Альтернатива привозному текстилю

 

Швейная фабрика ТОО «А-Textile» выпускает в год более 240 тысяч изделий свыше 50 наименований. Создано около 90 рабочих мест. О предприятии в интервью «АВ» рассказывает его директор Алимжан Жалбаторов.

Частные инвестиции и господдержка

– Несколько слов о вашей фабрике.

– Мы запустили фабрику в конце ноября 2020 года, в декабре уже начался производственный процесс. Сначала шили мужское нижнее белье, детские майки. Причем изначально поставили перед собой задачу быть экспортоориентированным и импортозамещающим предприятием. Потому что большая часть продукции легкой промышленности у нас завозится извне. Проанализировав рынок, пришли к выводу, что именно в сегменте производства нижнего белья можно добиться реального импортозамещения, предоставив нашим покупателям качественную и недорогую альтернативу завозным изделиям. Уже в процессе работы поняли, что можем выпускать пользующиеся большим спросом футболки, тенниски, спортивные костюмы, трико, шорты. Что и стали шить с февраля 2021 года.

В марте прошлого начался пошив линейки одежды для женщин. Среди молодежи сейчас востребована спортивная одежда различных фасонов. Особенно спортивные костюмы стиля oversize с шортами и капюшоном, теплые костюмы для активного отдыха. Кстати, в ходу тренд – стиль унисекс. Те же самые футболки надевают как юноши, так и девушки.

– На какие средства создано предприятие?

– Швейная фабрика создана за счет частных инвестиций. Все инвесторы являются гражданами Казахстана. Задумка была возродить швейное производство и активно претворять в жизнь политику импортозамещения.

– Здание, в котором вы находитесь, принадлежит ТОО или арендованное?

– Сейчас мы находимся на правах долгосрочной аренды в производственных помещениях бывшей фабрики ПОШ. Сделали ремонт, подвели всю необходимую инфраструктуру. Разместилось наше ТОО здесь в октябре прошлого года. Удовольствие аренды у частника – не из дешевых, поэтому необходимо свое здание.

На первом этапе нужно получить земельный участок в городе, а не промзоне. Мы об этом говорили главе региона. Так как основной контингент, занятый на фабрике, это женщины. Они все хотят работать в черте города. У многих дети, которых нужно отвести в детский сад, школу, привести обратно. Конечно, в этом отношении хотелось бы создать им все условия.

– Насколько я знаю, благодаря поддержке государства ваше предприятие получило хороший импульс к дальнейшему развитию.

– При поддержке фонда «Даму» в прошлом году нам был просубсидирован кредит на инвестиционные цели. То есть конечная ставка для предприятия составила всего шесть процентов годовых. Также ТОО получило гарантирование в размере 85 процентов от суммы кредита. Это позволило расширить наше производство. Компания на заемные средства приобрела швейное оборудование по государственной программе «ДКБ-2025». Мы начали пошив востребованной спецодежды. Можем производить верхнюю одежду.

– Куда были инвестированы заемные средства?

– Благодаря госпрограмме поддержки бизнеса смогли приобрести довольно дорогое вышивальное оборудование и автоматизировать участок раскроя. Купили большой промышленный плоттер, на котором делаются лекала. Все это в первую очередь дало возможность увеличить объем производства, расширить ассортимент и, естественно, создать рабочие места для высококвалифицированных специалистов. Мы становимся более современным предприятием.

Конечно, без государственной поддержки мы вряд ли смогли бы так улучшить производственный процесс и закупить оборудование. Рассчитываем и в дальнейшем на финансирование. Ведь у ТОО далеко идущие планы. Сейчас ткань закупаем, но хотим выпускать собственную и наладить производство полного цикла. Это намного бы снизило себестоимость продукции и сделало ее доступнее для покупателя. В этом случае мы уже не будем зависеть от поставщиков сырья.

– Делали ли вы анализ, насколько при полном цикле производства может снизиться себестоимость конечной продукции?

