Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Все больше услуг в онлайн-формате

Вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Дмитрий Мун рассказал о перспективах развития современных IT-технологий доступности интернета.

Во встрече, прошедшей на площадке Aqtobe IT Hub, приняли участие представители IT-сообщества, телекоммуникационных операторов, общественных организаций, а также активные граждане. Участники обсудили ключевые аспекты цифровизации, развитие информационно-коммуникационной (ИКТ) инфраструктуры и совершенствование государственных услуг.

Для удобства казахстанцев

– Цифровые технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. Сегодня 93% государственных услуг доступны в онлайн-формате, а 90% пользователей предпочитают мобильные приложения. Только в 2024 году сервис цифровых документов был использован более 292 миллионов раз. Все больше услуг предоставляется проактивно (то есть в электронной форме. – Прим. авт.), то есть без необходимости подачи заявлений в ЦОНе. На сегодня многие из вас уже сталкивались с тем, что при рождении ребенка, в других жизненных ситуациях через платформу eGgov на смартфон начинают поступать оповещения, а далее в очень простом формате с помощью интеграции государственных баз данных оказываются госуслуги, – обратился к присутствующим Дмитрий Мун.
По его словам, для удобства граждан большинство госуслуг сейчас можно получить онлайн через eGgov. В настоящее время продолжается работа по выводу ключевых услуг на популярные финтех-платформы.
Сегодня получить государственные услуги возможно на 56 внешних платформах. Это позволило повысить охват населения цифровыми сервисами. В том числе и теми, которые не являются госуслугами, но очень удобны для использования в жизни и в бизнесе, например, QR-подпись.
– В eGgov mobile существует возможность подписывать документы. В прошлом году было 13,7 миллиона таких применений, а также 9,9 миллиона использования биометрии. Эти инструменты стали привычными в повседневной жизни. Особую популярность получил сервис цифровых документов, который за год применили, как я указывал выше, 292 миллиона раз, в том числе через банковские приложения, –
продолжил спикер.

Рождение ребенка, детские сады и учебные заведения

Особое внимание в ходе встречи было уделено реализации проекта «Invisible Government», направленного на автоматизацию жизненных ситуаций. К примеру, благодаря проекту оформление документов при рождении ребенка теперь возможно через смартфон.
– Мы прорабатываем создание индивидуального плана по проактивной помощи для каждой семьи. По статистике, при рождении ребенка 50-60 процентов рожениц не ходят в ЦОНы – все необходимые документы можно оформить, в том числе и получить проактивную помощь не выходя из дома. В течение трех дней поступает смс, для того чтобы оформить все соответствующие процедуры. В прошлом году в городе Астане и Акмолинской области протестировали автоматическое присвоение ИИН новорожденным. Надеемся, что в будущем эта опция станет доступна для всего Казахстана, – отметил вице-министр.
Дмитрий Мун рассказал, что в прошлом году в городе Таразе при зачислении в детский сад опробирован механизм ваучерного финансирования. Как итог – очереди в дошкольные учреждения сократились на 92%. Предлагается масштабировать эти подходы по всей стране в ближайшей перспективе. Совместно с Министерством просвещения были полностью устранены бумажные барьеры при зачислении в школу, оцифрованы паспорт здоровья и личное дело ученика. Технически и технологически это уже создано, но сейчас ведется соответствующая интеграция с государственными базами данных для их актуализации, включив туда соответствующие нормативно-правовые акты, принятые законы и правила. Также необходимо, чтобы частные школы и поликлиники передавали
необходимую информацию.
– Оцифрован процесс поступления в колледжи и вузы. Для иногородних студентов общежитие теперь предоставляется автоматически, без заявления и лишней бюрократии. Запущен сервис цифрового заключения трудовых договоров. Совместно с Министерством труда расширяется список организаций, где пенсионные выплаты назначаются проактивно.
Вся наша работа строится на трех ключевых принципах: проактивность, доступность и современность.

