Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

56 миллиардов под асфальт

На эти средства приведут в порядок в общей сложности 636 км автомобильных дорог области.
Какие именно из них станут комфортными для водителей и пассажиров, что в приоритете, рассказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Малимбет Ибрашов. Главный дорожник региона ответил на ряд других вопросов «АВ» и подробно разъяснил некоторые детали отрасли.

Трехпроцентными шагами
Напомним, в 2019 году на развитие автодорожной отрасли области было выделено 19,7 миллиарда тенге. На эти средства отремонтировано 347,1 км дорог, в том числе 284,9 км дорог областного и местного значения, 62,2 км – районов и городов.
– В 2020 году планируется отремонтировать 636 километров на сумму 55,9 миллиарда тенге, в том числе 480 километров местного значения на сумму 23 миллиарда тенге и 156 километров участка автодороги республиканского значения Актобе – Атырау на сумму 32,9 миллиарда тенге, – сообщил спикер, рассказывая о результатах работы по развитию дорожной инфраструктуры региона.
По его словам, всего в хорошем или удовлетворительном состоянии находится 56,5% автомобильных дорог. Но показатели надо повышать.
– К концу года мы должны достичь 59 процентов, или 2,9 тысячи километров. Для этого из республиканского, областного и районных бюджетов выделены необходимые средства и проводятся конкурсные процедуры. С начала сезона – в апреле-мае – дорожники приступят к работе.
Как отметил Малимбет Ибрашов, на территории области завершен ремонт дорог республиканского значения по направлениям: Актобе – Кызылорда, Актобе – Орск, Актобе – Оренбург, Актобе – Уральск, Актобе – Костанай. Самой актуальной остается трасса Актобе – Атырау.
– Реконструкция дорог началась с 2017 года, работы от Кандыагаша в сторону Атырау ведутся на четырех участках, где заняты компании «Тодини», «Спик Аккорд» и «Юнисерв». До 1 апреля они должны завезти до 70 процентов инертных материалов. На сегодня выполнено 58 процентов, что является неплохим показателем, – отметил руководитель управления. – Из этого направления остается участок Актобе – Кандыагаш протяженностью 89 километров. На данный момент проходят конкурсные процедуры, и, по предварительным данным, в конце марта будут известны имена двух компаний (участок поделен на два лота), которые приступят к строительству дороги первой категории уже в этом году. Тогда же, по итогам конкурса станет ясно, когда завершится реконструкция.

Тупиковые районы
Что касается дорог областного значения, по словам Малимбета Ибрашова, приоритетом является организация транспортного потока в отдаленные, тупиковые районы. К примеру, полностью завершится капитальный ремонт автодороги Шубаркудык – Уил – Кобда – Соль-Илецк (РФ) протяженностью 375 км. Второй проект – соединение Уила с соседними регионами. Пока автодорога доходит до райцентра, но в планах проложить ее до Миялы Атырауской области, а также до села Караой с выходом на Каратобинский район ЗКО. В этом году начнется строительство в сторону села Караой.
– Еще один проект, который активизирует транспортное движение, реализуется в Шалкарском районе, а именно дорога до Бозоя, – продолжает Малимбет Ибрашов. – В прошлом году отремонтировано 20, в нынешнем намерены добавить к ним еще 30 километров. В последующие годы работы будут продолжаться. Эти три коридора дадут мультипликативный эффект по созданию рабочих мест. Увеличится интенсивность движения, население станет заниматься придорожным сервисом или другой деятельностью.
Прокладывается асфальт между двумя райцентрами – Кобдой и Мартуком – протяженностью 82 км. Первые 30 км по территории Кобдинского района отремонтируют капитально, для чего уже завозятся строительные материалы. Организован конкурс и на участке 30-52 км ТОО «Базис и К» проведет средний ремонт. Оставшуюся часть начали ремонтировать в прошлом году. В целом к концу 2021 года можно будет ездить напрямую от Кобды до Мартука.
Не остаются без внимания улицы в райцентрах. Образцом в этом плане главный автодорожник назвал Кобду, где из 30 км автодорог по селу твердое покрытие имеет 17 км. До конца года отремонтируют еще 6 км.
– Остается 7 километров, в скором времени заасфальтируем весь райцентр, – отметил руководитель управления.
В Бадамше заасфальтировано до 70 процентов улиц, осталось около 10 км. В Мартуке из 88 км отремонтировано 30, выделены средства на три улицы протяженностью 6 км. Программа «Развитие регионов» коснулась таких отдаленных районов, как Айтекебийский, Иргизский, Уилский. Кстати, по словам спикера, ремонтируются улицы и в небольших селах. Правда, в качестве примера назвал только Жайсан (Мартукский район) и Талдысай (Кобдинский район).


