Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кредитная история

Обычная покупка телевизора через «Хоум Кредит Банк» обернулась для актюбинца Саясата Шалманова головной болью. Досрочно погасив кредит и придя в магазин бытовой техники за справкой об отсутствии у него долга, мужчина с удивлением узнал, что «должен» банку еще 22 тысячи тенге.

В редакцию нашей газеты Саясат пришел со всеми документами, квитанциями и справками. По его словам, на покупку техники по кредиту они решились, увидев рекламу в магазинах бытовой техники, гарантирующую «0% предоплаты, 0% переплаты».

— В декабре прошлого года мы взяли телевизор в «Панораме», что на Сазде, стоимостью 79 997 тенге. Оформили кредит в актюбинском филиале АО «Хоум Кредит Банк» на имя жены. Представитель банка Дания, которая нас обслуживала, заверила, что мы, как постоянные клиенты, в соответствии с льготным периодом, объявленным в банке, будем выплачивать только стоимость телевизора. Она составила график погашения на 12 месяцев, но я попросил рассчитать на полгода. В итоге вышло, что в течение пяти месяцев я выплачивал по 12 655 тенге, а последний, шестой месяц, остаток — 16 722 тенге, — начал свое повествование Саясат.

Члены семьи начали погашение через АОФ АО «Казпочта». Когда появились лишние деньги, Саясат, решив не ждать окончания срока, полностью закрыл кредит.

— Я сходил в «Панораму» к представителям банка, чтобы показать все квитанции и взять справку о погашении кредита. А девушка-менеджер (кстати, уже другая, а не Дания) ошарашила тем, что мы якобы должны еще 22 тысячи тенге, которые «набежали» с процентов. О каких процентах идет речь, если повсюду вывешена реклама о «0% предоплаты, 0% переплаты»? Да и к тому же представитель банка, оформлявшая кредит, прямо заверяла нас в том, что благодаря льготному периоду никакой переплаты не будет. Зачем давать рекламу, которая не соответствует истине, — возмущается мужчина.

В поисках правды Саясат отправился в представительство банка в Актобе, но его не приняли. Как сказали в «Панораме», Дания, которая оформила кредит, сейчас там не работает. Искать ее – что иголку в стоге сена. Мужчина позвонил и в головной офис банка, который находится в Алматы. На все его претензии там ответили лишь, что он должен (!) заплатить требуемую сумму, иначе эта цифра будет увеличиваться за счет пени за каждый просроченный день. В конце концов отчаявшийся Саясат обратился в редакцию нашей газеты.

В первую очередь мы связались с консультантами «Хоум Кредит Банка», где Саясат приобрел телевизор. Девушка-консультант, не долго думая, направила в актюбинское представительство банка, а оттуда — в головной офис АО «Хоум Кредит Банк» в Алматы.

— 22 335 тенге — это не проценты, которые «набежали» на основную сумму долга. Данная сумма складывается из единовременной комиссии и страховки займа. Об этом подробно написано в договоре, который подписывал клиент и который выдавался ему на руки, — начала объяснение PR-менеджер АО «Хоум Кредит Банк» Анна Тустикбаева. — Клиент прав, что согласно графику погашения последний платеж должен быть внесен не позднее 9 мая 2011 года, однако сотрудники банка информируют клиентов обычно о рекомендуемой дате внесения платежа (за 10 дней), поскольку между внесением суммы и тем моментом, когда она появляется на счетах банка, проходит определенное время. Во избежание задержек мы рекомендуем вносить платеж заблаговременно. В данном случае 29 апреля.

— К сожалению, сейчас не можем восстановить разговор клиента с консультантом, поэтому не можем установить, что было сказано представителем банка, основываясь на фактах, — продолжила Анна Тустикбаева. — Но мы убедительно рекомендуем закрыть долг по кредиту до указанной даты, поскольку после 9 мая начнут начисляться проценты на оставшуюся сумму долга.

Странно, что девушка-консультант, оформлявшая кредит, не объяснила клиенту о комиссии и страховке, да и не внесла эту сумму в график погашения…

У председателя территориального городского общественного объединения «Адал» Багилы Куатовой на сей счет свое мнение.

— К подобным рекламным трюкам нужно относиться с долей недоверия. В этой ситуации я бы посоветовала мужчине оплатить 22 тысячи тенге, а затем подать иск в суд на банк, представив все квитанции и договор, — порекомендовала правозащитница.

В этой истории расставлены не все точки над i. По странному стечению обстоятельств Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в ведении которого находилось решение таких проблем, в настоящее время упразднено. Думается, что пока идет процесс передачи его функций Национальному Банку РК, вопрос остается открытым. По крайней мере так корреспонденту «АВ» объяснили в актюбинском филиале этого учреждения.

Баян САРИЕВА

Колонка "Взгляд"