Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

И нежным серебром звенят шолпы…

Длинные косы издревле считались предметом гордости девушек. Как и у многих народов, у казахов волосы имели сакральное значение. Обеспеченность, сословие женщины, ее статус можно было определить по накосным украшениям, головным уборам. Казашки подвязывали косички лентами, украшенными монетами или серебряными бляшками — шашбау, шаштенге, вплетали серебряные подвески — шолпы или закрывали прическу специальным расшитым мешочком — шашкап. Главная тема «АВ» раскроет секреты украшений для волос, напомнит о приметах, в которые верили наши бабушки, и расскажет о деятельности местного клуба «Шолпы».[divider]

 

Символ женской красоты

Накануне праздника Наурыз клуб «Шолпы», действующий при историко-краеведческом музее, отметил свое пятилетие. Руководитель и инициатор этого общественного объединения Алмагуль Сарыбай долгие годы возглавляет отдел массовой работы и экскурсионных услуг областного музея. Идея создать организацию, которая бы объединила девушек и способствовала их воспитанию в духе национальных традиций, зародилась у Алмагуль Сундеткызы давно, еще в годы ее педагогической деятельности.
— Более двадцати лет я проработала учителем русского языка и литературы в казахской школе имени Пушкина совхоза «Алтай» Байганинского района, — рассказывает женщина. — Не раз была классным руководителем, по собственной инициативе проводила в сельском клубе такие мероприятия, как «Пай, пай, «Алтайдың» келіндері-ай», «Алмагүл-думан», посвященные духовным ценностям казахского народа.
Именно поэтому, когда возникла идея создать при музее клуб, реализовать ее взялась Алмагуль Сарыбай. Направленность работы видела с первых дней, поскольку ее всегда волновал внешний вид, поведение девушек — будущих хранительниц очага, матерей. Она понимала, что от воспитания девочки зависит благополучие всего общества. А музей, связывающий прошлое и настоящее, бережно хранящий мудрость народа, мог стать источником познаний для подрастающего поколения. Разработав проект, составив план работы, она задумалась о названии клуба. По ее мнению, он должен был иметь звучное, красивое название, привлекающее внимание прекрасной половины человечества, раскрывающее миссию организации.
— Моя дочь Альбина Узбекбаева и коллеги Алибек Науаров, Алтын Муканбетова предлагали назвать клуб «Сырғалым», «Қызғалдақ», «Қыз Жібек», «Шолпы». Самым лучшим из них мне показалось «Шолпы», так как это серебряное украшение является символом чистоты, женской красоты, грации, стати, сдержанности и скромности, — делится Алмагуль апай.
Сегодня активистами клуба являются 17 человек — известные и авторитетные актюбинцы, среди которых педагоги, врачи, историки, поэты, меценаты, актеры, психологи, многодетные мамы и мастерицы прикладного творчества. Филиалы клуба открыты в школе № 31, школе-интернате для одаренных детей имени М. Кусаинова, областной детской клинике, медицинском колледже, университете имени К. Жубанова. За эти годы членами клуба было проведено множество мероприятий среди студентов и школьников. Их начинания всегда поддерживает комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме области, ряд неправительственных организаций.
— В первый же год работы мы убедились в том, что идем верной дорогой, — продолжает Алмагуль Сарыбай. — В декабре 2012 года в «Стратегии-2050» Глава государства подчеркнул: «Какой наша страна будет в будущем, напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Прежде всего, необходимо уделять большое внимание воспитанию наших дочерей. Именно они — будущие жены, будущие матери, хранительницы домашнего очага». А программа «Рухани жаңғыру» придала нашей работе новый импульс.[divider]

Шолпы — небольшая подвеска в виде нанизанных друг на друга металлических медальонов, монет. Украшается тонким ажурным узором, камнями. Вплетается в косу при помощи тонких шнурков, при движении издает мелодичный звон.[divider]