Улицы нашего города
В Актобе хорошими и удовлетворительными являются 63 процента автодорог протяженностью 659 км.
– На сегодня одним из самых проблемных, актуальных среди городского населения остается вопрос качества дорог, – признался чиновник.
План на текущий год – строительство автодорог в Нур Актобе (микрорайоны 1, 1А, 3 и 4) и продолжение работ в Батыс-2. Всего будет реализовано 23 проекта и отремонтировано 28 км автодорог, на что выделено более 5 миллиардов тенге. Завершится реконструкция автодороги Южный обход города Актобе, путепровода в районе «Сельмаш», начнется реконструкция 8-16 км автодороги Актобе – Орск. Кстати, проект Южный обход Актобе охватит 41 разъезд, который через ГМЗ выйдет на мост через Илек и соединится с Северным обходом. На протяжении 21 км, от новой больницы в Жанаконысе до путепровода возле Новоальджанского элеватора, ремонт завершен. Введение в строй моста через реку Илек позволит транзитному транспорту, который движется в Атырау и Уральск, объезжать город.
– Ремонтные работы, которые вы видите сегодня на улицах города, проводятся за счет внебюджетных средств. Это временные меры. На качество не стоит пока обращать внимание. При благоприятных погодных условиях эти работы будут переделаны, произведен текущий ремонт, – уточнил Ибрашов.

Специалист канадской лаборатории Райли Крам (Riley Cram) совместно с инженерами КазЖолНИИ провел первые тесты в Актобе на базе Национального центра качества дорожных активов | Фото из архива «АВ».

