Дорогу строить с умом

Дефицит профессионалов сказывается на развитии автодорожной отрасли региона.
Главную проблему в курируемой сфере руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Малимбет Ибрашов видит в нехватке квалифицированных кадров.
– Именно об этом говорили на днях с руководством акционерного общества «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт». Обсудили возможность обучения наших специалистов в январе-феврале. Сейчас ведем переговоры с подрядными организациями, как раз в это время их работники освобождаются, можно собрать группу и отправить ее на учебу. В Алматы хорошая база, там состоится знакомство с новыми технологиями и методами работы лабораторий, – поделился Малимбет Ибрашов в ходе пресс-конференции в региональной службе коммуникаций.
Идея важна, если учесть, что с каждым разом обновляется специализированная техника. Для работы на ней нужны подготовленные автогрейдеристы, операторы катков, а также операторы асфальтобетонных заводов и т.д. К тому же постепенно осваиваются новые технологии ремонта и строительства дорог. К примеру, нынче на строительстве Южного обхода Актобе начали применять геотекстиль – это нетканые материалы, которые позволяют намного продлить срок службы дороги, делают ее основание плотнее и прочнее. Ячеистая структура обладает безупречной водопропускной способностью, упругостью и прочностью, служит как арматура.
– Также ведем переговоры с канадской компанией, она приняла наше предложение, готова сотрудничать. Хотим в этом году успеть реализовать пилотный проект по применению концентрата, который позволит ускорить работу на сельских дорогах. Пока инновацию не можем применить в городе из-за интенсивности движения на его улицах. Концентрированная специальная эмульсия разбавляется в определенных пропорциях на месте. Раствор стабилизирует грунт, укрепляет земляное полотно, после чего покрывается асфальтом. Это эффективно в тех районах, где нет рядом щебня, – объясняет руководитель управления.
Вводимые новшества налагают ответственность на лаборатории, возникает необходимость более тщательно исследовать грунт на каждом участке, чтобы эффективно распорядиться импортным концентратом. Актюбинский климат резко континентальный, нельзя с ходу широко применять все то, что легко используется в других регионах. Обязательно нужно пройти период апробации в местных условиях, проверить соответствие заявленным характеристикам. Такой подход соответствует задачам, обозначенным в Послании Касым-Жомарта Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».
Протяженность автомоби­льных дорог на территории области составляет 6 938,1 километра, почти 1 886 километров имеет республиканское значение. Стабильно выделяемые суммы из различных источников позволяют в среднем в год улучшать качество 3-5 процентов дорог.
– На сегодня в удовлетворительном состоянии находится 56 процентов дорог республиканского значения и 53 процента областного и районного значения. Если в прошлом году на их ремонт выделено 15,2 миллиарда тенге, то в этом году почти 20 миллиардов тенге: 10,1 миллиарда тенге из гос­казны, остальное из местного бюджета, – проинформировал Ибрашов.
На выделенные средства запланировано отремонтировать 285 километров дорог. Предпочтителен средний ремонт, что позволяет в кратчайшие сроки увеличить качество ремонтируемых участков, обеспечить комфортный проезд для транспорта. Один из долгожданных и перспективных проектов – восстановление фактически разрушенной дороги Актобе – Кандыагаш. На время ремонта альтернативой ей может стать направление Актобе – Болгарка – Шубаркудук, где уже проведен средний ремонт.
С 2011 года ведется строительство транспортных обходов областного центра с тем, чтобы большегрузный и транзитный транспорт не перегружал и без того переполненные улицы. Эксплуатируемый с 2013 года Северный обход показал эффективность ранее принятого решения. Весь крупногабаритный транспорт, который движется с юга, сразу выходит на Оренбург, не заезжая в Актобе. В разгаре реконструкция Южного обхода протяженностью 35,3 километра, работы завершатся в 2021 году. В дальнейших планах создать Западный обход протяженностью 15 километров. Технико-экономическое обоснование проходит госэкспертизу.
Один из важнейших проектов внутри города – строительство так называемого сельмашевского моста на Москве. В этом году будет задействована только одна ее сторона, полностью реконструкция завершится в следующем году. Город стремительно разрастается, и уже возникла необходимость рас­ширить до четырех полос улицу Мангилик в новом микрорайоне Батыс.


Возвращаясь к дорогам областного значения, Малимбет Ибрашов напомнил, что продолжается капитальный ремонт автодороги Шубаркудук – Уил – Кобда – Соль-Илецк. Повсеместно в рамках госпрограмм «Развитие регионов», «Нұрлы жол» развернуты работы во всех районах, наиболее активно – в Мартукском, Кобдинском, Хромтауском, Шалкарском. Всего в проектах задействовано десять компаний, все они казахстанские, в том числе актюбинские. Параллельно формируются заявки на ремонт улиц в селах в рамках программы «Ауыл – Ел Бесігі».
При этом большое внимание уделяется качеству выполняемых работ. К примеру, на участке Шубаркудук – Уил проверяющие обнаружили некачественно проведенный средний ремонт. Подрядчику тут же пришлось переделать работу. На днях подобное замечание получили дорожные строители в микрорайоне Батыс-2.
В целом в управлении настроены позитивно: все программы и планы постепенно реализуются, что, несомненно, сказывается на качестве жизни актюбинцев, а также дальних и ближних гостей области.

Жанат СИСЕКЕНОВА