Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Креативная классика

Позади неделя переживаний актеров и режиссеров, кропотливой работы жюри, наслаждения зрителями лучшими образцами современного театрального искусства – международный фестиваль экспериментальных постановок «Balausa-2019» завершен.
Всего театров-участников было 10. Постановки, привезенные из разных стран и звучащие на разных языках, лишний раз подтверждают, что язык сцены понятен каждому, кто к нему тяготеет. Жизнь в драмтеатре имени Т. Ахтанова кипела в буквальном смысле слова: из 10 театров-участников половина – молодежные. Добавим, что из четырех «Balausa» второй проводился как фестиваль молодежных театров, и эффект был тоже потрясающим. Важно расшифровать тематику фестиваля: что же такое театральный эксперимент?
Ветеран сцены Магзум Бакитжанов считает, что любая новая трактовка – уже эксперимент, особенно когда материал звучит в транскрипции студенческого театра.
Магистр театрального искусства, режиссер Елтай Кемал уточнил грань между драматургом и режиссером:
— Драматург обозначает проблему, режиссер выдает свой угол зрения на нее, актер тоже что-то привносит, у зрителя свое особенное восприятие… Вот такое многогранное явление – театр, и он всегда синтез. Эксперимент – это не форма или содержание. На мой взгляд, это мышление, введение аудитории в новую ментальность. И когда до зрителя доходит: «Ну почему я этого раньше не видел?», вот тогда спектакль можно назвать экспериментом. То есть это неожиданность, удачное новое – то, чего еще не было. Это может проявляться в выборе формы, в подаче содержания, в трактовке образа, актерской игре, владении голосом – в чем угодно!
— Суть любого театра – не идти на поводу у желаний зрителя, а воспитывать его, и фестиваль экспериментальных спектаклей – важная ступень для формирования в Актобе и Казахстане зрителя, способного усваивать самый свежий культурный материал, — считает член жюри, зав­литчастью Татарского государственного театра имени Г. Кемала Нияз Игламов.
Какие же эксперименты были на площадке «Balausa-2019»?
Классику («Гамлет», «Вий», «Жамила») представили ахтановцы, алматинцы и театр из Кыргыз­стана, историческую тематику («Томирис») поднял Джамбульский театр, восточные традиции – ташкентцы («Ох уж этот Ходжа Насреддин!»; Узбекский государственный театр кукол), проблему отношений власти и героя – «Laboratory 316» (Алматы), современные проблемы – театры из Армении, Татарстана и два казахстанских.
Общение с коллегами даром не проходит, поэтому ко времени закрытия фестиваля все труппы уже были друзьями.
Согласно результатам работы взыскательного жюри лучшим режиссером «Balausa-2019» назван Кубанычбек Адылов (спектакль «B.O.Q»), а гран-при отдан спектаклю «Шолпанның күнәсі». Приз за лучший спектакль режиссеру из Петропавловска Баатырбеку Шамбетову вручал аким области Ондасын Уразалин. Приз акима Актобе Ильяс Испанов вручил театру из Кокшетау «Eljastar».
— «Balausa» – очень хорошее событие для нашего города. В течение недели актюбинцы увидели лучшие образцы современного театрального искусства, и я благодарю за это всех гостей, — отметил глава региона. [divider]Слово организаторам
Директор Актюбинского театра Нурхан Кадирбаев поделился мнением, что фестивали не только развивают жанр, но и обогащают культуру региона:
– Жюри считает, что эксперимент присутствует в любой новой постановке, но для отдельно взятого города, зрителя, режиссера или актера то, что еще не делалось, уже может быть экспериментом. О фестивале скажу, что для нашего театра он очень интересен опытом, который дает: обе труппы, не выезжая за пределы области, получают мастер-классы от коллег при просмотре множества спектаклей и от членов жюри, пассивно участвуя в открытых обсуждениях постановок.
— Какие еще фестивали экспериментальных постановок известны?
— Я знаю о таком фестивале в Санкт-Петербурге, и там встречаются, скорее, студенческие театры. Причем тамошние спектакли порой даются без актеров, где режиссер, звукооператор и ведущий вовлекают зрителя в действо. Начинающий актер может себе позволить лицедейство, а коллективы маститые уверенно работают по классической схеме, не пускаясь ни в какие эксперименты.[divider]
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Хайредена РАУШАНОВА

Колонка "Взгляд"