Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Как говорить с детьми о вирусе

Сегодня тяжело не только взрослым, но и детям. У многих изменился привычный распорядок дня. Под запретом садики, любимые кружки и секции. Стало меньше походов на детские площадки, аттракционы. Как объяснить ребенку происходящее вокруг? Как при этом не передать ему свою тревогу? Ответы на эти вопросы дают эксперты.

Превратить неизвестное в понятное
Опытом и знаниями в этом вопросе поделилась воспитатель детского ясли-сада № 45 «Алтын бала» Айза Жолдаспаева.
— Когда происходит что-то новое и непонятное, важно не молчать, а говорить об этом с детьми. Поделиться своим состоянием, чувствами, услышать друг друга. Чтобы найти правильные слова для объяснения, взгляните на ситуацию глазами ребенка. Что изменилось в его жизни? Как он себя чувствует? Что его волнует, о чем спрашивает? Что стало вызывать проблемы? – говорит воспитатель.
Родителям следует знать три основных момента.
Во-первых, ребенку может быть страшно и непонятно. Он мог услышать плохие новости, увидеть что-то пугающее, заразиться эмоциями встревоженных взрослых. Разберитесь, что конкретно его напугало. Важно дать четкую информацию, говорить просто, превратить неизвестное в понятное и создать чувство безопасности. Можно предложить нарисовать вирус (рисунок ребенка может о многом рассказать) и переделать его тут же во что-то смешное и нестрашное, изобрести «уменьшитель», придумать волшебных помощников, свое «супероружие».
Во-вторых, принять факт, что ребенок может грустить, обижаться, злиться из-за перемен, которые произошли в его жизни. Необходимо понимать, что он делает это не назло, а по-своему реагирует на изменения. Например, он не может видеться с друзьями, а мама, хоть и дома, не может уделять много времени и не всегда соглашается по-
играть. Примите эмоции ребенка и мягко объясните причины возникших запретов.
В-третьих, понимать, что эмоции взрослых тоже важны. Это то, что не стоит обходить стороной. Карантин и самоизоляция – это не внезапный отпуск. Общий фон неизвестности и тревожных новостей, отмена планов, новые вопросы, требующие решений, влияют на наше состояние, подтачивают ресурсы. Важно принимать и свои эмоции, разрешить себе волноваться, грустить, уставать, рассказать домашним о переживаниях, позволить себе не быть суперэффективным. Нашим детям нужны здоровые родители.

Рекомендации воспитателя
• Почитайте детскую книгу «Меня зовут коронавирус» о коронавирусе испанской художницы Мануэлы Молины. Книжка простым языком объясняет, почему сейчас надо сидеть дома, можно ли вылечить вирус, отвечает на другие вопросы.
• Поговорите с детьми о здоровье, обсудите важность мытья рук. Выучите или придумайте стишок или песенку, которую можно напевать, пока моешь руки. Расскажите, почему не надо лишний раз трогать кнопки в лифте и дверные ручки. Сделайте свою книжку здоровья.
• В отличие от взрослых, у маленьких детей нет онлайн-общения, нет срочных задач, и при этом есть много времени, а им сложно самим себя организовать и занять. Посмотрите на детскую комнату и домашнее пространство глазами ребенка, насколько оно отвечает его потребностям. Чтобы время карантина не казалось царством скуки, разрешите детям творить и создавать, не ставя перед ними запреты, боясь запачкать дом.
• Установите расписание. Определите время для сна, еды, отдыха, работы и учебы. График необязательно должен быть жестким, но постановка определенных целей, например, выполнение домашних заданий до полудня, позволит оставить больше времени для развлечений.
• Займитесь физическими упражнениями.
• Распределите домашние обязанности. Помогать могут даже самые маленькие дети: им по силам протирать дверные ручки и выключатели дезинфицирующими влажными салфетками.
• Позвоните воспитателю или учителю вашего ребенка по видеозвонку. Ребенок не будет забывать их во время карантина. В нынешних условиях видеозвонки друзьям, бабушкам, дедушкам пойдут на пользу и уменьшат ощущение изолированности от внешнего мира.
• Не бойтесь недосмотреть, недоучить, недочитать, недодать что-то детям. Для вашего ребенка самый лучший родитель на свете – именно вы. А простое общение с близким взрослым намного ресурснее организованных занятий.

