Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Грызун- метеоролог

День сурка, получивший широкое распространение в США и Канаде, не чужд и казахам. Оказалось, кочевники издревле ждали сурка (а где-то суслика-песчаника), и по поведению животных прогнозировали погоду на весну и лето. Но в каждом регионе сурка ждут в разное время. Почему? Корреспондент «АВ» решил обратиться к жителям и уроженцам наших южных районов —  Шалкарского и Уилского, где названные грызуны появляются раньше, чем где-либо.

Бойся суслика  с травинкой  во рту

О том, что казахи прогнозировали погоду по поведению одной из разновидностей суслика-песчаника, удалось услышать во время командировки в Шалкарский район. По словам местных жителей, именно эти животные, а не перелетные птицы, являются предвестниками весны. По возвращении из командировки автор этих строк сразу стал обзванивать районы области в надежде собрать как можно больше информации о народном поверье.  Правда, каждый собеседник выдвигал свою версию и настаивал исключительно на своей правоте. Разве что начальник Шалкарского районного отдела сельского хозяйства Ермек Бекмагамбетов был более корректен. Как поведал главный аграрий района, казахи называли 13 марта «аяқ тоқсан» — конец четверти. И в первый день весны, который по новому календарю выпадает на 14 марта, песчаник выходит из своей норы.

— Как рассказывали местные аксакалы, в этот день балпак (суслик-песчаник) выходит наружу в любую погоду, независимо от того, бушует ли в степи буран, лежит ли снег или все покрылось льдом, — рассказывает Ермек Бекмагамбетов. —  Он бегает и играет на снегу. И в этот момент стоит за ним понаблюдать: если заметили у него во рту травинку, то лето будет засушливым, а предстоящая зима суровой.

— Казахи-скотоводы предсказывали погоду на основе своих наблюдений за поведением животных и птиц, — добавляет Ермек Бекмагамбетов. — Но сейчас вряд ли это можно сделать, поскольку ныне скот пасут не на лошадях, а на машинах и мотоциклах.

А вот уроженец села Шиликти того же Шалкарского района, ныне актер театра «Екі езу» Берик Нурмагамбетов говорит, что песчаник должен покинуть свою нору не в марте, а 13 апреля.

— Мы в детстве охотились на сусликов именно в это время. Его пушистая и красивая  шкурка ценна лишь до середины мая, а после — начинает линять и ее нельзя использовать, — вспоминает он.

— Если в этот день он не выйдет из норы, погода в течение ближайших пяти дней будет холодной. То есть бесконак будет неблагоприятным и с минусовой температурой, — уверен актер. — Появление зверька в этот день сулит тепло.

В поисках  волшебной травы

Еще один уроженец Шалкара Нурбол Бидагулов уверен, что суслика можно увидеть в период с 18 по 23 февраля. По словам сотрудника центра истории, археологии и этно-графии, появление  животного во  второй декаде февраля на белом снегу означает, что весна вступает в свои права.

— Но надо учесть: сразу после того, как он вылезет из норы, начнется буран, — предупреждает историк. — Помните, в конце февраля был двух-трехдневный буран? Казахи называют его балпак-буран. В ненастную погоду зверек прячется в норе и появляется вновь через  7-10 дней. То есть в начале марта.

Сам Нурбол Бидагулов родился в селе Шетыргыз Шалкарского района. Его аул находится на стыке двух рек — Кайынды и Иргиз.

— Нашу местность называют родиной балпаков, — рассказывает Нурбол. — Охотиться на них в Шетыргыз приезжали из России и Германии. Охотников привлекала шкура животного, отстрел приходился на март и апрель. После идет линька, и шкура суслика-песчаника не представляет ценности.

Наш собеседник охотился на балпаков чуть ли не с пятого класса. К ним в аул часто заезжали люди, которые закупали или меняли шкуры зверьков на товары народного потребления. Чтобы выгодно продать или обменять шкуру, ее следовало хорошо обработать. Можно вручную превратить ее в чистую кожу, которая будет стоить намного дороже. Но это уже целая технология, которая имеет множество своих секретов.

