Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Юрты от Дербетхана

 

Дербетхан Онабасулы переехал в нашу область из Монголии в 1993 году. Поселился в селе Успеновка, ныне Терисаккан Хобдинского района, тогда еще колхоз «40 лет Октября», и стал работать там животноводом.
Когда колхоз распался, Дербетхан создал хорошее подворье, а позже и крестьянское хозяйство.
Однако в своем селе он знаменит не только своим хозяйством, а тем, что мастер на все руки. Его отец славился изготовлением юрт, шитьем меховой одежды – все это с самого детства Дербетхан и перенял у него. Отца давно нет, но его дело продолжает сын.
Сам Дербетхан по натуре немногословен, рассказывать о себе не любит, поэтому о мастере и его увлечении нам поведал Зауырхан Абейулы. Он тоже переехал из Монголии, только годом раньше. Работал в школе учителем, завучем, директором. Сейчас возглавляет районное общество «

 

Қазақ тілі».
По его словам, Дербетхан — большой мастер, который знает все тонкости своего дела. К примеру, оказывается, очень важно, в какое время года заготавливаются деревянные детали для юрты. Дербетхан заготавливает их осенью. Весной они еще слабые, гнутые, к осени укрепляются и выпрямляются.
Вообще, считает мастер, лучший материал для юрты – береза, но казахи предпочитают не делать изделия из нее. Есть поверье, что, мол, береза — прочное дерево, и люди, выросшие в доме из такого материала, могут быть по отношению друг к другу черствыми, несговорчивыми.
Учитывая отношение казахов к березе, Дербетхан использует вербу, которая в большом количестве растет по берегам рек. Заготавливает материал поздней осенью, когда опадут листья. Верба довольно прочный материал и легко поддается обработке.
По мнению аксакала, если работать не спеша, юрту со всем внутренним убранством можно изготовить за два месяца. Сам он делает деревянные детали: шанырак, кереге, уык, дверь. Жена, дочь, снохи валяют войлок, кошмы. Для кошмы используют только грубую шерсть казахских курдючных овец. Сыновья делают арканы, кожаные ремни для связки деталей юрты. Кстати, кожу Дербетхан выделывает сам. Тоже научился у отца. Для ремешков больше подходит кожа верблюда, она наиболее прочная и долговечная.
— Всему, чему можно научиться, надо учиться, — говорит мастер, — ничто лишним не будет. В жизни пригодится все. Мне мое умение пригодилось. Когда колхоз распался, все остались без работы. Тогда и пригодились мои знания.
На юрты в те годы пошла мода. Стали возрождать праздник Наурыз, без юрты было не обойтись.
Так и зарабатывает аксакал, ведь юрта стоит недешево. Достаточно сказать, что одну из них он поменял в Кандыагаше на двухкомнатную квартиру. Его продукцию хорошо скупают в Эмбе, в Кандыагаше и Кобде.
Дербетхан Онабасулы знает все тонкости этого дела. Умеет выпрямить дерево, согнуть его где надо. Никаким оборудованием при этом не пользуется. Из инструментов — тыскауыр и обыкновенный серп. Первым снимают кору, а серп с одной стороны остро заточен и на лезвие нанесены фигурные выемки, чтобы делать узоры на деревянных деталях.
Интересен процесс сгибания верхней части уыка. Монголы, оказывается, их не сгибают, а у казахов  они полусогнуты в том месте, где крепится шанырак. Согнуть деревянную деталь можно, только нагрев его.
Мастер использует для этого овечий и коровий навоз. Он размельчает его, потом зажигает костер и кладет в него уык (одна из многочисленных подпорок). Костер не горит, а тлеет, поэтому деревянная деталь не сгорает, а только нагревается. Потом устанавливает нагретый уык между вбитыми в землю колышками. Тот приобретает нужную конфигурацию.
Готовые деревянные части юрты он красит не масляной краской, а изготовленной собственноручно. Он находит на разрабатываемых месторождениях красную глину, кипятит ее в воде до тех пор, пока краска полностью не отделится от глины. Этим раствором и красит. Такая краска глубоко впитывается в дерево и практически никогда не сходит.
Аксакал изготавливает шестикрылую юрту. Он утверждает, что размер юрты не зависит от количества крыльев. Все дело в расстоянии между уыками. Он может изготовить шестикрылую юрту, которая свободно вместит в себя более 120 человек.
Так, мастер Дербетхан Онабас-улы в далекой Монголии сумел сохранить и довести до совершенства древний промысел своих предков и вернуть его на историческую родину.
Муапих БАРАНКУЛОВ

Колонка "Взгляд"