Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

День добрых кондукторов

Можно ли проехать на общественном транспорте, если в кармане нет ни тиына? Тесты на человечность и доброту для «масломеров» и результат, который вас удивит, — в очередном эксперименте «АВ».

Чуть ли не каждый день из разговоров с друзьями, родственниками, знакомыми, по радио или телевизору мы слышим о неподобающем поведении кондукторов. В газетах то и дело пишут о стычках и перепалках между пассажирами и контролерами, которые иногда заканчиваются судебными разбирательствами. А сколько людей получают травмы, ушибы, переломы, становятся инвалидами на всю жизнь лишь оттого, что водитель резко набрал скорость или, наоборот, притормозил?

Далеко ходить не будем. В феврале этого года мы писали о молодой актюбинке, которая серьезно пострадала в автобусе № 1. В один из осенних дней семнадцатилетняя Катя Тарнавская возвращалась на автобусе из колледжа домой. При очередном резком торможении девушка не удержалась и упала спиной на металлическую окантовку ступеньки, ведущей к задним сиденьям. После длительных обследований и амбулаторного лечения врачи поставили ей диагноз — грыжа Шморля.

Или история о том, как в июле 2013 года мужчина, не заплативший за проезд, поплатился жизнью. Его силой вытолкнули из автобуса так, что он ударился головой о бордюр. Спасти его врачам не удалось — удар оказался смертельным.

Случаев, когда по вине водителя или кондуктора страдают пассажиры, можно привести немало. А сколько драк, ссор и раздоров произошло между ними за последнее время?!

Мы привыкли к тому, что общественный транспорт всегда переполнен, а контролеры не всегда «обилечивают» нас. Самих же кондукторов считаем наглыми, жадными людьми, которые равнодушны к нашим чувствам.

Но тем не менее, думаю, каждому хочется верить, что все не так уж плохо, и что есть еще добрые и честные кондукторы. А узнать, так это или нет, мы решили с помощью эксперимента.

 

Автостопом на автобусах

Были ли в вашей жизни случаи, когда, находясь в общественном транспорте, вы вдруг понимали, что на проезд вам не хватает нескольких тенге, а то и вовсе рассчитаться нечем? Каковы были ваши ощущения? Что вы при этом испытывали?

Я вот, к примеру, ни разу с этим не сталкивалась, но мне, как человеку любопытному, было бы интересно посмотреть на реакцию кондуктора. Как он себя поведет: высадит на ближайшей остановке или проявит милосердие и разрешит доехать до конца? Хотя кого я обманываю? Мне было бы откровенно страшно и стыдно говорить о своем безвыходном положении незнакомому человеку. Но чего только не сделаешь ради любимой газеты.

Идея с экспериментом возникла на одной из утренних планерок. Его суть состояла в следующем: необходимо было сказать кондуктору, что денег нет. Какими окажутся кондукторы? Пойдут ли они навстречу?

 

«Ничего страшного»

Чтобы сразу не разочароваться, решаю начать с малого. На одной из остановок города захожу в автобус № 28. Контролером оказалась женщина лет 40-50 со строгим взглядом и властным голосом. Кажется, от такой ничего не утаишь. Наблюдая за тем, как она громогласно объявляет остановки и умело пересчитывает деньги, незаметно подсаживаюсь к ней поближе и начинаю делать вид, что ищу в своей сумке деньги.

— Извините, у меня 5 тенге не хватает, — говорю я, протягивая ей монету в 50 тенге.

Женщина с серьезным выражением лица, как будто смягчившись, говорит: «Ничего страшного».

Следующий пункт — остановка «Океан». Здесь движение особенно оживленное, автобусы подъезжают один за другим.

В только что прибывший автобус 15-го маршрута толпа ринулась незамедлительно. Подхожу к передней двери.

— Не подвезете до Сазды бесплатно? Кошелек с деньгами дома забыла, — говорю, сделав максимально расстроенное выражение лица.