Нурбол Бидагулов также поделился с нами своими наблюдениями и рассказал занимательную историю о причудах этого зверька:

— Если суслик вышел наверх, значит, у него кончился запас корма. Он собирает на зиму много травы, причем для корма — отдельно, для подстилки — отдельно. Собрав траву и накопив жир, суслик вновь уходит на дно убежища уже в июле. В августе в степи его не увидишь. Если ляжет рано, то и зима наступит рано, если поздно — теплые дни будут стоять долго.

— Кстати, о траве, которая находится в норе у суслика, — дополняет Нурбол. — В народе говорят, что именно в норе балпака можно найти так называемую «Мариям шөп» (траву Мариям).

Что такое «Мариям шөп», Нурбол объясняет по-своему:

— Допустим, в ауле у кого-то есть такая ценная вещь, которую он никому не дает даже потрогать. Но однажды эта вещь оказывается у вас. В таких случаях у вас спрашивают, как ты у него выманил, наверное, у тебя есть свой «Мариям шөп». И в детстве мы с друзьями не раз копали нору сусликов в поисках этой загадочной травы.

Кто выходит  первым?

Пенсионер из Уила Битимбай Исабаев, который всю жизнь занимался охотой и рыболовством, утверждает другое. По его словам, первыми выходят из норы сурок и сарышунак (одна из разновидности песчанки), а балпак — после.

— Сурок уходит в спячку, держа во рту травинку, — сообщил он. — И примерно 13-14 марта семена на этих травинках начинают набухать. Тогда он и выходит из своей норы. Если он снова зайдет к себе, зиме еще не конец.

Приметы, услышанные из уст стариков по этому поводу, поведал нам еще один уроженец Уила Галымжан Козбаков. Правда, по его мнению, все-таки из сусликов первым из норы выходит балпак.

— Насколько я знаю, при первых же появлениях проталин в степи суслик-песчаник показывается возле своей норы. Здесь же умывается снегом, и его шерсть становится чистой, — говорит учитель школы. — После этого можно начинать охоту на балпаков. Есть такое поверье, что если балпак в первый день ляжет спиной к солнцу, то потеплеет не скоро. Если же зверек встанет мордой к солнцу, то теплые деньки не за горами.

В Айтекебийском районе водятся более крупные подвиды суслика-песчаника размером чуть ли не с щенка. Как сообщили егеря из северного района, балпак появляется не раньше 25 марта.

Абат КАРАТАЕВ

P.S. Автору удалось собрать лишь малую толику сведений о народном поверье. Поэтому, дорогие читатели, если вам известно еще что-либо о нем, то мы готовы выслушать вас. Возможно, через год-два и актюбинцы будут проводить свой День балпака или сурка.

КСТАТИ

В Древнем Риме 2 февраля отмечался День ежа. Метеорологический прогноз в этот день строился по поведению разбуженного ежа, который видел или не видел свою тень. Народы Западной Европы сохраняли эту традицию и в более поздние периоды. В северной Германии, выходцами из которой населялась Пенсильвания, в это время пробуждался барсук. В Северной Америке, где не водились ни ежи, ни барсуки, роль метеоролога перешла к сурку.

Справка «АВ»

Традицию превратили в шоу

День сурка (англ. Groundhog Day) — традиционный народный праздник в США и Канаде, отмечаемый ежегодно 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы.

По его поведению можно судить о близости наступления весны. Согласно поверью, если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору, значит, зима скоро закончится и весна будет ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и прячется обратно в нору,  будет еще шесть недель зимы. В нескольких городах и поселениях США и Канады в этот день проводятся фестивали, посвященные местным суркам-метеорологам, которые привлекают многочисленных туристов.

Колонка "Взгляд"