«Социальный кошелек»

Остановился вице-министр также на сервисе «Социальный кошелек», обеспечивающем прозрачность предоставления школьного питания и контроль за использованием бюджетных средств.
– В eGgov mobile отдельным сервисом запущен «Социальный кошелек». Совместно с Министерством просвещения проводится работа по обеспечению бесплатным и льготным питанием определенной категории учащихся общеобразовательных школ. С этой целью акиматами в 1 841 школе установлены аппаратно-программные комплексы. В 3 248 малокомплектных школах внедрено мобильное приложение «Бизнес-кошелек». В настоящее время бесплатным горячим питанием охвачено около 80 тысяч учащихся Казахстана, в том числе 70 176 учеников начальных классов государственных организаций образования и 8 560 детей отдельных категорий с 5-го по 11-й класс, – проинформировал спикер.
Приложение «Социальный кошелек» позволяет родителям убедиться, что их ребенок получил горячее питание.
Совместно с Министерством здравоохранения в рамках проекта «Социальный кошелек» отдельные категории граждан обеспечиваются лекарственными средствами, специализированными лечебными продуктами и медицинскими изделиями. Реализация проекта ведется во всех регионах Казахстана. В настоящее время к «Социальному кошельку» подключена 771 аптека, что позволило обеспечить выдачу медикаментов по 5,8 миллиона рецептов.
– Продолжается работа по внедрению системы e-otinish. Только в прошлом году в ее рамках получено свыше 3,5 миллиона обращений. Это помогает нам анализировать, какие проблемы есть в каждом отдельно взятом сельском округе. У нас в целом существует карта данной системы. Применяем искусственный интеллект, который помогает анализировать поступившие обращения от граждан, –
продолжил Дмитрий Мун.

Национальный проект «Доступный интернет»

Вице-министр подробно рассказал о текущем состоянии и перспективах развития интернет-инфраструктуры в рамках реализации Национального проекта «Доступный интернет». Также обсуждались вопросы внедрения технологий искусственного интеллекта в государственные и социальные сервисы с целью повышения их эффективности и качества.
– В рамках реализации мероприятия по обеспечению доступа к широкополосному интернету в сельских населенных пунктах более чем в 3 000 сел будет проложена волоконно-оптическая линия связи через механизм государственного частного партнерства. В период с 2024 по 2027 год к интернету будет подключено 5 616 объектов. Сюда входят 2 039 школ, 1 985 объектов здравоохранения и 582 объекта местных исполнительских органов. Также 373 объекта органов внутренних дел, 71 пограничный пункт и 26 объектов службы ЧС. Планируется обеспечить доступ к общественному Wi-Fi в 621 селе, где отсутствуют государственные учреждения, – подчеркнул он.
Что касается нашей области, то, по словам вице-министра, в регионе планируется подключение 206 сельских населенных пунктов к волоконно-оптическим линиям связи, еще 24 села — к спутниковой. На сегодня из 49 ранее определенных зон с низким уровнем мобильного покрытия 26 уже обеспечены связью, остальные будут подключены до конца 2025 года. Количество базовых станций 5G в области достигло 84, а вдоль автомобильных дорог ведется строительство 17 антенно-мачтовых сооружений для обеспечения устойчивого сигнала и доступности цифровых услуг.
Также в ходе встречи обсуждались вопросы внедрения технологий искусственного интеллекта в государственные и социальные сервисы с целью повышения их эффективности и качества.
По ее завершении состоялся диалог с населением, в ходе которого жители задали волнующие вопросы, в том числе по качеству интернета и доступности государственных онлайн-сервисов. Вице-министр дал разъяснения по всем обращениям и отметил, что их ведомство продолжит системную работу по укреплению цифровой инфраструктуры и расширению цифровых возможностей для всех граждан страны.

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото автора   

Колонка "Взгляд"