Дать установку, что многое зависит от нас
Своим мнением поделилась также психолог и нейропсихолог Жайнагуль Консбаева.
— Обсуждая с детьми сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать возраст ребенка и индивидуальное развитие. Детям до трех лет не нужно ничего рассказывать, так как у многих еще не сформирована понятийная сфера. Самое главное, чтобы мама и близкие меньше паниковали и тревожились. Так как дети раннего возраста считывают эмоциональное состояние взрослых, даже не понимая многих вещей. Это может привести к изменению поведения, повышению уровня тревожности и возбудимости нервной системы ребенка, что впоследствии может пагубно сказаться на его здоровье и иммунитете в целом, — говорит психолог.
Детям старше 3,5-4 лет уже можно доступным языком говорить о вирусе и общей ситуации. По какой причине они не ходят в садик, кружки. Но и тут все зависит от индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Есть дети, которые в 4 года хорошо анализируют полученную информацию и могут понять то, о чем говорят взрослые, сделать самостоятельные выводы. Например, о том, что не просто так мама требует мыть руки после улицы. А есть дети, которые и в 7 лет не смогут правильно интерпретировать то, что им сказали.
С учетом всего этого каждый родитель должен найти подходящие слова для своего ребенка. Важно рассказывать детям правдивую информацию, но без чрезмерных подробностей. Например, сказать, что сейчас в стране и городе много тех, кто заболел, некоторые из заболевших лежат в больницах. Но многие болезнь переносят легко, не нуждаются в госпитализации. Что сложнее всего пожилым, потому что у них слабый иммунитет. Это такие клеточки в нашем организме, которые защищают нас от разных болезней. В момент рассказа важно дать детям установку, что многое зависит от нас. Например, защититься от вируса поможет тщательное мытье рук после улицы, временный отказ от посещения общественных мест, ранний отход ко сну.

Рекомендации психолога
• Сохраняйте эмоциональное спокойствие и по возможности не поддавайтесь панике, так как для детей взрослые – это прежде всего эмоциональная опора.
• Старайтесь не обсуждать в присутствии детей негативные новости, печальные события.
• Укладывайте детей спать до 22.00, а сами ложитесь до 23.00 — 00.00. Это самая важная рекомендация. Связано это с гормонами и структурой в головном мозге, отвечающей за иммунитет.
• Минимизируйте время пользования гаджетами и просмотра социальных сетей. Это влияет на стабильность нашей нервной системы.
• Не читайте негативные новости перед сном, все новости желательно читать в первой половине дня.
• Гуляйте на свежем воздухе (соблюдая социальную дистанцию), так как солнце способствует выработке гормонов, повышающих иммунитет и хорошее настроение. Наблюдайте за живой природой.
• Проводите больше эффективного времени с детьми, семьей. Играйте в подвижные и настольные игры. Это зарядит вас и ваших детей положительными эмоциями. В организме выработаются гормоны счастья: эндорфин, окситоцин, дофамин, серотонин, которые также повышают иммунитет.
• Чаще обнимайте родных и близких, во время телесных прикосновений у нас в организме происходит нейрохимия. В кровь выбрасывается интерферон, часто назначаемый врачами как противовирусный препарат.
• Займитесь любой творческой деятельностью — это поможет гармонизировать нервную систему.
• Медитируйте, а те, кто не умеет, могут смотреть на пламя свечи, это позволит включить механизмы саморегуляции организма.
• Посмотрите семейные фото и видео, это зарядит положительной энергетикой прошлого и сплотит семью.
• Если кто-то приболел, то говорите: «Я выздоравливаю», «Мой ребенок выздоравливает», чтобы подсознание начало работу по выздоровлению.
• Старайтесь фиксировать и замечать позитивные моменты вокруг.
• Мечтайте и планируйте вместе с детьми. Сделайте «Доску мечты» — это будет запускать дофаминовую реакцию, что повысит иммунитет в разы.

Венера ТОТИКБАЙ

Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"