Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Керамический сбой

Завод АО «Керамика», расположенный в Хромтау, уникален. Это единственное в Казахстане предприятие, выпускающее керамическую плитку для пола и стен. Казалось бы, в связи с этим у отечественного производителя имеется прекрасная возможность вытеснить с рынка зарубежных конкурентов. Однако в действительности все не так просто. Мощности завода загружены не полностью, производство сдерживает сбыт. Все дело в том, что реализация товара идет в основном через мелкооптовые рынки и базары, крупных заказчиков у АО «Керамика» нет.

Начало

История создания керамического завода в Казахстане берет свое начало с 1988 года. Именно тогда с благословения Совета Министров Казахской ССР Донской ГОК принял решение о строительстве в Хромтау нового комплекса керамического производства с использованием отходов обогащения, вскрышных пород, материалов местных месторождений. И все же днем рождения завода считается 15 июля 1993 года. В этот день с конвейера сошла первая казахстанская керамическая плитка. Разумеется, в плане дизайна она сильно проигрывала нынешним образцам. Да и не отличалась особым разнообразием.

 

Американская точка

Но время не стоит на месте. Технологический прогресс коснулся и АО «Керамика». О нем услышали на другом континенте, и в 1997 году керамический завод купила американская компания NCH. Тогда казалось, что приход солидной фирмы упрочит позиции нашего предприятия на строительном рынке. Тем более, что заокеанский инвестор приобрел сразу все сто процентов акций. Из США должны были приехать специалисты, установить новое оборудование и т.д. Однако на деле американцы водили за нос местные власти и персонал, обещая, что вот-вот они проведут модернизацию производства. В конце концов дело дошло до того, что в 2009 году завод по выпуску керамической плитки прекратил работу.

Правда, спустя два года, уже с приходом нового руководства, АО «Керамика» возобновило свою деятельность. Основными задачами предприятия стали серийный выпуск качественной продукции, и самое главное — увеличение рынка сбыта (к этому вопросу мы еще вернемся).

 

Не хуже зарубежного

— Качеству нашей продукции мы уделяем самое пристальное внимание, работаем над улучшением дизайна. По многим компонентам наша плитка лучше зарубежных аналогов, — считает главный технолог предприятия Елена Матвиец.

Качество продукции по достоинству оценили недавно и депутаты Мажилиса Парламента РК Сергей Дьяченко и Избак Умурзаков, побывавшие с официальным визитом в Хромтау.

Специально для них сравнили зарубежные и казахстанские образцы плиток. Сергей Александрович признался, что «видимой разницы между плитками не нашел». На заводе объяснили, что качество продукции АО «Керамика» обеспечивают оборудование и технология производства итальянских фирм SACMI и SMAC. Тем не менее, есть и другие положительные моменты. Например, основное сырье для изготовления плиток — глина и габбро — добывается не где-то, а на месторождении близ Хромтау. Причем термические свойства нашей глины отличные. Другие составляющие — известняк и триполифосфат — приобретаются также в Казахстане.

 

Сбыт — основа успеха

— У нас самая главная проблема — сбыт товара, — говорит председатель правления АО «Керамика» Адилхан Итбаев. — От государства нет практической помощи. Если бы оно оказало реальную поддержку, то нам было бы легче.

Во время визита на завод депутатов Мажилиса Парламента Сергея Дьяченко и Избака Умурзакова эту проблему донесли и до них. Народные избранники в целом согласились с претензиями производителя и пообещали в рамках своей компетенции оказать поддержку. Причем Сергей Дьяченко задался резонным вопросом:

— Когда мы строим дома именно на бюджетные деньги, то Правительство старается всегда поднимать вопрос о казахстанском содержании. Благодаря этому, пошел массовый спрос на отечественный кирпич, окна, двери, плиты и многое другое. Если так, то и керамика должна быть казахстанской. Правильно ведь? Тем более, как мне сказали, хромтауское предприятие — единственное в своем роде в республике…

На сегодняшний день АО «Керамика» пытается найти действительно крупного заказчика. Такого, который бы приобрел большую партию продукции, и неважно, какой формы собственности будет партнер. По мнению Адилхана Итбаева, государственные деньги, потраченные на казахстанскую продукцию, дадут большую отдачу — не только в виде налогов и прочих отчислений, но и сохранения рабочих мест, развития производства.

