Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дорога Актобе – Кандыагаш: финишная прямая

Один из крупнейших дорожных проектов в истории нашей области близится к завершению. Три завода общей мощностью свыше 500 тонн щебеночно-мастичного асфальта в час, сотни единиц спецтехники и рабочих начиная с середины мая перейдут на двухсменный режим работы. Дорожники обещают, что к началу ноября регион получит первоклассную четырехполосную дорогу с освещением, ограждением, мостами, объездами и развязками.


Реконструкция автодороги республиканского значения А-27 Актобе – Атырау – граница РФ (на Астрахань) на участке Актобе – Кандыагаш, 11-100-й км

Строительная длина объекта составляет 96 километров. Проект разделен на два участка: км 11-52-й, км 52-100-й.
Обновленная дорога будет переведена в I-Б категорию с четырехполосным движением (77,5 км) из Актобе до подъезда Кандыагаша и во II категорию с двухполосным движением (18,2 км) – обход г. Кандыагаша.
Будет построено 18 мостовых сооружений и 76 водопропускных труб, в том числе 16 скотопрогонных переходов.
В пик строительного сезона на участке задействуют более 650 человек персонала и 300 единиц техники.


Претензий пока нет

Начнем с того, что официальный старт строительства автодороги, ввод которой ждут многие водители, был дан еще в 2016 году. Однако фактически участок Актобе – Кандыагаш начали ремонтировать в 2021-м.
«АВ» регулярно освещал ход работ. Напомним, лоты выиграли две крупные подрядные организации – ТОО «Сине Мидас Строй» (Турция) и «Ассана Дор Строй» (Казахстан). Оба предприятия имеют за плечами большой опыт. Турецкая компания, к примеру, строила дороги по всему Казахстану. Достаточно сказать, что самый крупный (южный) участок международного коридора «Западная Европа – Западный Китай» возводился при непосредственном участии этого подрядчика. Помимо трассы, компания строит еще и дорожно-эксплуатационный участок, но об этом ниже.
Второе товарищество работало преимущественно в областном центре, снискало славу серьезного и ответственного. Да и первые результаты новой стройки показали, что к ним пока нет никаких нареканий.
В минувшую пятницу филиал АО «НК «КазАвтоЖол» на правах заказчика проекта организовал пресс-тур для актюбинских журналистов. Пишущей и снимающей братии были показаны асфальто-укладочные работы, асфальтные заводы, лаборатории, мосты и развязки.

ДЭУ на миллиард

Пресс-тур начался с осмотра строящегося дорожно-эксплуатационного участка (ДЭУ) в районе Ново-Альджанского мелькомбината. Объект стоимостью 1,2 миллиарда тенге станет не только временным домом для рабочих и парком для спецтехники, обслуживающих участок Актобе – Кандыагаш, но и пунктом обогрева, складом для инертных материалов. Впоследствии он получит нумерацию 11, а прежний ДЭУ-11 (ул. Озерная), возможно, пойдет под снос, так как находится в аварийном состоянии. Говорят, что там, скорее всего, построят новый адмблок.
По словам заместителя руководителя проекта ТОО «Сине Мидас Строй» Юрия Голубева, объект будет сдан в конце года. На его территории в два гектара возводятся административные строения, общежитие, боксы для больших машин, навесы под инертные материалы.
– Это будет современный комплекс, отвечающий всем требованиям. Мы полностью благоустроим территорию, посадим деревья. Когда подрядчики сдадут автодорогу, в дальнейшем обслуживать отрезок от 11 до 52-го километра будут именно отсюда, – пояснил Голубев.
Кроме того, как подсказали представители сервисной компании ТОО «КАЖсервис», именно ее сотрудники займут базу, новый ДЭУ внесет значительный вклад в развитие материально-технической базы всего предприятия.

