Эффект толпы и слышащее государство

Январские события в Казахстане всколыхнули мировое сообщество. Мирными митингами, в основе которых лежали справедливые требования, воспользовались деструктивные силы. Речь зашла даже о попытке государственного переворота, да так, что пришлось приглашать миротворческие силы ОДКБ.
В это трудное для страны время нельзя было не отметить позицию сотен, а может быть, тысяч сознательных казахстанцев-патриотов, которые, рискуя жизнью и здоровьем, помогали пострадавшим. Убеждали заблудших людей, зевак разойтись по домам, не вступать в противостояние с правоохранительными органами и не участвовать в мародерстве. Те, кто нарушал закон, грабил, избивал, убивал, безусловно, должны понести самое строгое наказание.
Я долго думал, что подвигло, казалось бы, законопослушных граждан пойти на противоправные действия? В социальной психологии это называется «эффект толпы». Если судить по науке, то для событий в Актобе наиболее подходящий термин – «агрессивная толпа», характеризующаяся проявлением агрессии в отношении людей и объектов, близкая к стихийной. Наблюдения со стороны позволяют сделать вывод о том, что в народ втесалось несколько групп провокаторов, объединенных общей целью – придать максимально брутальный вид происходящему, дестабилизировать обстановку. Они и подталкивали бессознательную толпу на незаконные действия. В таких случаях достаточно одной спички, чтобы зажечь пламя. Наверняка многие из тех, кто поддался временным эмоциям или стадному чувству, впоследствии не понимали, как это могло с ними произойти.
Очень жаль, что все это случилось в нашей стране, соболезную тем, кто потерял в эти трагические дни родных и близких, в том числе ни в чем не повинных детей. Восстанавливать экономику придется нам самим.
Но мы увидели: Казахстан действительно имеет все признаки слышащего государства — многие требования митингующих уже выполнены или будут реализованы в ближайшей перспективе. Главное, чтобы слух у власть имущих всегда оставался острым. Это послужило бы эффективной прививкой от подобных провокаций.

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель