Акцент на сельское хозяйство и транспортную логистику

Хотя начало года выдалось сложным, объем промышленного производства области за прошедшие шесть месяцев составил почти триллион тенге. Потенциал у региона огромный.

292,8 миллиарда тенге составил объем инвестиций за первое полугодие этого года (+4,4%).

В условиях турбулентности

Уже больше года мир живет в условиях пандемии и ограничительных мер. Наш регион не является исключением. И все же объем промышленного производства с начала года составил 997,2 миллиарда тенге. Это на 8,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В горнодобывающей промышленности рост составил 6,4% (583,5 миллиарда тенге), в обрабатывающей – 12,2% (345,1 миллиарда тенге).
– Начало года выдалось трудным, турбулентным. Это связано с тем, что есть проблемы, связанные с пандемией. Регион то в зеленой зоне, то в желтой, а сейчас в красной. Когда накладываются определенные ограничения, происходит давление на экономику. Идет спад экономических процессов. Тем не менее первое полугодие мы завершили с ростом валового регионального продукта (ВРП) на 5,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самый существенный рост произошел в промышленности, которая в структуре экономики региона занимает 40 процентов. Объем промышленного производства вырос более чем на 8 процентов. Но тут надо понимать, что с марта по май включительно в прошлом году область жила в условиях локдауна. Останавливались целые предприятия. В этом году такого нет. Поэтому рост был безусловно ожидаемым, – говорит первый заместитель акима области Руслан Хамбаров.
По объему промышленного производства регион занимает восьмое место по стране.

Введено в эксплуатацию 366,5 тысячи квадратных метров жилья, что на 4,1% больше, чем в январе-июне 2020 года.

Объем строительных работ составил 76,9 миллиарда тенге (+5,4%).

Стратегические отрасли

По словам собеседника, неплохой рост производства наблюдается в сельском хозяйстве. Именно в период ограничительных мер АПК давал максимальный подъем показателей. В сельском хозяйстве производство увеличилось на 2,6%, составив 117 миллиардов тенге.
– Пандемия обнажила проблемы. Она показала, насколько важно развитие АПК. Это продовольственная безопасность. Мы видим, какой скачок цен на сельскохозяйственную продукцию произошел в этом году. Как резко подорожали картофель и морковь из-за того, что мы не смогли нормально обеспечить сохранность прошлогоднего урожая. Актюбинская область – второй по площади регион в Казахстане после Карагандинской области. Это огромный потенциал для развития сельского хозяйства, – продолжает спикер.
По объему производства сельскохозяйственной продукции область занимает шестое место в Казахстане. В прошлом году доля АПК в ВРП составила 6,2%.
– С каждым годом нам необходимо увеличивать данный показатель. То есть в этом году он должен быть не ниже 7 процентов. По большому счету, нужно стремиться со временем, чтобы АПК занимал в ВРП 20, 25 и даже 30 процентов. Климатические условия и большая площадь позволяют это сделать. Драйвером экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе должно стать сельское хозяйство и транспортно-логистический потенциал области. С нефтяной иглы рано или поздно придется слезть, – подчеркивает собеседник.
Актюбинский регион имеет выгодное географическое расположение. Это ворота на запад, восток и юг. Многие грузы транзитом проходят через наш край. Как по автотранспортному коридору Западная Европа – Западный Китай, так и по железной дороге, и через международный аэропорт «Актобе».
– Для меня, как экономиста и финансиста, очень важно развитие транспортного потенциала и логистики. Это в будущем должно стать одним из самых приоритетных направлений. Но, к сожалению, на нашем участке трассы Западная Европа – Западный Китай нет полотна такого качества, как в Жамбылской и Туркестанской областях. Там дорога первого класса, бетонная четырехполосная. От Хромтау до Карабутака качество полотна оставляет желать лучшего. Я понимаю возмущение водителей, которые говорят о несправедливости взимания платы за проезд по трассе такого качества, – отмечает Руслан Хамбаров.

В 2021 году в рамках Карты индустриализации планируется реализация четырех проектов на сумму 8,6 миллиарда тенге с созданием 243 рабочих мест.

Количество действующих субъектов в сфере МСБ за январь-июнь 2021 года составило 63,1 тысячи единиц, что на 4,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Зарабатывать на дорогах

Первый замакима области подчеркивает, что необходимо развивать транспортный и транзитный потенциал, но для этого нужны дороги отменного качества.
– Надо поднимать сферу дорожного строительства. Но силами только одной нашей области сделать дороги первой категории просто невозможно. Мы сейчас и Правительству говорим об этом. Компания «Казавтожол» разрабатывает ПСД. Конечно, дорога первой категории – удовольствие не из дешевых. Ее участок в Актюбинской области имеет большую протяженность. Но это нужно делать, потому что за этим будущее. Если нам удастся реализовать проект строительства дороги Актобе – Шалкар – Бозой – граница Узбекистана, мы получим огромные дивиденды. Сейчас из Узбекистана автомашины следуют через Туркестанскую и Кызылординскую области и далее заходят к нам. Проехав напрямую через Бозой и Шалкар, они сократят путь на тысячу километров. Но есть и подводные течения. Если мы откроем дорогу в этом направлении, то автоматически упадет грузопоток на юге страны. Поэтому надо отстаивать свои экономические интересы. И мы потихоньку эту дорогу делаем, финансируя строительство из местного бюджета. В ближайшей перспективе планируем там открыть полноценный пограничный пункт пропуска. Конечно, дорогу первой категории сделать не сможем. Строим стандартную двухполосную третьей категории. А когда это заработает и транзитный потенциал будет налицо, можно будет строить платную дорогу, которая окупит себя и станет приносить прибыль, – утверждает первый замакима области.
Руслан Хамбаров высказал свое мнение по поводу платных дорог. Казахстан по площади занимает девятое место в мире. По территории нашей страны проходят тысячи километров автомобильных дорог, очень сложно содержать имеющиеся и строить новые за счет бюджета. А вот если государство построит, а потом дорога будет окупать и содержать себя за счет тарифов, – это оптимальный вариант.
– Кроме дорожной инфраструктуры, у нас очень много сфер, которые требуют к себе пристального внимания. Платные дороги – это мировая практика. Взять ту же Турцию – там космические тарифы. Кстати, тариф до 25 тенге за километр утвержден еще в 2013 году. В Казахстане уже есть платная дорога Нур-Султан – Боровое. Тариф дифференцированный и зависит от нагрузки на полотно. Другой вопрос, можно ли сейчас вводить оплату, если не создана соответствующая инфраструктура? А это не только дорога надлежащего качества, но и придорожный сервис: заправки, кемпинги, кафе и другое. Кроме этого, будет правильным иностранным водителям сделать несколько другой тариф. Для казахстанцев он должен быть ниже. На дорогах мы сможем зарабатывать деньги. Это очень перспективное направление, – поясняет Руслан Хамбаров.

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото из архива «АВ»

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель