Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Избранные народом

7 марта 1994 года в стране состоялись выборы в маслихаты-собрания депутатов первого созыва (1994-1999 гг.).

Таким образом, завтра исполняется ровно 20 лет с момента образования в Казахстане маслихатов — местных представительных органов.

Об их истории и сегодняшнем дне мы беседуем с секретарем Актюбинского областного маслихата Санией Калдыгуловой.

— Сания Мусаевна, давайте вспомним, как начинались маслихаты…

— К первым выборам, которые состоялись 7 марта 1994 года, в области было образовано 37 избирательных округов и избрано соответствующее количество депутатов. Это, действительно, были первые по-настоящему конкурентные выборы в стране. Я тогда работала заместителем главы администрации города Актобе. Маслихаты были наделены функциями и полномочиями государственных органов, работали самостоятельно, но в четких рамках закона.

Первая сессия областного маслихата-собрания депутатов первого созыва состоялась 30 марта 1994 года. Секретарем областного маслихата сессия единодушно избрала Балихана Жоламанова, многие годы проработавшего в исполнительных и представительных органах, обладающего большим опытом работы и авторитетом среди населения.

— Какими были первый состав депутатского корпуса и его структура?

— Среди депутатов были руководители крупных предприятий, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и другие. Многие из них сегодня живут и работают в регионе, кто-то выехал за пределы области и республики.

Сессия образовала 5 постоянных комиссий и избрала их председателей — по промышленности, строительству, транспорту и связи (Валерьян Кан); по правам человека, правопорядку, оборонно-массовой и спортивной работе (Кажмукан Сатенов); по социально-экономическому развитию, финансовой политике, торговле и социальной защите населения (Игорь Шкуренко — до 19 июля 1996 года, затем комиссию возглавил Виктор Пфаненштиль); по вопросам образования, культуры, развития языков, охраны здоровья и экологии (Туленды Каримов) и по агропромышленному комплексу (Усен Жаманшалов). Председателем ревизионной комиссии был избран Павел Криволапов.

Первым всегда трудно. Впервые был утвержден регламент работы. В поле зрения депутатов находились вопросы состояния экономики, в том числе вопросы развития агропромышленного комплекса, проблемы экологии, социально-экономического положения. Годы первого созыва маслихатов области можно охарактеризовать тем, что впереди предстоял долгий процесс консолидации демократических структур и их совершенствования.

Депутаты маслихатов внимательно отслеживали деятельность Парламента РК, учились работать в тандеме с исполнительной властью.

— Всего за эти годы было пять созывов?

— Да. Депутаты второго созыва были избраны 10 октября 1999 года на очередных выборах депутатов, теперь уже просто маслихатов. Был избран 31 депутат со сроком полномочий 4 года. Секретарем маслихата на первой сессии 20 октября 1999 года избрана Бахытгуль Аймкулова, председателем ревкомиссии — Сергазы Исембаев. Председателями постоянных комиссий — Жаксыбай Талаев, Валерий Гриненко, Есимхан Курмангазин, Андрей Литвиновский, Жаксылык Доскалиев, Кенжегали Кенжебаев.

Срок полномочий депутатов третьего созыва — с 20 сентября 2003 года до 18 августа 2007 года. На первой сессии секретарем маслихата был избран Касымжан Байсадаков, которого в связи с переходом на другую работу на сессии 28 сентября 2004 года сменил Амангельды Есеркепов. Председателем ревизионной комиссии стал Кенес Бирманов, председателями постоянных комиссий — Куандык Алишев, Нурлан Сейткамалов, Всеволод Щегельский, Есимхан Курмангазин, Кенжегали Кенжебаев.

Депутаты четвертого созыва были избраны на срок с 18 августа 2007 года до 15 января 2012 года. На организационной сессии секретарем маслихата депутаты избрали Амангельды Есеркепова, председателем ревкомиссии — Сакыпжамал Саттарову. Постоянные комиссии возглавили Жумабек Куканов, Женис Сейтпагамбетов, Богежан Аманбаев, Кеншилик Жумабаев, Куаныш Илюбаев, Александр Чемоданов.

Решением сессии 5 октября 2009 года, в связи с переходом на другую работу, Амангельды Есеркепов был освобожден от должности секретаря областного маслихата. Секретарем был утвержден Балгали Урдабаев.

Я была избрана секретарем областного маслихата на первой сессии депутатов пятого созыва 20 января 2012 года. Председателями постоянных комиссий были утверждены Асан Ибраев, Асхат Шахаров, Кайырбек Тухтаров, Куаныш Илюбаев, Александр Чемоданов, Богежан Аманбаев.

За 20 лет в депутатский корпус облмаслихата было избрано 186 человек. Многие из них — видные представители сферы производства, образования, науки, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, которые реализовали себя как политики и внесли большой вклад в социально-экономическое развитие Актюбинской области.

— Поговорим о сегодняшнем дне маслихатов…

— В настоящее время областной маслихат достаточно активно влияет на все сферы общественно-политической, экономической и социальной жизни в регионе. Последовательно и эффективно проводится взвешенная политика Главы государства, направленная на усиление авторитета представительных органов. Депутаты внимательно и серьезно относятся к изучению вопросов на местах, проводят встречи с населением в избирательных округах (аулах, поселках), рабочие встречи с работниками представительных и исполнительных органов. Каждый депутат маслихата любого уровня обязан поддерживать связь с избирателями, коллективами и общественными организациями, расположенными на территории соответствующего избирательного округа, то есть по месту своего избрания. Мы обращаемся к населению области с просьбой направлять свои предложения и рекомендации по улучшению работы той или иной отрасли. Добавлю, что в 2013 году проведено 4 очередных и 7 внеочередных сессий областного маслихата, постоянные комиссии провели в общей сложности 36 заседаний, 12 из них — с выездом в районы. Состоялось 175 встреч с населением в избирательных округах, трудовых коллективах и учебных заведениях,

— Что вы скажете о взаимодействии депутатов местных представительных органов и Парламента Республики Казахстан?

— Надо сказать, что на сегодня взаимодействие депутатов Парламента и маслихатов строится только на инициативной основе. В Парламенте создан совет по региональной политике и работе с маслихатами при парламентской фракции партии «Нур Отан», который ищет пути эффективного взаимодействия с местными представительными органами. Однако в Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» нет четких положений, регулирующих взаимоотношения местных представительных органов между собой, а также с Парламентом Республики Казахстан. Законодательная связь между маслихатами установлена только в случае избрания депутатов Сената Парламента Республики.

— В первом созыве было 37 депутатов, сейчас 31. Как вы считаете, это оптимальное количество?

— На мой взгляд, депутатский корпус в регионах надо укреплять. К примеру, в настоящее время по области практически в каждом из избирательных округов насчитывается от 13 до 15 тысяч избирателей, протяженность избирательных округов в сельских районах составляет от 150 до 600 километров. Из-за большого количества избирателей в округе и значительной удаленности депутаты не в состоянии охватить весь округ и регулярно проводить приемы по личным вопросам и встречи с избирателями.

Поэтому мы предлагаем в депутаты областного маслихата избирать 50 депутатов, городских — 30 и районных — 25, что позволит маслихатам иметь своих представителей в отдаленных регионах и более эффективно решать местные проблемы. В этом плане весьма показательными были прошедшие в республике выборы акимов сельских округов, где в соответствии с законодательством выборщиками вы-ступали как раз-таки депутаты районных маслихатов. Укрепление территориальных маслихатов позволило бы, помимо всего прочего, обеспечить ответственность и обоснованность представительных органов при проведении подобных мероприятий.

— Депутаты работают на общественных началах. Насколько это эффективно?

— В действующем законодательстве недостаточно оговорен статус депутата маслихата, из-за чего депутаты Парламента и маслихатов находятся в неодинаковых условиях. Считаю, что для более глубокого, всестороннего и качественного изучения профильных вопросов и проблем при принятии решений депутат маслихата, избранный председателем постоянной комиссии, должен быть должностным лицом, работающим на освобожденной основе, и мы предлагаем законодательно закрепить это.