 

Рынок есть рынок

Сегодняшние мощности АО «Керамика» позволяют обеспечить годовое производство керамической плитки в объеме до 1 миллиона квадратных метров.

Вопрос о возможности государственного заказа мы адресовали руководителю отдела инвестиций облуправления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Рахимжану Низамутдинову.

— В рамках имеющихся возможностей наше управление оказывает содействие в продвижении марки АО «Керамика». Понятно, что это единственный в Казахстане производитель керамической плитки. Поэтому мы постоянно приглашаем предприятие участвовать в различных форумах и выставках, где у него появляется возможность продемонстрировать крупным заказчикам все преимущества своей продукции. С другой стороны, мы не можем напрямую или опосредованно заставлять, например, застройщиков приобретать именно эту продукцию. Мне кажется, «Керамике» нужно усилить маркетинговую работу, обеспечить узнаваемость производимой продукции, — сказал он.

Практически то же самое повторил заместитель руководителя обл-управления строительства Мырзагерей Мукаев:

— Мы только рекомендуем застройщикам приобретать казахстанские товары. Заставлять не имеем права, поскольку это является нарушением закона. Подрядчик, выигравший тендер, несет полную ответственность за качество строительства. Это один момент. Второй заключается в том, что при строительстве не допускается отклонение от сметы. Сколько заложено на тот или иной стройматериал, столько и должно быть потрачено. Все остальное — нарушение закона или убыток. Возможно, себестоимость хромтау-ской плитки выше, чем у зарубежных аналогов. А в целом, мы будем только рады, если застройщики станут использовать казахстанскую плитку.

 

Индусы нам помогут

Впрочем, и без государственной поддержки у «Керамики» есть возможность наладить сбыт продукции. Недавно появилась информация об интересе крупной индийской компании «Кajaria», которая специализируется как раз на производстве керамических плиток. По словам менеджеров АО «Керамика», индусы хотят войти на рынок Таможенного союза. Почему выбран именно хромтауский завод? Потому что основная сырьевая база находится неподалеку. С учетом потенциальных производственных мощностей она практически безгранична. Еще одним преимуществом является географическое положение — Хромтау находится на стыке Европы и Азии, на трассе международного транспортного коридора. Логистические возможности позволяют без особых препятствий экспортировать изделия в любые части Евразии. Согласитесь, что везти плитки из Индии авиапутем дорого, а морским долго, да и объем жилищного строительства в Казахстане по-прежнему высок, здесь также есть, где развернуться.

Взамен иностранцы предлагают нашей плитке выйти на уже освоенный рынок Ближнего Востока, где они уже заняли свою нишу. Плюс ко всему прочему «Кajaria» готова внести посильную лепту в модернизацию производственного процесса, ремонт печей и пресса, установку новых линий, полностью взять на себя сбыт готовой продукции и ее продвижение на рынке.

— Они готовы работать по предоплате — сразу скупать всю нашу продукцию объемом до 90 тысяч квадратных метров в год. Мы уже до-стигли предварительного согласия, — отметил Адилхан Итбаев.

Таким образом, прорисовывается контур будущего взаимовыгодного сотрудничества. Думается, если крупная индийская компания обратила внимание на скромное по текущим масштабам производства предприятие, то, значит, последнее того достойно. Пока вопрос о приобретении индусами крупного пакета акций нашего предприятия не стоит, речь идет о формах взаимодействия. Но в будущем возможно создание совместного предприятия. Также пока неизвестно, под каким брендом будет выходить продукция — индийским или казахстанским. Есть разные варианты, вплоть до выпуска двух марок одновременно. В любом случае, думается, что в данный момент для АО «Керамика» индусы — реальный шанс заявить о себе во весь голос.

Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"