– Да, по нашим подсчетам, себестоимость должна снизиться на 20-25 процентов. Даже с привязкой к тому, что начальное сырье будем все же закупать за рубежом. То есть это хлопок, нити, красители. Сырье сейчас закупается в Узбекистане, Турции. Хотя надеемся, что ткацкое производство все-таки заработает в Казахстане. В южных регионах нашей страны для этого есть все возможности. Вот такая задача поставлена учредителями ТОО, будем поэтапно ее решать.

Социальная составляющая бизнеса

– На одной из прошлых встреч вы рассказывали об активном сотрудничестве с актюбинским вузом и колледжем…

– Наша фабрика активно сотрудничает с университетом имени Жубанова. Студенты с третьего по пятый курс профессионально-творческого факультета – будущие дизайнеры – проходят у нас производственную практику. На предприятии работают выпускники этого вуза 2021 года, ждем новый выпуск.

Сотрудничаем также с колледжем сервиса, устраиваем на работу молодых сотрудников. Это швеи, дизайнеры. В том числе в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы через городской центр занятости по госпрограммам «Молодежная практика» и «Первое рабочее место». Работают у нас люди с ограниченными возможностями. Обучаем их швейному ремеслу, делаем все возможное, чтобы они социально адаптировались в коллективе.

Производственный процесс и планы на будущее

– Есть какие-то стандарты или вы изготавливаете вещи по своему дизайну?

– Мы производим текстильные изделия собственного дизайна, со своим почерком. Для всех возрастных групп и на любой вкус. Например, создали дизайн и пошили форму для нашей хоккейной команды «Актобе» – тренировочную и для соревнований. Как вы знаете, многие казахстанские спортивные команды приобретают форму за рубежом, естественно, за валюту. Здесь же налицо импортозамещение. Тем более мы гарантируем качество по приемлемым ценам. ХК «Актобе» поддержал нас как отечественного и местного производителя – закупил летние тренировочные комплекты, а также осеннюю и зимнюю экипировку.

 – Как происходит процесс создания изделия?

– Как я уже говорил, у нас есть большой промышленный плоттер, на котором делаются лекала. На компьютере наши девочки создают дизайн одежды, разбирают его на лекала и заносят в программу, разбивают по стандартным размерам. То есть увеличивают или уменьшают. Кстати, это можно сделать по желанию клиента – ГОСТ, европейский, американский и другие стандарты. Все это уже заложено в программу. После того как дизайнеры создали модель, утвержденный вариант переходит в закройный цех, где подготавливают материал.

Основной процесс происходит в швейном цехе. Выпускается продукция как по заказу, так и под нашим брендом для массового покупателя. Здесь ведется сборка готового изделия. Производство поставлено на конвейер. Каждая швея делает лишь определенную операцию.

– Как тут не вспомнить Генри Форда, первым в 1913 году внедрившего конвейерное производство генераторов. Это позволило сократить время сборки сначала в полтора, а через год и вовсе в четыре раза.

– Вы правы. Кто-то пришивает карман, кто-то вшивает замок и так далее. Поэтому скорость очень высокая. Чтобы достичь качества и скорости, необходимо разделение труда.

После того как завершен процесс пошива, продукция поступает в отдел контроля качества. Здесь проводится окончательная проверка каждого изделия по размерам, швам, внешнему виду, на отсутствие дефектов ткани и самого изделия.

Есть еще один большой участок, аналогов которому в Западном Казахстане нет – это печатный цех. Здесь наносится цветная печать на ткань – до пяти слоев. Все происходит в автоматическом режиме. Производственная мощность – до тысячи изделий за смену. Специальная краска не подвержена стиранию, смыванию и так далее, очень износостойкая.

 – Есть ли в планах выход на экспорт?

– Конечно. Мы отрабатываем этот вопрос. Необходимо популяризировать качественную и недорогую отечественную продукцию среди жителей региона. После насыщения внутреннего рынка нужно рассмотреть возможность отправки готовой продукции под актюбинским брендом в страны ближнего и дальнего зарубежья.

 Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................