Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Для инвалидов места нет

инвалид автобус_reswm_1

На остановках общественного транспорта города неслышащий или невидящий человек не может понять: автобус какого маршрута подъехал. Человек в инвалидной коляске не может ни подняться в транспорт, ни развернуться в нем, ни закрепить кресло ремнями, ни подать звуковой или световой сигнал водителю. Разве это не является дискриминацией прав людей с инвалидностью?

Вопросы доступности для инвалидов услуг в сфере автотранспорта были рассмотрены за круглым столом по инициативе ОО «Центр поддержки парализованных граждан
г. Актобе» по проекту, заказанному управлением внутренней политики. Заинтересованные лица собрались в новом ресурсном центре НПО. Открывая заседание, исполнительный директор центра Гульмирам Сражова напомнила, что в начале этого года в Казахстане была ратифицирована «Конвенция о правах инвалидов». С этого момента государство перед всем миром берет на себя обязательства по полному обеспечению прав инвалидов. Рассказала о деятельности службы инватакси:
— Впервые в Актобе инватакси появилось в 2004 году благодаря усилиям основателя и первого руководителя ТОО «Емшан» Изтургана Сагиева. Мы сожалеем о том, что сейчас происходит в этом ТОО. Жаль, что многие гуманистические идеи Сагиева, в том числе создание парка спецмашин для инвалидов, не были воплощены в жизнь. В итоге наше общество при помощи спонсоров – общественного фонда «Сәби», ТОО «Сагиз Петролеум Компани» — смогло приобрести машины с гидравлическим подъемником. Сегодня в нашем распоряжении пять инватакси, плюс огромное количество желающих воспользоваться его услугами. В актюбинском регионе люди с инвалидностью имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте, но, к сожалению, ни автовокзалы, ни остановки, ни сам транспорт не адаптированы для них.

Когда появятся тактильные пешеходки?
Замдиректора департамента труда, соцзащиты и миграции Аскар Урдабаев согласился, что озвучивается весьма важная проблема.
— В прошлом году в рамках Программы по улучшению качества жизни граждан с ограниченными возможностями было адаптировано 66 объектов, среди них – железнодорожный вокзал на станции Кандыагаш. В этом году планируется адаптация еще 102 объектов, в их числе – железнодорожный вокзал Актобе, автовокзалы в Бадамше и Актобе, — обнадежил он.
По словам Аскара Жакаевича, в этом году были наложены штрафные санкции на руководство автовокзала «Экспресс». После этого почти 80 процентов недоделок было устранено, но не все можно переделать в одночасье, ведь при строительстве здания не были учтены потребности инвалидов.
— Далеко не все светофоры в нашем городе оборудованы звуковыми сигналами, нет специальных рельефных пешеходных переходов для слепых. Пандусы к зданиям, подъемники в автобусах должны быть многофункциональными, то есть служить не только инвалидам, но и пожилым, людям с детскими колясками. И должны соответствовать нормам. На деле мы видим, что если и построили пандус, то он крутой или скользкий. А входная дверь слишком узкая для кресла-коляски. Все должно быть учтено и сделано для удобства и комфорта пассажиров, — резюмировал выступающий.

Слово прокурору
О требованиях, предъявляемых к перевозчикам, доложил помощник областного транспортного прокурора Ерлан Басанов. Сказав о гарантированном законами РК беспрепятственном доступе к транспортным средствам, зданиям, свободному перемещению в аэропортах, авто, –  и железнодорожных вокзалах, он остановился на деятельности ТОО «Сапар» и «Экспресс»:
— К примеру, данные объекты не обеспечены местом для парковки автомобилей инвалидов, нет дежурной кресла-коляски, специальных мест для инвалидов в зале ожидания, здания не оборудованы информационными сигнальными устройствами и средствами связи, доступными для инвалидов по слуху и зрению, нет специализированных касс. На автостанции «Экспресс» отсутствуют кабины в общественном туалете для людей в инвалидных колясках. По внесенному акту прокурорского надзора на директора ТОО «Экспресс» был наложен административный штраф на сумму 99 100 тенге. В ходе проверки автотранспорта также было установлено, что подвижной состав не приспособлен к перевозке инвалидов. Так, в салонах автобусов отсутствуют сиденья, кресла-коляски для инвалидов, не предусмотрены устройства, фиксирующие кресло-коляску во время движения, рабочее место водителя не оборудовано звуковым и световым сигналами для инвалидов, в отсеке багажного отделения нет креплений для кресла-коляски в сложенном виде.
Свое мнение о проблеме высказал заместитель председателя областного общества инвалидов Губайдулла Битиков.

