Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Ас Абилкайыр хану и Бопай ханым

Несколько дней длились мероприятия, посвященные двум историческим личностям. Их инициатором и спонсором стала семья предпринимателя Зулкожи Кожаева.

Герой нашего времени

Напомним, известный предприниматель Зулкожа Кожаев в 2015 году на месте захоронения Абилкайыр хана воздвиг мемориальный комплекс «Хан моласы». Три года назад в микрорайоне Батыс-2 на собственные средства построил детский сад «Бопай», соответствующий современным стандартам. На этот раз его семья решила дать ас в честь великих предков, были приглашены гости из нескольких регионов страны, в том числе потомки хана, ученые, политические, общественные, религиозные деятели, заслуженные деятели культуры, спортсмены, акыны. В поминальном мероприятии принял участие аким области Ондасын Уразалин, с рабочим визитом выехавший в Айтекебийский район.
Как рассказывает Зулкожа Кожаев, его компания семь лет назад выиграла тендер на строительство комплекса:
– Дата совпала с празднованием 550-летия образования Казахского ханства. Было нелегко вести строительство в 550 км от областного центра, но мы преодолели все трудности. Выделенные из бюджета 238 миллионов тенге были израсходованы моментально. К примеру, тонна цемента при стоимости 20 тысяч тенге с учетом транспортировки на «Хан моласы» доходила до 60 тысяч.
Проект мавзолея менялся несколько раз. Как пояснил один из соавторов мемориального сооружения Жанибек Таттибаев, сотрудники инспекции по охране памятников обнаружили, что могила хана больше, чем на первоначальном эскизе. Чтобы не разрушить обнаруженный фундамент, пришлось расширять мавзолей.
– Высота также была увеличена почти до 15 метров, – рассказывает архитектор. – Помимо этого, вместо задуманной кирпичной кладки внутри залили бетон, а снаружи использовали облицовочный материал из Мангыстауской области. То же самое касается и трех стел, означающих три жуза, где скульпторами вырезаны все 44 тамги казахских родов. Раз монумент стоит в степи, он должен выдерживать погодные условия, ненастье, поэтому решено было воздвигнуть его из монолита, бетона. В результате изменилась и смета. Здесь нельзя не упомянуть имя подрядчика Зулкожы Кожаева, который не стал ожидать поступления денег из бюджета, подключил всевозможные ресурсы, знакомых, друзей и, конечно, вкладывал свои средства.
Для достижения цели Кожаев привлек мастеров-каменотесов из Азербайджана. К слову, они тоже приехали на ас из Баку. Из своего кармана предприниматель выделил не один десяток миллионов тенге и успешно завершил проект за девять месяцев. По окончании строительства по поручению акима области было выделено дополнительно 100 миллионов тенге, в результате чего рядом с мавзолеем появился просторный дом для смотрителя –
шырақшы.
– Главное, мы с честью выполнили поставленную задачу, – с гордостью отмечает Зулкожа Кожаев. – Многие задаются вопросом, зачем мы снова даем ас. Дело в том, что после сдачи такого сакрального объекта на семейном совете решили, что будем приезжать сюда ежегодно, читать суры из Корана, а также каждые пять лет организовывать ас. Правда, в 2020 году нам помешала пандемия. В этот раз мероприятие запланировали буквально за две-три недели. Если честно, сами не ожидали, что так много людей нас поддержит. Особо хочу отметить руководство области и Айтекебийского района, спасибо акимам за содействие. Все это делается не ради себя, а чтобы молодежь знала историю народа. Не только о подвигах Абилкайыр хана, но и о героической судьбе его супруги Бопай. Их роль в сохранении и дальнейшем развитии Казахской государственности необходимо рассматривать как единое целое. Поэтому и пригласили ученых-историков, чтобы люди услышали из их уст достоверные сведения о заслугах наших прославленных предков.

