Фейс акиматов, или Насколько МИО online

Об открытости и доступности местных исполнительных органов простому населению можно судить по их фейсу, вернее, страничке в Facebook. Кстати, почти у всех акиматов они не бизнес, как того следовало бы ожидать, а личные. Между тем Фейсбук строго ограничивает возможности личного аккаунта. Количество подписчиков, например, не должно превышать пяти тысяч, а в районе, даже самом маленьком, жителей намного больше.Из таких, казалось бы, несущественных мелочей складывается целая картина. Насколько она привлекательна и соответствует замыслу художника, в данном случае Правительства, можно будет узнать совсем скоро благодаря представителям третьего сектора.

Президент РК в своем Послании от 1 сентября 2020 года призвал к взаимодействию государства и общества. Принцип общественного контроля должен стать и уже является одной из действенных мер при реализации задач по воплощению в жизнь концепции «Слышащее государство, оперативно и эффективно реагирующее на все конструктивные запросы граждан».
В этой связи разработчик законопроекта «Об общественном контроле» в лице Министерства информации и общественного развития выступил заказчиком соцпроекта «Организация комплекса мер, направленных на развитие системы общественного контроля».
ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» при поддержке оператора в сфере грантового финансирования НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» в рамках этого проекта реализовал конкурс малых грантов. По результатам заседания конкурсной комиссии 11 июня определены 60 победителей из числа НПО, инициативных групп и граждан по всей территории страны. Социальный грант выиграла SMEDA.

Сайт как индикатор

Общественный фонд «Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства» (SMEDA), возглавляемый кандидатом сельскохозяйственных наук, бизнес-тренером, независимым экспертом Абаем Мырхиным, реализует социальный проект «Оценка уровня доступности онлайн-услуг акиматов районов Актюбинской области». И хотя до его завершения еще есть время (до 30 сентября 2021 года), общественники уже выявили ряд проблем.
Забегая вперед, скажу, НПО только в помощь МИО, ведь задача у нее и районных, городского, областного акиматов одна – облегчить и упростить жизнь актюбинцев путем повышения качества госуслуг.
– Цель нашего проекта – выявить уровень прозрачности, доступности и открытости онлайн-услуг, предоставляемых акиматами районов через веб-сайты и социальные сети, установить проблемы и сложности, с которыми сталкиваются пользователи, – говорит Абай Мырхин.
По его словам, в работе они руководствуются Конституцией РК, Трудовым кодексом, Законом РК «О доступе к информации», проектом «Открытое Правительство» и порталом «Открытые бюджеты».
– Сайты госорганов, в частности акиматов любого уровня, имеют стратегическое значение для страны. Ими в той или иной мере пользуется абсолютное большинство наших сограждан. Потому от корректной работы госсайтов зависит вся современная инфраструктура органов власти, – убежден Абай Мырхин.
Кстати, независимый эксперт считает, что по содержанию официальных сайтов можно судить об уровне их открытости или закрытости, о возможностях доступа граждан к информации о деятельности гос- и органов местного самоуправления, прозрачности управленческих решений и адмпроцедур и даже о предрасположенности того или иного ведомства к коррупции.
С июня общественники анализируют, насколько сайты соответствуют Правилам* информационного наполнения интернет-ресурсов госорганов и требованиям к их содержанию. Они изучают сильные и слабые стороны и уже имеют предварительные итоги.

Для обращения в блог руководителя необходимо наличие ЭЦП и регистрации на egov.kz.

Нет карты и актуальности

Основные из них озвучила директор медиа-центра АРУ имени К. Жубанова Жаннат Абильдаева. До этого наша коллега преподавала в облфилиале Академии госслужбы. Вместе со своими слушателями, иногда это были и руководители аппаратов акиматов, они тщательно анализировали ошибки. С тех пор, по мнению Жаннат, произошли большие позитивные изменения.
Но так как это процесс живой и постоянно меняющийся, работы еще много. На чем именно фокусировать внимание, подскажет НПО.
– Все сайты характеризует одно – меняются только новости и то не ежедневно, – подчеркивает собеседница. – К сожалению, техподдержка местами не на высоте, а информация имеет свойство терять свою актуальность.
Жаннат отметила, что информация соответствует тематике сферы деятельности акиматов, но не всегда формируется из коротких и максимально четких предложений, отражающих суть.
При размещении контента определить дату и время можно, а дату и время последнего изменения нельзя.
– Ярким примером тому сообщение «В Актобе начата реализация пилотного проекта Ashyq» на сайте облакимата. Уже неактуальная и далеко не топовая новость висит давно, обновляются только даты. Возможно, это делается вручную, в каких-то определенных целях, – заметила она.
Предельное время загрузки стандартной страницы интернет-ресурса, как уточнила Жаннат, должно составлять не более 4 секунд, реальное время на компьютере скачет от 1,5 до 6-7 секунд, на телефоне чуть больше. Это вполне допустимо.
Созданы альтернативные версии сайтов для слабовидящих и незрячих людей. Для перехода на данную версию есть гиперссылка. Имеются навигационные цепочки.
– Это хорошо. Плохо, что нет карты сайта. Без нее трудно ориентироваться даже нам, горожанам, что говорить про жителей глубинки, где качество и скорость интернета оставляют желать лучшего, – отмечает она. – Одно спасает: контакты и ссылка на онлайн-приемную вынесены в основное меню, найти их довольно легко.
По ее словам, информация о контактах – почтовый адрес, телефон, е-адрес госоргана, а также ссылки на каналы обратной связи (е-обращения, сервис «Вопрос-ответ», блог руководителя) – самая востребованная среди граждан, особенно сейчас, во время пандемии.