Девушка-кондуктор начинает нервно поглядывать на водителя: мол, взять или не взять? Тот в ответ на растерянный взгляд девушки машет рукой и со словами: «Заходи, опаздываем», пускает меня в салон. Здесь мне приходится извиниться и сказать, что это был эксперимент. Впрочем, добродушных водителя и кондуктора сей факт совсем не расстроил, они лишь слегка улыбнулись в объектив фотокамеры.

Кондуктора подошедшего следом 12-го автобуса прошу довезти меня за «спасибо» до пятого микрорайона, на что получаю положительный ответ сразу же. Переспрашиваю: «Точно бесплатно?» «Да бесплатно, бесплатно», — отвечает контролер. Поблагодарив его, я осталась на остановке.

Не прошло и пяти минут, как появился автобус № 15. Кондуктор — молодой мужчина. Ну, думаю, сейчас зайду в салон, а перед выходом скажу, что расплатиться нечем, посмотрю на его реакцию.

— Ой, извините, можно я на «Стадионе» выйду? Деньги дома оставила, — спрашиваю с виноватым видом.

Парень смотрит на меня в недоумении, на что мне приходится повторить свой вопрос еще раз. Через несколько минут получаю ответ: «Хорошо, только в следующий раз постарайтесь не забывать».

Эксперимент явно «срывался»: подвезти меня бесплатно согласились кондукторы маршрутов № 11, 26, 3, 8.

Шоу продолжается

Между тем эксперимент шел своим чередом. Если честно, к этому времени я так вошла в свою роль, что просить доехать бесплатно стало для меня делом привычным. На остановке «8 микрорайон» обращаюсь с просьбой к кондуктору маршрута № 46, смуглому парню в очках. Тот без лишних разговоров впускает меня в салон. Уже внутри я понимаю, что неплохо бы заплатить за проезд, и протягиваю кондуктору купюру в 1 000 тенге. На удивленный взгляд парня мне ничего не оставалось делать, как ответить: случайно в сумке нашла.

В автобусном маршруте «8А» решаю сохранить интригу до конца. Лишь доехав до нужной остановки, ставлю водителя перед фактом.

— Агай, извините, но я деньги дома забыла, — говорю ему.

— Все нормально. Ты чего так испугалась? В моей практике всякое было: бывает, подходят, объясняют, что денег нет, — входишь в положение, помогаешь. Все мы — люди, с каждым может такое случиться, — успокаивает меня, совсем не расстроенную, водитель.

Напоследок — эксперимент в автобусе № 9.

— Не подбросите до остановки «Малышка» бесплатно? — спрашиваю я у кондуктора. Парень кивает головой.

Перед выходом все же оплачиваю проезд. Даю контроллеру 100 тенге, а вместо положенных 45 тенге получаю сдачу на 10 тенге больше.

— Это чтобы вам хватило на обратный путь, — объясняет тот.

 

 

Студент — не студент?

А вот со студенческими билетами дело обстоит намного серьезнее.

Очень часто к нам звонят читатели, которые жалуются на то, что кондукторы не берут во внимание их студенческие билеты. То ли кондукторы старательно делают вид, что не замечают их, то ли наивно полагают, что в летний период студенты перестают быть студентами.

Однако в «Автопарке» и «Троллейбусном парке», куда мы обратились с вопросом, нам сообщили, что студенческие билеты действуют круглый год, единственное — нужно вовремя их продлевать.

 

 

P.S. Мои коллеги в редакции были удивлены результатами эксперимента. «Кондукторы не способны впустить в общественный транспорт пассажира без денег», — в один голос твердили они. Я бы, наверное, тоже не поверила, если бы сама в этот день не убедилась в обратном.

Но как бы то ни было, для себя я сделала вывод, что кондукторы или, как их сейчас называют «масломеры» — тоже люди, и человеческие чувства им не чужды.

Но свою ложку дегтя в бочку с медом все же добавлю: проехаться бесплатно в нашем городе легче, чем со студенческим билетом. Я, как студентка, предъявляя проездной, не раз испытывала на себе неприязненные взгляды масломеров. Вот такой вот парадокс.

Айнура ВЕРТИНСКАС

Колонка "Взгляд"