— Так получилось, и, наверное, это символично, что 20-летие маслихатов страны приходится на канун 8 Марта. Поздравляя вас и всех женщин-депутатов с праздником, хотелось бы спросить об их вкладе в деятельность маслихата…

— Да, наверное, это, действительно, символично. Наши депутаты — Светлана Айтпаева, Дания Еспаева, Апуажан Тулегенова, Лаура Жазыкова, Женискуль Мухамбетпаизова, Таттыгуль Талаева, помимо своей активной, эффективной работы, привносят в работу депутатского корпуса самые лучшие качества женщин — аккуратность, пунктуальность, человечность, внимание, отзывчивость и высокую ответственность, что немаловажно в нашей работе, за что я им очень благодарна. И, если вы заметили, у нас семь женщин-депутатов, а это еще одна значимая символическая цифра.

— Что бы вы пожелали в день юбилея депутатам и читателям газеты?

— Юбилей — дата, позволяющая осмыслить пройденное, наметить новые ориентиры. Хочу с благодарностью вспомнить первых руководителей представительных органов, постоянных комиссий, всех депутатов за эти годы, поздравить их с 20-летием маслихатов, которым они посвятили часть своей жизнь. Нынешним депутатам желаю активизировать свою деятельность, эффективно использовать все возможности для улучшения социально-экономического развития своих округов, чтобы доказать, что они действительно работают на благо нашей области, всех наших земляков. А также в эти предпраздничные дни хочу поздравить всех читателей, особенно женщин, с первым весенним праздником и пожелать всего самого доброго и прекрасного.

 

Из истории

 

После принятия закона о до-срочном прекращении полномочий местных Советов народных депутатов 10 декабря 1993 года был принят Закон «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан», который внес существенные изменения в название и структуру местных государственных органов.

Местные представительные органы стали называться маслихатами-собраниями депутатов, а местные исполнительные органы — местной администрацией. Маслихаты и администрации объединились под общим названием «Местные органы государственного управления». Таким образом, произошла не просто смена названий местных представительных органов, но коренным образом изменилась их суть. В отличие от Советов народных депутатов, которые формировались на всех уровнях, то есть начиная с поселка, села, сельских административно-территориальных единиц, маслихаты-собрания депутатов избирались только в столице, областях, районах и городах областного и республиканского значения.

О роли маслихата в структуре государственного управления страны убедительно свидетельствует круг его полномочий, очерченный законодательством. Приоритетными, безусловно, являются полномочия, связанные с утверждением планов, экономических и социальных программ, местного бюджета и отчетов об их исполнении.

Маслихаты также правомочны участвовать в решении экономических, финансовых и социальных вопросов. На них не просто возлагается утверждение планов и программ, но и заслушивание отчетов соответствующих должностных лиц об их исполнении и принятие решений в отношении этих лиц.

Необходимо отметить и существенное возрастание роли маслихатов в избирательном процессе. К компетенции маслихатов отнесено право избрания на основе предложений политических партий территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий.

Еще один важный момент — назначение Президентом на должность акимов областей, городов республиканского значения и столицы осуществляется с согласия соответствующих маслихатов. Акимы иных уровней назначаются по аналогичной схеме.

Существенно упрощена процедура выражения маслихатом недоверия акиму. Для этого требуется простое большинство депутатов, которые принимают решение о вотуме недоверия акиму и постановке вопроса о его освобождении соответственно перед Президентом либо вышестоящим акимом.

Очередным шагом к формирующемуся гражданскому обществу явилась реализация задач, поставленных Главой государства по дальнейшему развитию местного самоуправления.

Эффективным инструментом при этом стали представительные органы, избираемые населением и выражающие их интересы. Именно поэтому, по инициативе Президента страны, принято законодательное решение о введении с 2013 года выборности акимов городов районного подчинения, поселков и сельских округов маслихатами на альтернативной основе, тайным голосованием.

Сейчас, по истечении 20 лет, можно отметить, что маслихаты — это солидные, авторитетные органы, избираемые населением и представляющие их интересы в органах власти.

 

Мир БАЛМУХАНОВ

Колонка "Взгляд"