Конкуренция на трансграничных рынках ЕАЭС

Именно этой теме было посвящено выездное заседание общественной приемной Блока по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Напомним, в ходе заседания с участием министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Серика Жумангарина, заместителя акима Актюбинской области Кайрата Бекенова, а также представителей отраслевых департаментов и экспортеров рассматривались основные вопросы — это конкуренция и антимонопольное регулирование в ЕАЭС, а также организация прямого диалога с бизнесом Казахстана.
На сегодняшний день в рамках договора ЕАЭС создана Евразийская экономическая комиссия, которая наделена полномочиями пресечения нарушений хозяйствующими субъектами стран-членов союза в сфере конкуренции. То есть все это предполагает, что в Евразийском экономическом союзе должен быть здоровый конкурентный рынок.

Систематизировать и анализировать
Как заметил министр, ЕАЭС существует пять лет. Много это или мало, но уже можно сделать какие-то выводы.
— Вопросов очень много, но Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании четко сказал, что нужно поддерживать экспорт. Мы приехали узнать, какие есть трудности в этом плане у бизнес-сообщества региона, поскольку с экспортом у нас проблемы достаточно большие. Есть барьеры законные, а есть незаконные. Как бороться с последними, существует четкий механизм. Наша задача — систематизировать все барьеры. Тогда с ними легче бороться. Мы уже были в Беларуси. Теперь посетим регионы Казахстана, затем проедем в Россию, Армению и Кыргызстан, — сказал Серик Жумангарин.
На территории ЕАЭС действует единый технический регламент. В нем 57 пунктов, 46 из которых едины для всех стран-участниц. Еще 11 согласовываются. По ним пока в каждой стране используются национальные стандарты.
ЕАЭС также подразумевает, что любая компания страны-члена этого союза может де-юре участвовать в госзакупках на всей его территории. А вот здесь, как оказалось, де-факто не всегда все просто.
— Деятельность Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) направлена на развитие конкуренции и недопущения антиконкурентного поведения, установления единых правил ведения бизнеса на всей территории ЕАЭС. Комиссия рассматривает и пресекает нарушения только на трансграничных рынках. Трансграничный рынок подразумевает поставки товаров на территорию двух и более государств. Есть критерии и условия, утвержденные главами государств-участников. За нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены высокие штрафные санкции. Поэтому важно понимать, что допустимо, а что нет, — подчеркнула директор департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Алия Джумабаева.

Виды нарушений общих правил конкуренции
Здесь определены четыре основные группы:
1) запрещенные соглашения;
2) злоупотребление доминирующим положением;
3) недобросовестная конкуренция;
4) координация экономической деятельности.
К примеру, к первой группе относят раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту либо составу продавцов или покупателей. Сюда же входит отказ от заключения договоров с определенным продавцом или покупателем. Будет считаться нарушением и договор, предусматривающий обязательство не продавать товар хозяйствующего субъекта конкурента продавца. То есть любые соглашения, приведшие к ограничению конкуренции, незаконны.
Во вторую группу входит семь подпунктов. Назовем несколько из них.
— Экономически, технологически или иным образом обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, то есть создание дискриминационных условий.
— Установление, поддержание монопольно высокой или низкой цены товара.
— Создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).
— Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора.

Говоря о недобросовестной конкуренции, сразу же отметим первый подпункт, который ассоциируется с понятием «торговая война». Вот как он звучит: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут нанести убытки субъекту рынка или ущерб его деловой репутации.
Второй подпункт очень распространен и известен не только производителям, но и внимательным потребителям. Это введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Третий кит группы. Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами конкурентов.
О последней группе нарушений можно сказать лишь одно: запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов ЕАЭС, если таковая приводит или может привести к нарушениям правил конкуренции.

Несколько примеров из работы ЕЭК
— К нам в комиссию поступила жалоба потребителя на некую российскую компанию, работающую на рынке калибровки фибросканов (медицинских аппаратов), которая отказала ему в оказании услуг. Те его перенаправили к казахстанскому поставщику услуг с ценами намного выше. Получается, что потребителя вынудили переплатить. В том числе это и бюджетные деньги. Когда мы проводили расследование, то выяснили, что организаций, работающих на этом рынке, всего три: две российские и одна казахстанская. И они заключили между собой соглашение, которым разделили рынок по территориальному признаку. Были собраны все доказательства незаконного соглашения, и буквально уже в этом месяце данный вопрос будет рассмотрен на коллегии ЕЭК с принятием соответствующего решения, — рассказала Алия Джумабаева.
Еще одна жалоба поступила в Евразийскую экономическую комиссию от казахстанского антимонопольного органа о нарушении правил конкуренции на рынке имплантов для восстановления слуха. У одной компании из дальнего зарубежья есть свои представительства как на территории Казахстана, так и на территории России. Опять-таки, между поставщиком и покупателями было заключено соглашение о делении рынка и запрещении поставок в не «свой» регион, в результате чего цены значительно выросли. Поскольку эти закупки осуществлялись за счет бюджетных средств, то последствия были серьезными. Было доказано заключение антиконкурентного соглашения. В ближайшее время и по этому факту ЕЭК примет решение.
Еще довольно интересный случай. Он касается уже неправомерного использования товарного знака. В комиссию обратился российский правообладатель с жалобой на то, что белорусская компания, в которой он работал когда-то, зарегистрировала подобный товарный знак. Из-за этого российская компания не смогла зайти на белорусский рынок. Комиссия рассмотрела жалобу и направила предложение белорусской компании добровольно устранить признаки нарушения конкуренции. То есть речь шла об уступке исключительного права на товарный знак в Республике Беларусь и заключении лицензионного соглашения. Предложение было услышано, и все завершилось миром.
В противном случае штрафные санкции довольно ощутимые. За различные нарушения на физических лиц ЕЭК имеет право наложить штраф от 20 до 150 тысяч рублей. На юридических — от 100 тысяч до 5 миллионов рублей.
— У нас на Facebook работает страничка под название «Бизнес-навигатор ЕАЭС» (www.facebook.com/biznavEAEU/). Если есть проблемы, то сигнализируйте нам. Потом с вами свяжутся специалисты, объяснят, как правильно написать заявление, — подсказал бизнесменам министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Серик Жумангарин.
О регулированиях в сфере госзакупок ЕАЭС читайте в одном из следующих наших номеров.

Владимир БУРЬЯНОВ