Автомобиль по карману

Автомобили, которые пару десятков лет назад были своеобразным показателем достатка, доступного лишь наиболее обеспеченным слоям населения, сегодня уже не считаются предметом роскоши, а превратились в обычное средство передвижения. Сегодня на рынке транспортных средств любой желающий может выбрать авто соразмерно толщине своего кошелька, а также на любой вкус.

Спрос диктует цены
Сейчас не все помнят те времена, когда автомобили можно было купить, лишь простояв в очереди несколько лет. При этом доступными были лишь автомобили советского производства, такие как «Москвич» или «Жигули». А вот шикарную в те годы «Волгу» могли позволить себе лишь избранные советские люди.
Ситуация на авторынке поменялась после развала могучего СССР и перехода бывших союзных республик, в том числе и Казахстана, на рыночную модель экономики. На постсоветское пространство хлынул целый поток б\у автомобилей из стран Западной Европы. Такие марки, как Opel-Vectra, Nissan-Primera, Mazda-626, казались для нас, «совков», эталоном автомобилестроения. Наличие АБС, ГУР, электростеклоподъемников и прочих приспособлений, облегчающих управление транспортным средством, поражало водителей, привыкших к непривередливым «Жигулям» и «Москвичам».
Сегодня на дорогах Актобе уже редко встретишь те самые Opel-Vectra и Nissan-Primera выпуска 1991-1994 годов. Со временем многие из них отправили в утиль из-за многократно превышенного срока эксплуатации. Ныне популярны совсем другие марки автомобилей. Если судить по ситуации на улицах города, то получается, что средний класс актюбинцев из легковых автомобилей предпочитает сейчас Hyundai, Kia, Renault, Volkswagen, Škoda, а также традиционные Toyota и Mercedes.
По словам представителей автобизнеса, наибольшим спросом сегодня на рынке пользуются б/у автомобили, имеющие срок эксплуатации менее пяти лет. Стоят они, конечно же, значительно дешевле новых, но при этом еще не выработали свой ресурс, а значит, не доставят больших хлопот при дальнейшей эксплуатации.
Цены на них варьируются в зависимости от марки и комплектации. Мы решили взять среднюю цену на автомобили 2014 года выпуска, которые сейчас продаются на рынках Актобе. Так, Hyundai Accent с хрустальной оптикой, корректором фар, обогревом зеркал, кондиционером, SRS, подогревом сидений и полным электропакетом можно приобрести за 3 500 000 тенге. Примерно в таком же ценовом диапазоне реализуются пятилетние Chevrolet Cruz, Volkswagen Polo и Kia Rio. Из более дешевых вариантов рынок предлагает Renault Logan со средней ценой в 2 миллиона 400 тысяч тенге.
Значительно дороже обойдутся б\у Toyota. Так, нижний ценовой порог на Corolla, обладающую таким набором, как датчики света и дождя, навигационная система, зимний и спортивный режим, турбонадув и турботаймер,
составляет около 5 миллионов тенге.
Что касается популярных ныне кроссоверов, то они стоят на порядок дороже легковых автомобилей. Для удобства мы также взяли среднюю цену на кроссоверы 2014 года выпуска. Так, цены на Toyotа RAV 4 начинаются с отметки в 8 миллионов тенге. Дешевле обойдется Kia Sportage, которую можно приобрести за 6,5 миллиона. А вот если денежных средств не хватает, но страсть как хочется поездить на кроссовере, то можно обратить свой взгляд на представителей китайского автопрома. Стоят они существенно дешевле своих западных собратьев. Так, средняя цена на Changan CS35 и Lifan X60 на рынке подержанных автомобилей составляет два миллиона восемьсот тысяч тенге. Чуть дороже стоят Geely Emgrand X7 и Great Wall Hover H3.
Кроме так называемых иномарок, многие из которых, кстати, ныне собираются на постсоветском пространстве, особым спросом пользовалась и пользуется вся линейка автомобилей российского «ВАЗа». Связано это, наверное, с тем, что они наиболее приспособлены к нашим климатическим условиям и дорогам, а также значительно дешевле в обслуживании. Их стоимость зависит от марки, года выпуска и общего состояния.