Украшение, воспетое в веках

Шолпы считаются одними из самых сложных в изготовлении и самых нарядных украшений казашек. До совершеннолетия девочки обычно носили скромные шашбау и шолпы, девушкам на выданье покупались роскошные подвески. А уж свадебный наряд не обходился без заказов у ювелира. Чем старше становилась женщина, тем проще были ее украшения, а шашбау все чаще служил подвязкой для ключей.
В областном историко-краеведческом музее хранятся единицы накосных украшений XIX века. Как говорит Алмагуль Сарыбай, в прошлом вес серебряных шолпы доходил до трех килограммов. Волей-неволей, девушкам приходилось держать голову высоко поднятой, что способствовало красивой осанке юных степных красавиц. Стянутые косы расправляли кожу лица, от этого и морщины у женщин разглаживались. Помимо того, накосные украшения служили своеобразным массажером кожи головы: кровообращение, а значит, и самочувствие их обладательниц улучшалось.
При ходьбе романтичное, воспетое в веках украшение издает звон. У каждой девушки была своя мелодия походки. «Послушай, как звенит. Послушай, как звучит. Послушай, как поет. И ты знаешь, что она идет…», — напевали акыны и сал-сери, говоря о степных композиторах — шолпы.
По народному поверью, звук подвесок защищает девушку от нечистой силы, которая блуждает в ее волосах. Под тяжестью шолпы косы быстрее отрастают. Если девушка ходила поздно вечером, громко смеялась или делала резкие движения, это считалось признаком невоспитанности. Поэтому девушки учились ходить плавно и тихо, чтобы как можно меньше было слышно шолпы. Звук подвесок выдавал ее присутствие. Заслышав мелодичный звон за юртой, родители уже не позволяли себе вольностей, шуток между собой.[divider]

Не вырони ни волоса

Мы также расспросили знатока истории, инициатора создания клуба «Шолпы» Алмагуль Сарыбай о сакральном значении волос в казахских традициях. Обладательница косы до пояса призналась, что ее волосы ни разу не состригались до корней.
— Обычно по казахским традициям девочкам сбривают карын шаш (волосы от рождения), когда отмечают сорок дней. До меня родители дважды потеряли детей в младенчестве. Поэтому бабушка запретила им состригать волосы третьего ребенка, чтобы его жизнь была долгой. Наверное, было такое поверье. Казахи говорят: «Қарын шашы алынбаған адамның қарғысы қатты болады», то есть человек, у которого не состригали қарын шаш, обладает сильным проклятием.
Бабушка сама всю жизнь собирала свои выпавшие волосы, говорила, что нельзя их бросать под ноги; нельзя жечь, тем более женщине, похоронившей ребенка; нельзя выносить с мусором, чтобы птицы не свили из них гнездо, не то женщина может неизлечимо заболеть. У моей мамы также была длинная коса, она собирала свои волосы, просила, чтобы после смерти их захоронили вместе с ней, — вспоминает женщина.
Волосы всеми народами воспринимались как средоточие человеческой силы, они могут притягивать энергию как плохую, так и хорошую, именно поэтому следует покрывать голову платком, особенно женщине-матери. Волосы имеют способность сохранять настроение, чувства человека, поэтому после тяжелой болезни или стресса даже ученые советуют состригать кончики волос. Некоторые современные исследователи предполагают, что привычка стричь волосы стала причиной бед в нашей общей экосистеме.
— Волосы, по казахским поверьям, это сила, счастье, благополучие, успех и удача. Отрезать косу — все равно что закрыть человеку дорогу. Ни в коем случае женщины не распускали косы, только в знак траура. Две косички заплетались с тем, чтобы женщина не была одна, рядом с нею всегда должен быть спутник, — делится познаниями апай, переступившая порог 50-летия.
Отращивать длинные густые косы в далекие времена, когда не было шампуней и бальзамов, наверное, было не очень легко. Как же это удавалось? Алмагуль Сундеткызы рассказывает способ приготовления мыла мастерицами из их аула.
— Помню, наша соседка варила мыло, в народе его называли қара сабын. Она собирала траву — итсигек (лебеду), сушила ее и сжигала до золы. Эту золу долго кипятила в большом казане вместе с оставшимися от зимнего согыма костями и жиром. Потом жидкость процеживали и помешивали до тех пор, пока она не превращалась в густую массу. Во время приготовления мыла нельзя было сплетничать, говорить плохие слова, иначе ничего не получится. Такое мыло не только хорошо промывало волосы, делало их крепкими и густыми, но и лечило кожные болезни. Кусочки мыла, мы их называли «бұзаушық», раздавали всем соседям, хранили бережно, использовали экономно.
Раньше считалось гордостью иметь длинные косы, по ухоженным волосам судили о девушке. Бывало, что косы невесты, украшенные шолпы или шашбау и доходящие до пят, несли за ней младшие подруги. Это было для них поводом попасть на той, увидеть игры, забавы молодых. В народе сохранилась поговорка: «Сенің шашбауыңды көтеріп барамыз», — приводит пример наша собеседница.[divider]

