Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Эгоизм теплого пола

Стремление согреть свою квартиру зачастую заставляет мерзнуть весь подъезд.[divider]

Не по-соседски

В подъезде многоэтажного дома в одиннадцатом микрорайоне с начала зимы было непривычно холодно. Люди никак не могли понять, в чем же дело. Жаловались друг другу, обращались в КСК, в «Трансэнерго», звонили в акимат. В конце концов, выяснилось, что уют десятков квартир принесен в жертву ради комфорта одного из их соседей. Ему вздумалось провести тепло и на застекленный балкон. Ушлый хозяин нанял сварочных дел мастеров, легко взявшихся выполнить заказ. Также легко они нарушили первоначальную схему расположения батарей. Из-за этого в трубах упало давление, и они очень скоро и надолго остыли.
По данным главного инженера АО «Трансэнерго» Владислава Тена, в прошлом году в юридический отдел теплоснабжающего коммунального предприятия поступил 541 материал по фактам нарушения проектной схемы отопления. После разъяснительной работы 109 нарушений удалось устранить в короткий срок. В суд передали 204 материала, по 182 принято решение. В процессе рассмотрения находятся 22 материала, 2 возвращены инспекторам участка из-за отсутствия подписи абонентов.
— Только за двадцать дней января этого года в юридический отдел передано 154 материала, 43 из них направлены в суд. Восстановлены схемы отопления до судебных разбирательств в шести случаях. В работе находится 331 материал, — поделился главный инженер.
Статистика отражает бум перепланировок. Люди стали чаще объединять квартиры, убирать стены между комнатами и балконами. Некоторые, заботясь лишь о собственной выгоде, не считаясь с соседями, вносят изменения во внутриквартирные системы отопления: увеличивают количество радиаторов, расширяют отапливаемую площадь, делают теплые полы или завесы. Все это отрицательно сказывается на системе отопления в целом. Тепловики сталкиваются с тем, что абонент получает разрешение у архитекторов без согласований с «Трансэнерго».
[box type=»shadow» ]Причины отсутствия тепла:
— износ системы теплоснабжения; — некачественное регулирование и настройка теплоснабжения в доме; — системы жизнеобеспечения дома обслуживают специалисты без должной профессиональной подготовки, не имеющие понятия об инженерных системах здания; — ошибки на стадии проектирования или строительно-монтажных работ систем теплоснабжения; — незаконное вмешательство в конструкцию и переоборудование внутридомовой системы теплоснабжения; — низкая энергоэффективность здания.[/box]
Убирают, к примеру, перегородку между балконом, чтобы получить дополнительную жилую площадь. Помня о том, что температура зимой на улице может упасть до минус тридцати, а то и сорока, все же выносят батареи на балкон, лоджию. Игнорируется норма установки батареи не более 40 см от стояка, иначе нарушается гидравлический режим дома. Перемычка необходима для того, что, если изменится циркуляция, горячая вода все же уходит к соседям. Если забилась накипью, то сосед страдает минимально.
— Самовольно делают теплые полы, бетонируют стяжку, но потом не могут проводить ремонт, прочищать, промывать трубы, так как идет горизонтальная разводка, — объясняет главный инженер.
На его взгляд, многие жильцы не знают свои права и обязанности. Отсюда всякие несуразности и поток обращений по проблемам отопления. Заявления поступают почти ежедневно. В ответ людям напоминают, что дом, в котором они проживают, является частной собственностью, а не «Трансэнерго», акимата или еще какой-то структуры. В договоре с КСК, управляющей компанией или кондоминиумом расписаны все обязательства сторон. К примеру, кто обслуживает подвальные помещения, откуда начинается система отопления. И если человек свое­временно и полностью оплачивает услуги по содержанию дома, то КСК должен полноценно содержать в рабочем состоянии коммуникации, загодя делать ремонт, заниматься регулировкой.[divider]

[box type=»shadow» ]В квартире холодно. Куда жаловаться?
Важно знать, что ответственность энергоснабжающей организации заканчивается на границе раздела балансовой принадлежности, а распределение тепловой энергии по дому и квартирам — это ответственность владельцев квартир. В случае, если расходы по содержанию внутри инженерных сетей включены в расходы по содержанию жилья, то все претензии к сервисной организации либо КСК. Для начала узнайте, одиноки ли вы в своей беде, столкнулись ли соседи с той же проблемой? Если проблема общая для всего подъезда или дома, то решить ее всем миром гораздо проще. В любом случае, первым делом следует замерить температуру в квартире. По нормативам температура в комнатах должна быть не ниже +18 С, в угловых не ниже +20 С. Если показания термометра ниже нормативной температуры, то следует обратиться в диспетчерскую сервисной организации (КСК, кондоминиума).[/box]