Кстати
На сегодняшний день в области зарегистрировано 188 212
транспортных средств, из них 120 217 — в Актобе

В лидерах Ladа и Toyota
Несмотря на большое количество предложений на вторичном рынке, из года в год растут продажи и новых автомобилей. Салоны Актобе не жалуются на отсутствие покупателей. По словам руководителя отдела продаж автоцентра «KӨL-AUTO» Гранта Прокопика, увеличение спроса наблюдается третий год подряд.
– Мы являемся официальным дилером компаний Nissan, Renault, Subaru и Mitsubishi. Спрос на наши автомобили стабилен и растет с каждым годом. Могу сказать, что кризис, который наблюдался в нашей отрасли в 2014-2015 годах, преодолен. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее, – говорит он.
Согласно информации Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в течение 12 месяцев прошлого года в Актобе было реализовано 2 144 новых автомобиля. По Казахстану же официальными дилерами было реализовано 57 919 автомобилей, что на 24,9% выше результата годичной давности. В 2018 году казахстанцы потратили на приобретение новых легковых автомобилей 496,6 миллиарда тенге, что на 35,8% превышает показатель 2017 года.
Рейтинг наиболее востребованных брендов по результатам 2018 года как по стране, так и по Актобе возглавляет Ladа. Всего по стране было продано 13 413 автомобилей российской марки. Сбыт моделей Toyota составил 12 278 единиц. Третью позицию занял Hyundai с показателем 8 721 реализованный автомобиль.
В рейтинге легковых моделей, которые покупают больше всего, лидирует Toyota Camry. Далее следуют Lada 4×4 и Lada Granta. Замыкают ТОП-5 модели Lada Vesta и Hyundai Tucson.

Откуда машина?
В последние годы рынок автомобилей в Актобе постепенно насыщается транспортными средствами из стран ближнего зарубежья. При беглом взгляде создается впечатление, что количество автомобилей с российскими, армянскими, реже с киргизскими государственными регистрационными номерами составляет не менее 30 процентов от общего числа транспортных средств.
Как оказалось, в соответствии с нормами законодательства, действующего в рамках стран Таможенного союза и ЕАЭС (РК, РФ, Беларусь, Республика Армения, Киргизская Республика), транспортные средства, зарегистрированные в странах-участницах, в настоящее время могут беспрепятственно эксплуатироваться на территориях данных государств без обязательной регистрации.
Другой причиной является то, что подержанные автомобили в странах Таможенного союза стоят на порядок дешевле, чем в Казахстане. Поэтому многие и едут в ближнее зарубежье.
– У меня была «Лада Приора» 2014 года, – рассказывает один из актюбинцев. – Здесь я ее продал за полтора миллиона тенге и поехал в Армению. Купил там кроссовер «Мицубиси Оутландер». Продажа прежнего авто покрыла все расходы, включая саму покупку автомобиля, а также его доставку в наш город. А в Актобе за сумму в полтора миллиона тенге автомобиль такого класса не приобретешь. Здесь он стоит как минимум в два раза дороже, – говорит он.
Так поступают и другие автолюбители, и этим объясняется резкое увеличение количества машин с регистрационными номерами стран ближнего зарубежья. При этом в соответствии с требованиями Технического регламента, действующего на территории стран-участниц Таможенного союза, обязательный технический осмотр транспортных средств проводится на территории того государства, где транспортное средство зарегистрировано.
Как сообщают в отделе регистрационно-экзаменационной работы УАП ДП по Актюбинской области в целях обеспечения безопасности дорожного движения на автодорогах области полицейскими патрульной полиции при надзоре за дорожным движением особое внимание уделяется контролю за водителями, управляющими автомобилями, зарегистрированными на территории других государств. Кроме того, в департаменте полиции Актюбинской области создана локальная база данных «Росучет», в которую вносятся сведения о жителях нашей области, управляющих транспортными средствами с регистрацией в странах-участницах Таможенного союза.
– Сведения в базу данных поступают по результатам проверок, осуществляемых в ходе надзора за дорожным движением, и позволяют в некоторой степени при необходимости оперативно установить лицо, виновное в совершении того или иного правонарушения, – говорит руководитель пресс-службы областного департамента полиции Ерболат Саркулов.
Кроме того, в целях обеспечения полноценного контроля за водителями рассматриваемой категории департаментом полиции Актюбинской области в Министерство внутренних дел внесены инициативные предложения по возобновлению временного учета транспортных средств, ввезенных на территорию Республики Казахстан из стран-участниц Таможенного союза и интеграции баз данных страховых компаний с учетными базами МВД РК.
А между тем количество автомобилей с иностранными регистрационными номерами растет изо дня в день. При этом мимо казны утекают сборы, пошлины, налоговые отчисления. Кроме того, автомобилям этой категории не выдвигаются такие требования, как соответствие Евро-4, наличие ABS и подушек безопасности. Поэтому есть опасения, что в скором времени наш авторынок может быть завален старыми автомобилями, но уже не из дальнего, как прежде, а из ближнего зарубежья.
Жантас МАКСУТОВ

Фото автора

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель