионов тенге, который полностью возмещен.

Противодействие лжепредпринимательству не должно ограничиваться уголовным преследованием. Необходимо также устранять причины и условия, способствующие им. Например, важно понять, почему подавляющее большинство предпринимателей, несмотря на угрозу уголовной ответственности, прибегают к услугам «обнальных» фирм. Получается, что им выгоднее оплачивать услуги лжефирм, чем в полной мере исполнять свои налоговые обязательства. Если так, то нужно посмотреть адекватность налоговой нагрузки. Мы также должны изучить опыт других государств по борьбе с «теневой» экономикой, в том числе в части ограничения обращения наличности.

— Изменены ли приоритетные направления работы департамента финансовой полиции по Актюбинской области?

— Да. В противодействии экономической преступности основное внимание сконцентрировано на пресечении фактов финансирования деструктивно настроенных общественных объединений, экстремистских и террористических организаций. Борьба с «отмыванием» преступных доходов и их выводом за пределы страны также остается в качестве приоритетного направления.

Агентством рассматривается вопрос о выработке и реализации системных мер по вопросу обеспечения законности возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость. Не секрет, что этот вид налога вместо того, чтобы пополнять бюджет, используется преступниками для обогащения. Причем в применяемых для этого мошеннических схемах, как правило, задействованы фискальные органы.

Кроме того, по поручению председателя агентства основные усилия департамента сконцентрированы на борьбе с системной коррупцией, пресечении фактов расхищения бюджетных средств и теневой экономикой.

Так, в борьбе с коррупцией все внимание личного состава направлено на привлечение к уголовной ответственности лиц, систематически занимающихся вымогательством взяток. Зачастую «махровых» коррупционеров люди знают в лицо, тем более, в отдельно взятых городах и районах. Поэтому именно их в первую очередь и нужно привлекать к ответственности.

Люди возмущаются тем, что ловят только мелких мздоимцев и воришек, а крупные, откупаясь от правоохранительных органов, продолжают свои преступления. Как отметил председатель агентства, такая деятельность, во-первых, не эффективна. Во-вторых, она осуждается обществом и негативно сказывается на имидже финансовой полиции. Поэтому на недавнем аппаратном совещании председателем агентства было поручено сосредоточить силы и средства на выявлении системных фактов коррупции.

Также агентством разрабатываются меры по активизации выполнения рекомендаций Стамбулского плана действий по борьбе с коррупцией. В частности, по введению контроля над крупными расходами чиновников, установлению уголовной ответственности за незаконное обогащение государственных служащих и распространению действия Закона «О государственных закупках» на национальные холдинги и компании, а также связанных с ними юридических лиц.

— Какие изменения вводятся в части проверок деятельности субъектов предпринимательства?

— Нам поручено искоренить практику вмешательства в хозяйственные отношения предпринимателей, то есть исключения фактов незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства в ходе проверок и расследования уголовных дел. Также финансовая полиция не должна быть инструментом для разрешения гражданско-правовых споров и устранения конкурентов.

В случае поступления заявлений бизнесменов на действия других предпринимателей нами разъясняется об их праве обращения в суд без проведения каких-либо проверок. За назначение незаконной проверки субъекта частного предпринимательства предусмотрена ответственность в виде освобождения от занимаемой должности не только инициатора проверки, но и руководителя, ее согласовавшего.

Также отмечу, что в течение всего рабочего дня, еженедельно, каждую среду мной проводится личный прием предпринимателей, в том числе по вопросам незаконного вмешательства в деятельность малого и среднего бизнеса, а каждый четверг проводится личный прием граждан. Предприниматели и граждане области могут записаться на прием по телефону: 56-09-93 или по телефону доверия: 144.

— Как будет совершенствоваться деятельность органов финансовой полиции?

— Ряд функций агентства должен быть изменен, а от некоторых нужно отказаться. Так, несвойственным для органов финансовой полиции является возбуждение дел об административных правонарушениях.

Планируется пересмотреть соотношение руководящего состава и рядовых исполнителей. В настоящее время ведется огромная работа по оптимизации структуры и штатной численности органов финансовой полиции, в том числе и центрального аппарата. Возможно, за счет освобождающихся штатов будут укреплены территориальные подразделения.

Агентством на постоянной основе предусматривается проведение мониторинга разрабатываемых госорганами законопроектов на предмет выявления положений, создающих условия для коррупции.

— Какая работа проводится для повышения уровня доверия общественности к вашей службе? Изменятся ли критерии деятельности сотрудников?

— Нами прорабатываются дополнительные механизмы взаимодействия с общественными и экспертными советами по борьбе с коррупцией. Как отметил председатель агентства, борьбу с коррупцией нам надо начинать с очищения собственных рядов.

Все руководители подразделений — как центрального аппарата, так и территориальных департаментов, предупреждены о том, что при привлечении к ответственности подчиненных за совершение коррупционных преступлений автоматически будут освобождаться от занимаемых должностей и их руководители.

Глава государства в своем Послании народу Казахстана поставил задачу качественного кадрового обновления правоохранительных и специальных органов. Агентством разрабатывается порядок проведения аттестации всего личного состава. В целом — работа департамента направлена на эффективное выполнение поставленных перед нами задач по борьбе с коррупцией и обеспечение экономической безопасности страны.

Записал

Мир БАЛМУХАНОВ

Колонка "Взгляд"