Дело — труба

Владислав Тен сравнивает отопительную систему с кровеносными сосудами человека. На его взгляд, проблемы в основном возникают из-за нарушения схемы расположения труб, а также забитости стояков.
— Люди стараются обогреться как могут, это их право. Но они обращаются к слесарям разной квалификации, те делают свою работу как могут. Некоторые даже не подозревает, что нарушают схему. От сужения в пластиковых трубах возникают спайки, что дополнительно уменьшает диаметр стояка, по которому течет горячая вода. Соответственно, в соседней квартире давление становится меньше положенного по дому, — с сожалением замечает Владислав.
— Абоненты, делая перепланировку, не подозревают, что тем самым весь стояк, всех соседей ограничивают в получении качественного тепла. Мы вынуждены вмешиваться, разбираться в причине плохого отопления. Ведь тепло подаем в полном объеме, чтобы гарантированно обогреть весь дом. Выясняется также, что в одних квартирах нарушена система отопления, в других не обновлены трубы, не заменены батареи. Они забиты, не прочищены, не промыты. Не подготовлены к зиме вентили, запорная арматура. Из холодных квартир поступают звонки в аварийную службу с просьбой перекрыть весь дом из-за одного стояка. Но это уже забота КСК, который, в свою очередь, ссылается на плохое финансирование, плохой сбор денег с жителей, из-за чего накануне зимы невозможно провести ремонт в полном объеме.
После поступления сигнала специалисты проверяют дом, каждый подъезд, этаж за этажом. В акте обследования отражаются все выявленные факты. В рекомендации дается пять суток на устранение нарушения. Затем инспектор составляет второй акт — выполнена рекомендация или нет, в худшем случае, материал передается в юридический отдел.
С юридическими лицами работать легче. Они, как правило, занимают первые этажи в жилых домах и доступны. В квартиры попасть проблематично. Инспекторы стучатся, пока не откроют: утром, в обед и вечером. В стремлении застать хозяев наведываются в нерабочее время, в выходные. Все это отнимает много времени, сил и энергии у работников коммунального предприятия. Некоторые абоненты выбирают для себя такую линию оправдания своих действий, когда нападение — лучшая защита. Не обращая внимания на присутствие участкового полицейского, поднимают крик, но, услышав доводы представителей «Трансэнерго», постепенно осознают свою неправоту. И на следующей стадии рассматривают возможности восстановления схемы отопления, попутно соглашаются оплатить накопившиеся долги.
О чем еще должны помнить абоненты? Прежде всего, о том, что пластиковые трубы забиваются! Главный инженер считает мифом гарантию на 25, а то и 50 лет их использования. Многие из нас уверены, что, однажды заменив трубы, надолго решили свои проблемы. Но фотографии с мест аварий и из холодных квартир убеждают в обратном: новый пластик забит накипью так, что горячая вода еле просачивалась.
— Когда звоните с просьбой о помощи, не жалуйтесь за весь дом, таких полномочий вам никто не давал. Указывайте конкретную квартиру, чтобы мы не теряли время на поиск. Иначе нам приходится стучаться во все двери подряд, отвлекать своих работников. Практика показывает: 99 процентов жалоб не подтверждается. Одному комфортно при 25 градусах, другому при 35, мы не можем под всех подстраиваться. По санитарным нормам оптимальной считается температура в квартирах 19-20 градусов, раньше было 18 градусов. Если в комнатах разная температура, значит, нарушена циркуляция, — поделился последними наставлениями главный инженер Владислав Тен, покидая кабинет, когда еще не было и девяти утра. Сюда он вернется после шести вечера. Рабочий день его пройдет, как обычно, в разъездах по городу.

[box type=»shadow» ]КСТАТИ
Многолетняя практика показывает, что непромываемые трубопроводы систем отопления в зданиях, эксплуатирующиеся много лет, забиты ржавчиной, карбонатом кальция, гидратом оксида магния, сульфатом кальция, илистыми, биологическими и другими образованиями. Накипь создает большое термическое сопротивление тепловому потоку в теплообменниках, что ведет к снижению температуры теплоносителя и уменьшению теплопроводности пластин с уменьшением теплоотдачи. Поскольку теплопроводность накипи в 40 раз ниже теплопроводности металла в системах отопления, отложения толщиной всего 1 мм снижают теплоотдачу на 15 %. Если процесс не остановить вовремя, произойдет выход из строя теплообменного оборудования. Удаление отложений может рассматриваться как альтернатива капитальному ремонту.[/box]
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"