Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

И потекут молочные реки…

Мирболат на выставке «World Dairy Expo-2019» | Фото из личного архива Мирболата АГДАУТОВА

39-летний Мирболат Агдаутов — круглый отличник (золотая медаль и красный диплом), эффективный бизнесмен, настоящий патриот и просто красавчик. Этот яркий представитель нового поколения отечественных топ-менеджеров привык рассчитывать только на себя. Он постоянно держит руку на пульсе тенденций развития молочного животноводства, интересуется мнением ведущих экспертов и изучает передовой зарубежный опыт. Недавно директор ТОО «Агрофирма «Тау» вернулся из США. В числе предпринимателей, получивших поддержку ФРП «Даму», с 21 сентября по 6 октября он проходил деловую стажировку в рамках программы SABIT* по переработке и упаковке молочной продукции.

Кот в мешке
Сегодня актюбинцы и не только называют работников «Тау» королями сметаны и творога. Потому как именно за кисломолочные изделия этой агрофирмы люди голосуют своим кошельком. А ведь сейчас огромный выбор продуктов на любой вкус от производителей нашей области, ближнего и дальнего зарубежья.
Прежде чем заявить о себе и стать узнаваемыми, команде компании пришлось пройти нелегкий путь. Успех не приходит сам по себе. С каждым новым проектом стартуешь как в первый раз. Тем более когда покупаешь… кота в мешке. Так инициаторы проекта — герой нашей публикации и его друг — назвали свое приобретение на аукционе в 2014 году.
Объект хозяйственной деятельности, в частности цех по переработке молока на территории Хромтауского района был построен, оборудован и сдан под ключ ТНК «Казхром» компанией США. В 1992 году корпорация запустила ряд мини-производств для обеспечения своих работников. В 2012 году молочный цех был законсервирован, а потом выставлен на торги вместе с другими непрофильными активами.
— Мы понимали, что покупаем кота в мешке, в чем потом и убедились. Цех был в запущенном состоянии, — вспоминает Мирболат. — В течение года восстанавливали самое необходимое за счет собственных средств и 25 августа 2015 года предложили «Казхрому» свою первую продукцию.
Естественно, объект не работал на всю мощность, об этом не было и речи, о рынках сбыта только мечтали. Чтобы как-то прорваться, подали заявки как стартап-проект в фонд развития предпринимательства «Даму» для участия в его программах «Дорожная карта бизнеса-2020» по инструментам субсидирования и гарантирования, и в последующем «Даму Өндіріс» на приобретение новых и модернизацию основных средств, пополнение оборотных средств, а также для дальнейшего расширения производства.
Так, понемногу молодые энтузиасты сдвинули процесс с мертвой точки и стали работать. Трудности и сложности, которые возникали с развитием завода, решали по мере их поступления и расширения объемов производства. Старое оборудование выходило из строя, нужно было новое. Не раз обращались в банки, нужны были деньги на приобретение оборудования, транспорта, складов. В целом цех модернизировали три раза через фонд «Даму».

