Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Взять барьер

Почему в наших вузах практически не встретишь человека на коляске или слепого? Что делают сами инвалиды для решения назревших проблем?

Об этом корреспонденту «АВ» рассказал Кайрат Иманалиев, председатель алматинского общественного объединения «Намыс».

Это общественное объединение сплотило в своих рядах инвалидов, имеющих высшее образование.

— Уже само название вашей организации привлекает внимание. Почему возникла идея создать общество именно для инвалидов, имеющих дипломы вузов?

— Наше ОО «Намыс» было создано в 2003 году. Когда мы проанализировали слабые стороны системы защиты инвалидов, то пришли к выводу, что нет такой организации, которая бы предлагала правительству на равных хорошие программы, идеи. Инвалиды, в основном, что-то просили, жаловались, требовали, но конструктивных предложений, которые могли улучшить жизнь не отдельного человека, а многих людей, не было. Поэтому эта проблема не сдвигалась. Вот мы и решили создать такую организацию и пригласить людей, которые имеют интеллектуальный потенциал. Это, в основном, инвалиды, которые закончили еще в советские времена вузы.

Мы создали общество и сразу приступили к разработке нового закона о социальной защите инвалидов. Именно наше участие привело к тому, что был принят совершенно новый закон, были введены услуги индивидуального помощника, обеспечение инвалидов памперсами и т.д.

— Слышала, что вы не принимаете участие в благотворительных и гуманитарных акциях…

— Да, ОО «Намыс» работает там, где нужен интеллект: разрабатываем стандарты, проводим эдвокаси-кампании и мониторинг. Сейчас при разработке законов и программ нас приглашают принять участие, иногда мы сами навязываем себя. При нашем участии был разработан закон о социальной защите инвалидов, разработана программа реабилитации инвалидов как в регионах, так и на национальном уровне. Мы приняли участие в написании национального плана по защите прав и интересов инвалидов на долгосрочную перспективу. Например, были зачинателями мониторинга программы реабилитации инвалидов, с помощью наших партнеров мы отследили, как она работает во всех 16 регионах республики, собрали предложения. В результате выявили 9 причин, из-за которых программа не очень эффективно работает.

— Назовите основные из них.

— Главная причина – при разработке программ не участвуют местные организации инвалидов, а значит, изначально не учитываются их мнения. Также хромает финансовая дисциплина: не вовремя проводятся тендеры, и инвалиды в начале года не получают в срок то, что им положено. Бывает, что средства, выделенные на спорт для людей с ограниченными возможностями, переправляют на развитие другого вида. Программы реабилитации не учитывают пол, одни и те же мероприятия предлагают как мужчинам, так и женщинам, это не всегда правильно.

— Можете сказать, как обстоят дела с соблюдением прав инвалидов в Актюбинской области?

— Ваша область относится к тем регионам, где работают наиболее активные организации инвалидов, и именно поэтому у вас обстановка более или менее нормальная. Построен социальный дом для инвалидов, есть инва-такси. Там, где сами общества инвалидов пассивны, этого близко нет!

— Вернемся к высшему образованию. Насколько возможно поступить в вуз с инвалидностью?

— По нашим подсчетам, всего около тысячи инвалидов в Казахстане имеют высшее или неоконченное высшее образование. Каждый год от 50 до 100 инвалидов получают дипломы вузов. Это мизер по сравнению с общей массой выпускников. Дается квота на получение высшего образования, но это всего 150 мест — 0,5 процента — ничтожно мало! Если у нас инвалидность имеют 3-4 процента населения, то и гранты должны выдаваться пропорционально, на 500-600 инвалидов ежегодно.

— А сами инвалиды готовы обучаться в вузах?

— Не скрою, и здесь есть проблемы. Главная – это качество среднего образования для инвалидов. Если такие дети учатся в интернатах, они получают не конкурентоспособное образование. Те, кто учатся дома, близко не дотягивают до среднего уровня. У них число предметов было сокращено, часы тоже, учителя то приходили, то – нет. Учиться наравне со здоровой молодежью могут только те инвалиды, родители которых постарались дать им хорошее среднее образование, не побоялись отдать их в обычные школы или приглашали репетиторов. Если семья помогает инвалиду, он может успешно учиться, а если ребенок предоставлен сам себе, родителям некогда или у них нет финансовых возможностей, то он в лучшем случае идет работать сапожником, а то и вовсе сидит дома.

— Насколько приспособлены учебные заведения для «особых» студентов?

— Абсолютно не приспособлены! Нет пандусов, нет специальных туалетов для колясочников. Дисциплины тоже никак не учитывают их интересы. Преподаватели морально не готовы к обучению инвалидов, они просто теряются, не знают как себя вести, некоторые жалеют их и просто так ставят «зачеты».