Будем дружить с Канадой
– Можете привести факты, когда подрядчик за свой счет устранил неполадки, выявленные до окончания гарантийного срока?
– По улице Тургенева, в районе юридического колледжа, в 2018 году ремонт провело ТОО «Асфальт». В нынешнем году в рамках гарантийного срока (два года) мы обяжем подрядчика переделать дорогу за счет собственных средств. Но объективную оценку дадим в апреле-мае, когда можно провести лабораторные исследования. В целом среди актюбинцев много нареканий вызывает путепровод на Аз-Наурыз, где рушится асфальт. Критику мы принимаем: согласны, что есть дефекты. Но стоит учесть, что мост построен в 2012 году, следующий ремонт по срокам планировался через 6 лет. То есть еще в 2018 году должны были капитально отремонтировать покрытие. На дворе уже 2020 год. Соответственно, верхний слой асфальта пришел в негодность. Поэтому, когда говорят, что вместе с асфальтом тает дорога, прошу указывать определенный участок. Или возьмем другую ситуацию. Улица Рыскулова: яма на яме, но ее ремонтировали в 2009 году. Улица Зинченко отремонтирована 15 лет тому назад, рекомендуется новое строительство. В целом необходимо проанализировать так каждую улицу, всему есть свое объяснение.
– Проясните, пожалуйста, ситуацию с ремонтом дороги Алга – Карабулак, о недоделках которой писал «АВ». На этот участок корреспонденты выезжали вместе с представителями офиса «Адалдық алаңы».
– Ремонт автодороги районного значения начат в 2016 году, срок его реализации был рассчитан на 3 года. После чего смета должна пересматриваться и переводиться на новые цены, так как материалы дорожают и происходят инфляционные процессы. Спор между заказчиком и подрядчиком решался в судебном порядке, договор расторгнут. Администратор программы в лице Алгинского ЖКХ ведет работы по перерасчету и пересмотру расценок. А выявленные дефекты устранит подрядная организация – компания «АГДС».
– В прошлом году отрапортовали о сдаче участка Хромтау – Бадамша, но оставался отрезок 11 километров от Хромтау, который принадлежал АО «ТНК «Казхром».
– Участок находится на балансе Донского ГОКа. Недавно встретился с его руководством, за лето предприятие отремонтирует дорогу и осенью передаст в коммунальную собственность.
– На трассе Кобда – Жиренкопа, недалеко от аула Акраб, в прошлом году эксперты национального центра качества дорожных активов выявили недостаток. Вроде там образовалась пучина. Насколько решена проблема? Тогда же специалисты из Канады презентовали высокотехнологичную добавку для снижения себестоимости. Применимо ли это на нашем рынке?
– Филиал национального центра хорошо нам помогает, с ним заключен договор для проведения лабораторных испытаний строительных материалов. Дело в том, что в былые времена, в 80-е годы прошлого века, дорогу строили так называемым хозспособом. Это сейчас мы знаем, что так нельзя. В результате обильных дождей и половодья идет капиллярный подъем воды, образовываются дорожные пучины, грунт начинает двигаться. Подрядная организация проложила дорогу согласно ПСД, тем не менее она начала рушиться. 3 километра участка были полностью переделаны за счет подрядчика.
Что касается канадской технологии, которая предназначена для глинистых дорог, в мае посмотрим, как добавка перезимовала и что можно получить из этого метода. В любом случае мы за внедрение новых технологий. Сегодня это актуально. С Канадой будем дружить: климатические условия одинаковые, и за океаном строят дороги таким методом, получены неплохие результаты. Канадская компания с прошлого года совместно с КазДорНИИ лабораторно провела опыты. В этом году попробуем примесь на пилотных участках в Уиле.
– В чем преимущество зарубежной технологии?
– При строительстве дорог всегда стоит один вопрос – снижение себестоимости без потери качества. В Уиле нет щебня. Самые ближайшие источники – Белогорские карьеры или Бершогыр. Это очень далеко, что отразится в цене. Поэтому для снижения транспортировки мы должны применять технологию с меньшим использованием инертных материалов. Как раз-таки канадский концентрат позволит при наименьшем использовании щебня строить такие же дороги. Сделаем забор и химический анализ грунта с ремонтируемых участков и подберем рецептуру совместно с иностранцами. Первое время они сами будут привозить материалы из-за океана. Рассмотрены предварительные договоренности о наладке его производства в Казахстане, чтобы снизить себестоимость, плюс казахстанское содержание.
– Столько дорог планируется построить и отремонтировать за лето. Хватит ли технических мощностей и возможностей актюбинских дорожников на освоение такой суммы?
– Вполне! К примеру, Южный обход делает ТОО «КТП», у него есть возможности. От Кобды до Мартука строит дорогу ТОО «Ассана дорстрой», где занято до 750 работников. И таких компаний немало. Дополнительно они приобретают спецтехнику. Начинающие подрядчики закупают технику и асфальтные заводы в лизинг. В этом ощущается поддержка государства. Кстати, буквально в январе 11 операторов асфальтобетонных заводов повысили квалификацию в Алматы на базе КазДорНИИ.
– В соцсетях предлагают пересмотреть строительные нормы и правила.
– Предложения обоснованы. Нормы разработаны на традиционном строительстве автомобильных дорог при Советском Союзе. Твердые покрытия на наших улицах были проложены для дорог с малой интенсивностью движения, на 20-30 тысяч машин в сутки. Сейчас в городе 150 тысяч автомобилей, и мы должны рассматривать новые технологии, чтобы увеличить межремонтный срок. Такие предложения поступают и от ученых КазДорНИИ. Их специалистов намерены пригласить для обучения наших подрядчиков при внедрении современных материалов. Состояние дорог мы сами видим и, однозначно, согласны с общественным мнением.
– Ряд экспертов считает, что в этой отрасли много проверяющих органов, и каждый из них требует пробу из только что проложенного асфальта, что приводит к разрушению нового покрытия. Как бы вы прокомментировали ситуацию?
– Это нормальный процесс. В состав госкомиссии входят четыре представителя: подрядчик, заказчик, технадзор и автор. Таков регламент. Когда-то состав комиссии был шире, сейчас число проверяющих сократили. Но мы не против проверок. Есть машины, которые не вредят покрытию и больших проблем не создают. Лунку диаметром в 10 сантиметров мы снова залатаем, ущерба дороге нет.
Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"