Американский опыт
— В Америку хотел попасть еще в школьном возрасте, через 25 лет мечта сбылась, — говорит участник деловой стажировки. — Я знал, что США — сильное государство, но оно оказалось круче стран Европы. Приведу один показатель, и комментарии станут излишни. В Казахстане от одной фуражной коровы надаивают в год 2 500 литров молока, в Европе — 10-11, в США — 14-15 тысяч литров.
Средний удой на казахстанских современных фермах, таких как «Айс», составляет 6 500-7 000 литров. Специалисты знают, что каждые 100 литров имеют значение. Точка безубыточности начинается на уровне 4 500-5 000. С учетом инфляции и импортных премиксов цифра может быть выше.
Мирболат рассказывает, что программа стажировки была насыщенной. Они побывали в Вашингтоне (округ Колумбия), Мэдисоне (Висконсин) и Чикаго (Иллинойс), встречались с представителями МСХ США, консалтинговой компании по кормовым рационам, ассоциации сыроделов, компании по управлению холодовой цепи поставок, изучали опыт фермерских ассоциаций и хозяйств, ознакомились с работой заводов по производству сыра и йогурта, посетили выставку «World Dairy Expo-2019», прослушали серию лекций по маркетингу, взаимоотношению бизнеса и государства и развитию презентационных навыков для предпринимателей.
— 92 процента всего объема сырого молока там уходит на производство сыра. Потому в программе много внимания уделяется сыру и всему, что с ним связано, — констатирует собеседник. — Их животноводческие фермы от 100 голов (семейные) и до 10 000, рядом с ними расположены перерабатывающие предприятия, то есть в непосредственной близости к сырью. Дойный гурт представлен коровами голштинской и джерсейской пород.
Но различие между нами и их производителями даже не в этом. У нас принципиально разный подход в самой системе животноводства, стиле и методах хозяйствования. Взять хотя бы такую жизненно важную для нас всех позицию, как себестоимость молока. Их фермеры еще в начале 2000-х поняли, что без производства они всегда будут в убытке. Потому для рентабельности всегда строили рядом с фермой перерабатывающие производства, ведь только добавочная стоимость конечного продукта придавала тот самый плюс.
Мне понравилось, как легко наши американские коллеги ведут бизнес. Им никто ничего не диктует, они сами решают, как, сколько, где и что производить. Они знают, что работают на себя, потому не ждут помощи от властей. Оттого на рынке остаются сильнейшие. Мелкие фермеры не выживают. За последние 40 лет, по словам их экспертов, количество фермеров сократилось в пять раз. Если в 1980 годах в одной из многочисленных ассоциаций молокопроизводителей числилось 15 000 членов, сегодня всего 3 500.
Важно, что во главе ассоциации всегда стоит переработчик, и все на него буквально молятся. Ведь если выживет он, устоят и они. Кстати, участниками хозяйственной деятельности завода являются все члены. В течение года они получают лишь ту цену молока, которая позволяет им закрывать расходы по содержанию фермы, а вот по результатам финансово-хозяйственной деятельности завода-переработчика будет зависеть, получат ли они дополнительную прибыль.
Осознают американцы и то, что без науки у них нет перспективы развития и будущего. Поэтому каждый из них отчисляет 15 центов за каждый произведенный галлон молока на развитие науки. Ученые НИИ в свою очередь разрабатывают для них стандарты, изучают генетику, проводят селекцию, обучают эффективному ведению животноводства и переработки молока, готовят специалистов в этой сфере.
Сильно развита система аутсорсинга, его структура богата и разнообразна. Это ветеринарные и услуги, связанные с кормопроизводством, удаления навоза и производства из него биогаза. У них мухе некуда сесть, все животные отходы перерабатываются и приносят пользу.
Но и наши проблемы им не чужды. Проблема старения кадров для них так же актуальна, как и для нас. Они понимают, что экономику делают люди. Их федеральные и программы штатов призваны эффективно и быстро решить вопрос. У въезда на территорию выставки «World Dairy Expo-2019» мы увидели сотни желтых школьных автобусов. Чести вывести чемпионок-коров и племенных быков-производителей на арену удостаивались самые лучшие представители молодежи. Вот так ненавязчиво и популярно представителей поколения миллениалов и Z вовлекают в профессию. Очень удивился, когда после общения с молодежью узнал, что они много знают о коровах, животноводстве в целом.

Надо работать!
— Благодаря стажировке еще раз убедился, что мы на правильном пути, что не нужно ждать помощи извне, а надо просто работать. Решил: я со своей командой буду внедрять полученные знания на практике, информировать коллег по цеху, внедрять лучшие мировые тренды, если надо, отстаивать наши интересы на диалоговой площадке любого уровня, вплоть до Мажилиса.
Кто, если не мы, работники реального сектора экономики, люди активного экономического возраста, патриоты своей Родины? Ведь это мы создаем продовольственную безопасность своей страны, здесь жить нашим детям и внукам.
Мир стремительно движется к диверсификации молочного сырья, значит, нам тоже нужно идти в этом направлении. Для начала надо пересмотреть внутренние связи в сельском хозяйстве, создать условия для его развития, — считает Мирболат.
— Мы всегда радуемся успехам наших клиентов. У нас сильные товаропроизводители. То, что в группе из 19 представителей СНГ было всего двое граждан РК и один из них наш Мирболат Агдаутов, говорит о многом. Уверены, руководитель агрофирмы «Тау» по итогам стажировки обязательно применит в своем производстве американские инновации. Все это непременно придаст положительный импульс развитию молочной индустрии нашей области, — говорит директор регионального филиала ФРП «Даму» Берик Нургалиев.
Ляззат ЕГИБАЕВА

*Программа SABIT — Special American Business Internship Training Program министерства торговли США проводит стажировку менеджеров среднего и высшего звена, ученых и инженеров стран СНГ в малых, средних и крупных американских компаниях и негосударственных организациях.
Партнерство ФРП «Даму» с программой SABIT достигнуто в рамках визита Главы государства в США в 2018 году.

Колонка "Взгляд"