Айтыс, вольная борьба и концерт

Программа была насыщенной. Как мы уже писали, в первый день в Актобе организаторы собрали за круглым столом краеведов, ученых, общественных деятелей и др. Перед выездом в Айтекебийский район гости посетили детский сад «Бопай». Затем прошла экскурсия в музее хана в ауле Толыбай. Вечером перед асом за дастарханами в юртах ученые и старожилы села делились известными и новыми историческими сведениями. С раннего утра все вышли поклониться могиле хана, были прочитаны молитвы.
Затем состоялись айтыс, спортивные состязания, завершились торжества концертной программой. На айтыс съехалось шесть молодых акынов, они талантливо выступили, каждый был награжден специальной премией в честь казахских исторических личностей. Представление артистов драматического театра имени Т. Ахтанова, музыкальные номера были также встречены бурными аплодисментами зрителей.
Не менее зрелищными были состязания по национальным видам спорта, таким как борьба, перетягивание каната, поднятие гири и
армрестлинг. Кстати, большую часть трофеев увезли спортсмены из Костанайской области. Да и чемпионом среди борцов стал Аслан Сагитбек из Торгая.
– Конечно, я долго готовился к состязаниям. Признаюсь, было трудно одолеть опытных актюбинских палуанов. Может, просто удача в этот день была на моей стороне, – признался түйе палуан.
Призовой фонд в этом виде спорта составил 600 тысяч тенге, половину из этой суммы вручили победителю.

[box type=»shadow» ]Торгайская дружина

На «Хан моласы» прибыло в этот день более трехсот человек. Среди них можно выделить юную гостью.
Семиклассница школы-интерната для одаренных детей имени М. Кусаинова Алия Шанова свыше года посещает станцию юных туристов. За это время не раз выезжала по сакральным местам, расположенным недалеко от города, совершила с группой пеший поход на 30 км. В такую даль ребята приехали с педагогом Нуржаном агаем, взяв палатки и спальные мешки.
– Понравились своим величием три стелы с тамгами, посвященные трем жузам. Очень красивый мавзолей хана, – поделилась впечатлением Алия.
Особняком среди гостей, помимо спортсменов, были ребята из Торгая, точнее, из аула Шеген Жангельдинского района Костанайской области. Себя они не считали гостями, активно участвовали в мероприятиях. Концертные номера их самодеятельного ансамбля «Торғай таңы» всем пришлись по душе.
По словам Зулкожи Кожаева, с торгайцами он познакомился еще в ходе строительства некрополя.
– Представьте, ведь здесь, среди голой степи, нет ни воды, ни сотовой связи. Самый ближайший аул Толыбай отдален на 90 с лишним километров, Шеген – на 70. А у нас, к примеру, пять тонн питьевой воды хватало лишь на несколько дней, учитывая, что работали десятки рабочих. Поэтому продукты, воду и необходимые вещи выгоднее было возить из Шегена. В то время нам помогли жители аула, а Серик Байбеков с друзьями не раз приезжал с ансамблем. Пели песни, читали стихи, в общем, поднимали настроение строителям. С тех пор мы стали настоящими друзьями, – говорит Зулкожа Кожаев.[/box]

Этнографическое представление

Во время поминального мероприятия известный историк-краевед Бекарыстан Мырзабай продемонстрировал, как кочевники готовили еду в полевых условиях. По его словам, во времена войн многотысячная армия не должна была остаться без провизии. Ответственность в этом деле возлагалась на десятника.
– Командир был в ответе за обмундирование, боевое снаряжение каждого подчиненного, – поясняет краевед. – В противном случае его ждало самое суровое наказание. Слаженная дисциплина была установлена в войсках Чингиз хана. Поэтому они хорошо знали, как раздобыть дичь или рыбу, как быстро приготовить и подать еду без посуды.
По указанию Бекарыстана Мырзабая была вырыта яма глубиной примерно метр, в ней развели костер. Пока догорали дрова, разделали тушу ягненка. Очистив внутренности, тушу привязали к длинной жерди и установили на яме таким образом, чтобы она не достигла огня. Затем все это плотно закопали, чтобы в углубление не проникал воздух. Кстати, в этот естественный казан еще положили немного полыни. По словам краеведа, полынь или мята заменяли у кочевников соль. Эти травы, помимо определенных вкусовых качеств, обладают лечебными свойствами. В древности таким образом готовили и потроха, и голову барашка, завернув в требуху и накрепко зашив.
– В 1990-е годы к нам приезжали генералы из Москвы. Именно такое яство мы подали им, чтобы продемонстрировать свою этнографию. Затем повторили и венграм, им тоже очень понравилось блюдо. А когда потомки гуннов услышали способ приготовления, ахнули от удивления. Традицию приготовления мяса в полевых условиях мы показываем для пропаганды своей истории, – говорит Бекарыстан Мырзабай.
Абат КАРАТАЕВ,
Айтекебийский район

Фото Аяна Мерекешова

Колонка "Взгляд"