Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Концепция природы, Вселенной, человека в творчестве просветителя

[box type=»shadow» ]10 августа — День Абая[/box]

Отношение человека к природе, его место во Вселенной издавна были объектами исследования. Немало мыслителей, мастеров слова, ученых разных народов внесли свою лепту в развитие этой темы. Размышления о человеке и природе широко представлены в творчестве многих казахских поэтов. Среди них – произведения Абая Кунанбая, чье искусство особо гармонирует с природой. Воспевая природу, он связывал ее с внутренним миром человека, сравнивал с тайнами бытия.

Абай исходил из смысла человеческой жизни, духовности и нравственных идеалов как в стихах, так и прозе. Этические, моральные, духовные, социальные и многие другие аспекты отражались в его произведениях. Это то, что не теряет актуальности ни в какие времена. Там, где есть жизнь, есть и законы Вселенной.
Абай проанализировал жизненные проблемы, глубоко осмыслил их взглядом философа, сравнил с опытом других народов и изложил на языке, присущим только ему одному. В своей работе «Абай – қазақ әдебиетінің классигі» ученый-лингвист К. Жубанов акцентировал эту особенность: «…в то же время Абай – не тот человек, который может позволить себе использовать старое наследие, не изучив его. Он критически относился и к прошлому наследию, и к веяниям своего времени, осмысливая каждое событие».
Вот причина, по которой стихи Абая, его Слова назидания сохранили актуальность, невзирая на время. Произведения, в которых отражены жизненные перипетии, не теряют силы потому, что они написаны для всего человечества.
То, что мы сейчас называем человеческим капиталом, великий поэт давно поставил во главу угла своего творчества, связав воедино звенья природы, Вселенной и человеческого бытия, раскрывая сокровенные тайны триединства.
На вопрос о том, как Абай пришел к совершенству, каким образом вступил на поэтический путь, мы находим ответ в его первом Слове: «Наконец я решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся ненужными мои слова людям – останутся при мне. И нет у меня теперь иных забот». То есть через самопознание акын стал на путь поэзии. В этом аспекте выбор Абая, по-видимому, схож с судьбой греческого мыслителя Сократа.
Фраза «Познай себя», произнесенная Сократом, до сих пор актуальна: все, что делается в мире, — открытия науки, шедевры искусства – служит человеку. Для этого, конечно, необходимо сначала узнать человека, а ключ к нему кроется в познании себя. Учение выдающегося казахского мыслителя начинается с самопознания и продолжается познанием человечества, природы, Вселенной. Академик Сеит Каскабасов считал творчество Абая предтечей национального ренессанса.
Размышляя о том, что человек – движущая сила общества, что его могущество в знаниях и умениях, в теплоте сердца и чистоте души, Абай говорит о первостепенности Аллаха.
Отдельный разговор – описание им природы, его стихи, посвященные временам года. Народ, ведущий кочевой образ жизни, издревле окружала природа. Казахи по-своему отмечали каждый сезон, ассоциируя с глаголами жаз шығады, күз түседі, қыс келеді, көктем туады. То есть лето восходит, осень наступает, зима приходит, весна рождается. Это также указывает на богатство нашего языка.
Произведением, наглядно иллюстрирующим отношение человека к природе и его место во Вселенной, можно назвать стихи Абая о природе, в том числе «Жазгытұры», посвященное весне. Если вдуматься, то в первых двух строках автор раскрывает образ природы, последующие посвящаются участию человека в окружающей среде и указывают на место во Вселенной. С приходом весны приезжают торговцы, земледельцы принимаются за посевную кампанию. Это без прикрас ежедневный труд крестьян. Дальнейшее построение стихотворения еще более необычно. Приход весны, вхождение природы в иной вид выражается через сопричастность мироздания с человеком…
Стихотворение «Қараңғы түнде тау қалғып» органично вписывается в контекст природы и человека в философии Абая — поэт великолепно перевел стихотворение Лермонтова «Горные вершины…». Перевод свидетельствует о глубине познаний Абая, тонком чувстве особенностей природы. Темнота у казахского философа предстает в образе смерти, но автор показывает не пессимизм ухода в вечность, а измеримость бытия. Мы видим, что Абай как личность равен Гете, Лермонтову, кроме того, видим, что своим талантом он демонстрирует величие народа. Вот почему Абай для нас – глыба и вершина.

Абат ПАНГЕРЕЕВ,
руководитель научно-исследовательского центра «Абаеведение» при АРУ имени К. Жубанова

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"