Хорошо то, что окружающие студенты стараются помочь инвалидам, они видят, как им трудно, и относятся к ним с уважением. Здесь нет таких психологических проблем, как в школах. Там дети-инвалиды испытывают прессинг как со стороны учеников, так и со стороны их родителей. Некоторые взрослые рассуждают так: почему мой ребенок будет опускаться до уровня инвалида, ему это вредно. Это происходит в силу незнания. Просто инвалиды в наших учебных заведениях – это такая редкость, что люди не знают, как себя с ними вести. Это в Европе вы в каждой группе увидите человека на коляске или слепого. Поэтому кажется, что там инвалидов больше, на самом же деле они все на виду.

— Опыт каких стран нам нужно перенять, чтобы инвалиды могли спокойно учиться?

— Самые продвинутые в этом смысле системы образования Штатов, Англии и Франции. Там человек с ограниченными возможностями не адаптируется к учебе: для него созданы все условия. Например, если он не может писать, ему дают помощника, который все записывает, или диктофон. Там бесконечно много услуг для инвалидов. При каждом университете есть реабилитационный центр для инвалидов, где они могут получить массаж или позаниматься на тренажерах. Живут такие ребята вместе со здоровыми студентами в общежитиях.

Кстати, сейчас много программ международных фондов, по которым казахстанцы могут бесплатно отучиться в США, например, даже при минимальном уровне знания языка. У нас из Алматы одна тяжелобольная девушка уехала в США по программе городов-побратимов. И таких возможностей масса. Есть и казахстанские фонды, поддерживающие обучение инвалидов. Например, общественный фонд Ержана Татишева, «Бота», «Кус жолы». Университет «Туран» в Алматы организует дистанционное образование для инвалидов. Правда, сразу хочу сказать, что это одна из форм обучения, ведь во всем мире дистанционное образование уступает по качеству традиционному. Контакт с преподавателями, библиотеками, студентами очень важен для развития и даже для дальнейшей карьеры. Например, в Англии замечено, что инвалидов часто берут на работу те, кто с ними учился.

— Работодатели неохотно берут на работу людей с ограниченными возможностями…

— Наш опыт показывает, что 95 процентов инвалидов трудоспособного возраста не работают. Во-первых, для них нет специальных условий, приспособленных рабочих мест, во-вторых, работодатели опасаются брать нездоровых людей на работу. К сожалению, пока у нас нет, как, скажем, в Германии, стимулирующего законодательства, налоговых преференций для предприятий, которые берут на работу инвалидов, и мер наказания при необоснованных отказах.

— Тем не менее, наверняка вы можете назвать успешные примеры?

— Безусловно. Например, Ляззат Калтаева возглавляет ассоциацию женщин-инвалидов «Шырак», в силу ее знаний и характера организация стала одной из ведущих в Казахстане. Али Аманбаев председательствует в республиканском обществе инвалидов и является автором многих проектов в сфере защиты наших прав. Куралай Байменова из Актобе, Александр Ивкин из Караганды, таких ярких примеров много.

— Все эти люди работают только в сфере НПО?

— Не только. Преподаватель из Петропавловска, инвалид по зрению, работает в университете, готовится к защите докторской диссертации. Другой преподает математику в КазНУ. Конечно, это, скорее, исключение, но такие примеры доказывают, что возможности человека вовсе не ограничены.

— Расскажите немного о себе.

— Я инвалид с детства. Женат, у меня трое детей. Кандидат физико-математических наук, закончил аспирантуру и защитился в Москве. Сначала учился в интернате, а потом – в обычной алматинской школе. Мне повезло, ко мне хорошо относились и в школе, и в университете. Помню, когда учился в КазГУ, я опаздывал на лекции, пока переходил из корпуса в корпус. Мои однокурсники предупреждали преподавателей, и мне оставляли место с края, чтобы я мог потихоньку зайти и сесть. В советское время были более человечные отношения, зато сейчас больше возможностей. Я преподавал в КазГУ, потом грянула перестройка, стал работать в обществе инвалидов Ауэзовского района Алматы. И сейчас продолжаю там трудиться, чтобы лучше знать нужды инвалидов.

— Изменилось ли за последние годы положение инвалидов?

— Да, существенно. Люди уже привыкли видеть нас по телевидению, ни одно крупное мероприятие, съезд не проходят без участия людей с ограниченными возможностями. Думаю, скоро появятся и депутаты из наших рядов.

Мария КОРЖЕВА

Узнатьбольше

Сайт организации «Намыс» — www.namys-disable.kz, сайт Национальной Сети — www.disable.kz. Здесь можно узнать последние новости в сфере защиты прав инвалидов, получить юридическую или медицинскую консультацию.

Вместе мы — сила

Недавно по инициативе ОО «Намыс» была создана национальная сеть организаций инвалидов РК. Создание национальной сети поддержано Европейским Союзом и государственными ведомствами нашей страны. Казахстан подписал Международную конвенцию по  правам инвалидов и готовится к ее ратификации, а также к принятию национального плана действий по защите прав инвалидов в РК. Одной из целей создания сети является мониторинг этого плана и разработка конструктивных предложений, позволяющих его улучшить.

Колонка "Взгляд"