По заветам прабабушек

Наглядным итогом пятилетней деятельности «Шолпы» стало преображение девочек клуба.
Многие подростки по-другому взглянули на национальные наряды, ювелирные украшения казахского народа. Поняли символичность каждого знака, орнамента, формы бабушкиных браслетов, колец, серег. Большинство школьниц и студенток стали с удовольствием и гордостью носить шолпы и шашбау.
Как рассказывает руководительница филиала клуба средней школы № 31 Орынгуль Идирисова, из 800 учениц школы 500 посещают клуб «Шолпы».
— Третий год мы принимаем участие в конкурсах красоты, в том числе в международных конкурсах. Девочки сами готовят нагрудные украшения — ониржиек. Расшивают их бусами, украшают узорами, каждый из которых имеет особое значение. Традиционно такое украшение надевали казашки в особо торжественных случаях. И обязательно вплетают в косы шолпы, не только на праздники, но и в будни. Проводим мастер-классы, выставки-продажи, — говорит она.
Активист клуба «Шолпы», преподаватель медколледжа Нурлан Есенгазы добавляет, что на встречах с подростками, молодежью они поднимают темы воспитания, говорят о культуре поведения, сохранении здоровья. Примечательно, что к работе клуба проявляют искренний интерес и мальчики, которым также нравятся темы народных традиций.[divider]

Подарок Жанылдык аже

Учащейся медицинского колледжа имени М. Маметовой Альфие Алибаевой шолпы подарила бабушка три года назад, в первый день марта — наурыза. С тех пор девушка не расстается с красивыми подвесками.
— Я с малых лет воспитывалась у бабушки, — говорит Альфия. — Она сама по-особому относится к своим волосам и меня учит этому.
Жанылдык аже складывала в мешочек выпавшие волосы и сейчас, собираясь на той, укладывает под платок прическу из собственных прядей. По ее примеру и младшая внучка — Кенже — тоже не выбрасывает ни волосинки. Вплетая шолпы в косы, она чувствует их приятную тяжесть. Первое время на нее оглядывались прохожие, женщины с одобрением кивали головами и шептались о том, насколько это красиво и приятно глазу. Однокурсники тоже с удивлением смотрели на ее подвески, расспрашивали. Позже Альфия вступила в клуб «Шолпы», сейчас в ее колледже многие девушки носят такие украшения.
— Когда-нибудь я смогу купить серебряные шолпы, более тяжелые и красивые. Эти изготовлены из мельхиора, красные камушки, как сказала аже, защищают от сглаза, — делится она.
К своим волосам Альфия относится бережно, укрепляет их специальными средствами, мечтая вырастить косу до пят.[divider]

Шашбау (буквально — шнур для волос) — длинная, сложного плетения цепочка, часто двойная или тройная. Лента с нашитыми монетками заканчивалась пышными шелковыми кистями или серебряными подвесками. Крепились шашбау у основания кос и спускались до самых их кончиков.
Желкелік или шашкерме крепились на затылке. В торжественных случаях девочкам надевали шекелік — височники, крепившиеся за петли головного убора или за волосы у виска.[divider]

Сердолик в серебре

Известному актюбинскому ювелиру Болату Атраубаеву шолпы впервые заказали лет десять назад.
В последние годы, по его словам, накосные украшения пользуются все большей популярностью.
Девушки сегодня настроены патриотично, желают носить кольца, серьги, браслеты, шолпы, шашбау, пояса в национальном стиле. Как говорит ювелир, даже обеспеченные дамы постепенно отходят от золота в пользу серебра. Приступая к заказу, мастер непременно объясняет женщинам значение и символику формы украшения, камней, орнамента.
— К примеру, медальоны шолпы в виде полусферы означают юрту, благополучие шанырака. Прямоугольник означает четыре стороны света: «төрт құбыла тең болсын». Круг — символ Солнца, Земли, треугольник — триединства воды, земли и воздуха, — поясняет Болат Атраубаев. — Раньше ювелиры при изготовлении шолпы, шашбау использовали серебряные монеты царского периода. Медальоны располагались в ряд, причем должно быть нечетное количество рядов — три, пять, семь. Цепочки для шашбау в прежние времена готовили опытные ювелиры. Мы видим, что плетение было самого высокого уровня, не каждый сегодняшний ювелир может похвастать таким мастерством.
Каждый камень тоже имеет свое предназначение. Чаще всего в наших краях используют для украшений сердолик, хризопрас, малахит, бирюзу.
Орнамент представлял растительные узоры, технику зернь, геометрические фигуры. У казахов распространен орнамент қошқар мүйіз, говорящий об изобилии.
— Главное, с каким намерением женщина носит украшение, как психологически настраивает себя. Все зависит от внутреннего ощущения: и благополучие, и достаток, и здоровье, — завершает беседу Атраубаев.

Буквальный перевод слова «шашкап» — чехол для волос. Шили его из бархата, плюша или сукна. Кроили по толщине и длине косы, украшали бусами. Служил для того, чтобы в быту косы не загрязнялись и не мешали выполнять работу по дому.

Над Главной темой работала Гульсым НАЗАРБАЕВА.

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"