За контакты все отдам

К слову, о них. Телефоны, как правило, указаны некорректные, и, если в конце концов дозвонитесь, вас обязательно перенаправят в канцелярию.
– Почему бы тогда сразу не указать ее контакты? – недоумевает Жаннат.
Она сама звонила на телефоны, указанные на сайте для обращения граждан. Дозвониться в областной и акиматы Мугалжарского, Темирского, Мартукского, Айтекебийского, Байганинского районов ей удалось с одного до трех раз. Кобдинский она перестала набирать после четырех безуспешных попыток. В Каргалинском номер указан неверный, попадала все время на чужую квартиру. Мартукский и Шалкарский очень доброжелательны, в последнем даже поинтересовались, кто, откуда и зачем им звонит.
Номер для записи на прием к акиму города Актобе 8 (7132) 90-90-92 на время пандемии заменен на другой – 41-60-01. Предупреждение об этом имеется в том же разделе.
– На звонок ответили со второго номера, – делится опытом Жаннат. – Просили перезвонить в следующую дату, указанную как дата приема (2 августа) для записи. При этом предупредили, что с утра на прием живая очередь и лучше будет позвонить после обеда, тогда они смогут меня записать. Но попасть на прием к акиму я смогу не раньше, чем через месяц после записи. И это, по их словам, самая ближайшая возможность. При этом предложили записаться на прием к заместителю акима.
Но у зама, предположим, я уже была, он не решил мой вопрос, и мне нужно именно к акиму? Как быть тогда и что делать, вот в чем вопрос.

Яркий и вкусный Актобе

Большие пробелы, по мнению Абильдаевой, у всех акиматов. Исключением является лишь Актобе.
По ее словам, у горакимата яркий и запоминающийся логотип, удобный для поиска никнейм, хорошо составленный контент-план, содержащий в себе разные виды новостей.
Это новостные развлекающие,
обучающие и экспертные информации, высокое качество видео и фото, актуальные посты, привлекающие читателей (на двух языках), коллаборации с местными страничками молодежного движения, новостных порталов, эффективное использование хэштегов, брендированные фото и видео с логотипом акимата, активные публикации в stories. В Фейсбуке регулярные посты перекликаются с инстаграм-публикациями, большое количество качественного видео с соответствующими описаниями в IGTV.
– Близки в этом плане к хорошей работе странички облакимата. У остальных этого пока нет, – констатирует Жаннат. – Например, фейсбук-страницы не созданы должным образом, их полноценный анализ через спецпрограммы провести невозможно. Ведение страниц госорганов на личных аккаунтах нарушает правила Фейсбука и ограничивает возможности.
Потому будем рекомендовать перевести их в бизнес, так как лишь в этом случае возможен более тесный контакт с подписчиками и продвижение в сети.
Эксперт обратила внимание на один важный аспект: очень низкий индекс вовлеченности из-за накрученных подписчиков.
– Об этом свидетельствует непропорциональное соотношение пользователей, просмотров и лайков в Инстаграме. Кстати, в соцсетях контент представлен в виде жесткой деловой информации, между тем они подразумевают некую легкость и совсем другие истории, например, о жизни местных селебрити, наших достижениях и просто хороших людях. А почему бы и нет, ведь, в конце концов, это ресурс привлечения новых подписчиков, – уверена собеседница.
О других минусах и плюсах она и Абай Мырхин расскажут в ходе презентации итогов этого интересного и жизненно важного для актюбинцев соцпроекта.
– Ожидаемый результат нашей работы – это открытость и прозрачность деятельности акиматов, доступность и своевременность онлайн-госуслуг для населения, доступность информации и возможность подать обращение в режиме 24 на 7, простота и удобство получения е-услуг, – резюмирует директор SMEDA.
Ляззат ЕГИБАЕВА

Правила* утверждены приказом министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК 02.04.2021 года в соответствии с пп. 3 п. 2 статьи 6-2 Закона РК «О доступе к информации» по согласованию с МИОР.

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель