Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Битва за Луну

11 апреля, накануне Дня космонавтики, «Актюбинский вестник» опубликовал статью «Человек, обогнавший время» о выдающемся ученом, создателе ракетных двигателей и энергетических наземных установок Николае Кузнецове, родившемся в Актюбинске. Я хотел бы дополнить этот материал некоторыми фактами, которыми располагаю.

Одним из направлений деятельности Николая Кузнецова стала работа над жидкостными реактивными двигателями (ЖРД) для космических ракет. Кузнецов и его коллектив приняли участие в реализации лунного проекта Советского Союза.
Как это ни странно сейчас выглядит, но главной причиной подключения кузнецовского ОКБ-276 к этой престижной программе стал серьезный конфликт между двумя ведущими советскими ракетными специалистами — Сергеем Королевым и Валентином Глушко.
А началось все с того, что Глушко, под руководством которого в течение многих лет проектировались двигатели для ракет Королева, неожиданно отказался от изготовления двигателя для новой ракеты на кислороде и керосине. В конце концов Королев был также вынужден отказаться от дальнейшего сотрудничества с ОКБ-456, возглавляемым Глушко. Вот так заказ на двигатели для ракеты Н-1 и попал в Куйбышев, в ОКБ-276, которое долгое время возглавлял Кузнецов.
Конечно же, ученый прекрасно понимал, что всего лишь за год с небольшим его коллектив не сможет создать принципиально новый мощнейший двигатель, способный вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза. И тогда было принято оригинальное инженерное решение поставить в основании первой ступени лунной ракеты сразу 24 кузнецовских двигателя. Впоследствии их число увеличили до 30 (24 на периферии и 6 в центре), чтобы они при одновременном действии могли обеспечить необходимую грузоподъемность – 4 500 тонн.
Согласование всех необходимых документов в недрах советской бюрократической машины шло недопустимо медленно. Окончательный вариант всей серии пилотируемых полетов к Луне был утвержден Советом Министров СССР лишь 15 декабря 1965 года, и с того момента он стал основной лунной программой Советского Союза.
При разработке Р-7 в середине 50-х годов его пуски происходили в среднем раз в месяц, и в итоге «семерку» удалось довести до нужной степени надежности всего за полгода. Уже в октябре 1957 года «семерка», как известно, вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Но после того, как главным конструктором ЦКБЭМ стал Мишин, началась межведомственная и межзаводская волокита, которая сразу же отра-
зилась на сроках изготовления и доводки лунной ракеты.
Конечно же, лунная ракета по размерам оказалась в два с лишним раза больше Р-7, и потому она, соответственно, была сложнее в изготовлении. Тем не менее в конце 60-х годов все организационные и прочие трудности при ее конструировании можно было преодолеть быстро и с минимальными потерями. Все недостатки конструкции тоже можно было бы устранить в оптимальные сроки. И если бы не межведомственные разногласия и волокита, то Н-1 была бы доведена до необходимой степени совершенства самое позднее к концу 1968 года. Тем самым у нашей страны сохранялись бы прекрасные шансы на то, чтобы высадить своих космонавтов на поверхность Луны раньше США. Но первыми это сделали американцы 20 июля 1969 года.
В итоге лунный проект был закрыт, уже готовые ракеты Н-1 разрезаны на металлолом, а в ОКБ-276 поступило распоряжение об уничтожении всех двигателей НК-33. Однако Кузнецов с риском для собственной карьеры этот непродуманный приказ не выполнил, распорядился припрятать двигатели до лучших времен в одном из заводских складов.
В середине 90-х годов, уже после кончины Кузнецова, работники предприятия извлекли спрятанные движки из хранилищ, а затем даже продали партию НК-33 в США. К удивлению американцев, куйбышевские ракетные двигатели, несмотря на столь длительный срок хранения, показали высокую надежность и поразительную работоспособность.
Несмотря на неудачу с ракетой Н-1, новаторские конструкторские решения Николая Кузнецова страна оценила по достоинству. В июне 1981 года за выдающиеся успехи в создании новой техники ему во второй раз присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Александр ГАВРИЛОВ

Колонка "Взгляд"