Похороненные деньги
— Не стройте для нас без нас, —  этот девиз активистов Центра поддержки парализованных граждан был сказан директором ТОО «Пандус ОК» Шаханом Жулдасбаевым.
Его речь была самой эмоциональной на этом заседании. Говорил Шахан с горечью и обидой:
— В ратифицированной Конвенции нет ничего нового, все эти нормы давно прописаны в законах Казахстана. Но законы в отношении безбарьерной жизни инвалидов не исполняются, штрафы ничего не меняют. В нашем городе есть единственный низкопольный автобус с откидным пандусом, если не ошибаюсь, он ходит по 19-му маршруту. Но водители даже не знают, как пользоваться этим пандусом. Не будем говорить о западных странах, приведем в пример соседнюю Кызылорду: на центральных улицах там курсируют три маршрута с оборудованными для инвалидов автобусами. Разве наша область не может позволить себе закупить такой транспорт? Вы говорите: «Мы не сторонники жестких мер», а я – сторонник, наказывайте за неисполнение законов. Накипело. Вы говорите: «66 объектов адаптированы». Но из них только три полностью оборудованы для колясочников и других категорий инвалидов. 40 миллионов тенге было потрачено на адаптацию. Где похоронены эти деньги?  Недавно женщина-инвалид упала в отделении банка, неужели мы должны дожидаться подобных случаев? Не можете стопроцентно исправить недоделки, обеспечьте хотя бы входную группу, чтобы человек не стоял на улице в жару или мороз. Перед пандусами на тротуарах следует устанавливать заниженные бордюры, кто об этом помнит? Адаптировали здание жд вокзала, оборудовали спецвагоны. Но забыли о переходе на перрон. К нам обращаются руководители предприятий за консультацией, мы подробно разъясняем, как и что должно строиться, с нами соглашаются. Но приходит подрядчик и делает все по своему усмотрению. Создается впечатление, что никого, кроме нас самих, эти проблемы не волнуют.
«Пока ребенок не заплачет, мать его не накормит», — привел пословицу завотделом облфилиала партии «Нұр Отан» Акылбек Сахиев. Есть и другие пословицы, например: «Под лежачий камень вода не течет», «Вода камень точит». Центр поддержки парализованных граждан – одно из сильных и авторитетных НПО области.  Горожане не раз становились свидетелями того, как настойчивость активистов Центра во главе с руководителем Куралай Байменовой сдвигала с мертвой точки любую проблему.
— Доступность автотранспорта — острая проблема, ее не решить разом. Но мы не сдаемся, мы еще поборемся, — выразила мнение коллег по несчастью Гульмирам Сражова.
Ее энтузиазм поддержала президент «Ассоциации НПО Актюбинской области» Айгуль Дюсенова.

Установи то, не знаю что
Когда уже подводились итоги мероприятия, слово взял представитель ТОО «Автовокзал «Сапар», о скромном присутствии которого модераторы и не ведали. Ему одному пришлось отдуваться за остальных перевозчиков, не соизволивших прийти на встречу.
— Мы не отказываемся от ответственности, признаем свои упущения и готовы сделать все по закону. Я понимаю, в ваших глазах мы выглядим злостными нарушителями, но мы сами о предъявляемых требованиях узнали лишь во время прокурорской проверки, — стал оправдываться замдиректора автовокзала «Сапар» Александр Хлюстов. – В 2006 году прошла реконструкция здания автовокзала, мы оборудовали места для инвалидов-колясочников, мужские и женские кабинки в туалетах, установили специальную кассу, приобрели дежурную кресло-коляску. Честно говоря, на автовокзал очень редко приходят люди с инвалидностью. Теперь понимаю, почему: для них не приспособлен транспорт. Раза два замечал, как в автобус на руках заносили человека в коляске. Прокуроры спрашивали о сигнальных устройствах для инвалидов по слуху и зрению, мы даже не знаем, как выглядит такое устройство. Проверяющие и сами не могли разъяснить, что это такое.
Александр Николаевич отметил, что их ТОО отвечает только за автопарк, транспорт находится в ведении почти 20 перевозчиков – внутриобластных и междугородных. Если иномарки еще можно как-то дополнительно оборудовать, то что уж говорить о грохочущих на ухабах старых ПАЗиках? Надо ставить вопрос о замене всего автопарка. У кого есть такие средства?
После мероприятия на наши вопросы ответил член местного общества слепых, студент медколледжа Дмитрий Чавдарь:
— Когда я стою на остановке, не всегда могу понять, какой автобус подошел. Только на 15-м маршруте иногда сообщают номер. Раньше водители по громкой связи объявляли остановку. Сейчас в шумном салоне не всегда можно расслышать голос кондуктора. Мало в городе звуковых светофоров, особенно трудно нам на широких улицах, где несколько полос и невозможно ориентироваться по звуку движущихся машин. На остановочных павильонах незрячим можно легко угодить в лужу или яму. Лично я не могу передвигаться самостоятельно, без помощи сопровождающих по улицам города и на общественном транспорте.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"