11-52-й километр

Сразу после осмотра ДЭУ-11 наша группа выехала в сторону села Бестамак. Неподалеку стоит немецкий АБЗ (асфальто-битумный завод). Его мощность – 240 тонн ЩМА в час.
– За зиму мы подготовили необходимый запас щебня, битума, других материалов. Сейчас завод выходит на полную мощность. Все работы по своему участку, а именно укладку дорожного покрытия, строительство мостов, должны завершить в срок. Какой? С учетом погодных условий – до конца октября, – пообещал представитель ТОО «Сине Мидас Строй» Буньямин Темур.
Здесь нам рассказали, в чем разница между щебеночно-мастичным асфальтобетоном и обычной асфальтной смесью. Разницу делает мастика, которая лучше скрепляет фракции щебня, отчего каркасная структура покрытия становится более жесткой и прочной.
Затем журналистам продемонстрировали процесс укладки ЩМА. Это верхний слой дорожной одежды. Как подсказали рабочие, толщина покрытия – пять сантиметров, оно способно выдерживать нагрузку до 13 тонн на ось. Пока три асфальтоукладчика движутся от 52-го километра в сторону Актобе. Не сказать, что темп работ медленный, но как раз-таки в этом меньше всего проблем. Они могут возникнуть только с материалами – щебнем и битумом, без этого завод не сможет выпускать ЩМА. Впрочем, памятуя о непростом 2022 годе и предстоящем буме, руководство подрядчика при поддержке филиала КазАвтоЖола зимой максимально наполнило склады.
– На сегодня для завершения проекта нам осталось приобрести 348 тысяч тонн щебня и 14 тысяч тонн битума. Думаю, этот вопрос будет также оперативно решен, – сказал директор Актюбинского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Айбол Данагул.
Добавим, что вопрос дефицита щебня и битума в пик строительного сезона обсуждался всесторонне. При посредничестве облакимата, руководства железной дороги и битумных заводов в летне-осеннее время будет обеспечена возможность бесперебойных поставок на участки автодороги Актобе – Кандыагаш. На ближайшие месяц-два, как мы писали выше, этих компонентов хватает.

52-100-й километр

За ТОО «Ассана Дор Строй» закреплен второй участок автодороги до Кандыагаша. Товарищество построило сразу два АБЗ – один немецкий, а другой корейский (оба по 160 тонн ЩМА в час). Руководитель проекта Сейдахмет Кушабаев заверил, что в пик работ, а он наступит совсем скоро, предприятие выставит до двухсот пятидесяти рабочих и специалистов.
Оба товарищества построили вахтовые городки для рабочих и стараются создать все условия, потому что объект без всяких оговорок необходимо сдать до конца года. Это прямое поручение Главы государства.
– Мы работаем по типу вахтового метода, хотя я, например, живу в Алге. Понимаем, что сроки сжатые, нужно выполнить объем работ качественно и в срок. В принципе, условия для работы хорошие: нас бесплатно и вкусно кормят, зарплату подняли на 20 процентов, есть где жить и помыться, имеется хорошая связь, – говорит дорожный рабочий ТОО «Ассана Дор Строй» Берик Искаков.
Чуть позже по всему километражу будут устанавливаться знаки, столбы освещения (при въезде и выезде из населенных пунктов), ограждение. Благо КазАвтоЖол совершил авансовые платежи соответствующим предприятиям-изготовителям необходимой продукции.

Без бюрократии

Нельзя не упомянуть еще один важный момент – бюрократию. Руководство КазАвтоЖола не скрывает, что на всякого рода согласования с госорганами, включая корректировку, уходит куча времени, нервов и сил. Один раз «помогли» полицейские. За нарушение то ли миграционного, то ли трудового законодательства с десяток турецких специалистов были задержаны и подвергнуты аресту на пять суток. С одной стороны, конечно, похвально: закон для всех един и должен соблюдаться, но ведь к этому процессу можно было подойти гибче. например, предупредить работников заранее или оштрафовать, не заключая под стражу. В результате асфальто-бетонный завод, а вместе с ним и дорожные работы, приостановился на 10-14 дней.
Благодаря поручению Главы государства и постоянному контролю со стороны акима области документооборот значительно ускорился, бумажной волокиты и «футбола» стало меньше. Но все равно времени было потеряно достаточно много. Теперь, чтобы уложиться в сроки, оба предприятия начиная с середины мая переходят на двухсменный режим работы (не путать с круглосуточным).
Впрочем после этой поездки у журналистов значительно возросла уверенность в том, что в конце года актюбинцы получат-таки первоклассную трассу до Кандыагаша. Примечательно, что Сине Мидас Строй, а впоследствии не исключено, что и Ассана Дор Строй, будет участвовать в другом гигантском проекте – реконструкции автодороги Актобе – Карабутак – Улгайсын. Ее протяженность — 262 км, а стоимость – порядка 560 миллиардов тенге (!). Очевидно, что она получит статус региональной стройки века, но это уже другая история…
В пресс-тур выезжал Асхат КАЛЖАНОВ

Фото Хайредена РАУШАНОВА

Колонка "Взгляд"