Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Лишь одна у летчика мечта — высота, высота…

Будущие пилоты армейской авиации сдали практическую часть государственных экзаменов по летной подготовке. Вместе с курсантами ВИСВО имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова в воздух на вертолете Ми-8 МТ поднялся корреспондент «АВ».
Утро первой пятницы лета выдалось прохладным и ветреным. Однако видимость на просторах пятого океана в 6.00, как говорят летчики, была миллион на миллион — ни одного облачка, хотя день только начинался и где-то неподалеку за горизонтом расстилался атмосферный фронт, медленно, но уверенно подходящий к Актобе. Но, несмотря ни на что, погода для полетов курсантов-вертолетчиков благоволила и относилась к простым метеоусловиям.

Предполетные указания

Днем ранее для будущих вертолетчиков в учебном авиационном центре Военного института Сил воздушной обороны провели предполетную подготовку.
Здесь же, но уже в день вылета, даются предполетные указания. На часах 7.08. Дежурный синоптик докладывает метеорологическую обстановку в районе аэродрома и по маршруту следования. Погодные условия на полетах обуславливаются фронтальным разделом. Фактическая погода на 7.00: облачность верхнего яруса — 3 балла; какие-либо метеоявления отсутствуют; видимость у земли — 10 километров; температура — +17 градусов Цельсия; влажность — 73%; направление ветра у земли — 50 градусов, скорость — 5 метров в секунду; давление аэродрома — 737 миллиметров ртутного столба. На высоте выполнения полетов (300 метров) направление ветра — 80-120 градусов, скорость — 10-13 метров в секунду. Практически идеальные условия для полетов армейской авиации.
Но все же ожидается увеличение облачности, усиление ветра и появление грозовых очагов.
Стоит отметить, что погода действительно хорошая для полетов, так как чем выше температура окружающей среды, тем более разрежен воздух, что ухудшает условия на этапе взлета и посадки.
Дежурный штурман доложил об аэронавигационной обстановке. Все службы отрапортовали о готовности к полетам.

За несколько минут до запуска и взлета

Сегодня должны отлетать десять курсантов. Трое из них будут сдавать госполет. Остальные уже сдали и будут добирать часы налета. Пилотировать курсанты будут по одному, занимая слева место командира. В правом кресле — пилот-инструктор. Также в кабине обязательно находится бортмеханик. Но об этом чуть позже.


— Обучение летному мастерству по данной специальности ведется на вертолете Ми-8МТ. Это многоцелевой вертолет среднего класса, способный перевозить груз и личный состав, подниматься на высоту до пяти тысяч метров, — отмечает начальник учебного авиационного центра Военного института Сил воздушной обороны подполковник Рустем Кунакбаев. — Определение готовности курсанта к самостоятельным полетам — ответственный этап летного обучения и требует квалифицированной оценки летчиком-инструктором.
Полеты являются государственным экзаменом по летной подготовке, в ходе которого курсант показывает свое умение выполнять взлет, посадку, зависание над землей, маневрирование, полет по маршруту и другие элементы пилотирования.
В ходе экзамена инструктор также проверяет морально-психологическую готовность, адекватность принятия решений в сложной обстановке отказа двигателя, приборов
и систем.

Винтокрылые машины

Наземная служба готовит «восьмерку» с бортовым номером 25 к запуску. Именно на ней будут проводиться полеты по кругу в районе аэродрома на высоте 200 метров со скоростью 160 километров в час. Подходим к вертушке, к которой подключены аэродромные источники питания. Экипаж, как и полагается, что в военной, что в гражданской авиации проводит внешний осмотр машины и основных ее блоков и агрегатов. По часовой стрелке, начиная от сдвижной двери с левого борта. Осматриваются промежуточный и хвостовой редукторы, закрытие лючков и створок.
— 25-я — очень хорошая машина. У вертолета, как и у человека, свой характер, — рассуждает, подходя на стоянку, начальник отдела безопасности полетов ВИСВО Валерий Капарулин. — Этот вертолет в Байконуре летал — космонавтов встречал.
График полетов рассчитан с 8.00 до 14.00, если погода не преподнесет сюрпризов. Вперед на борт!

Взлет, зависание и в путь!

Поднимаюсь на борт вертолета и я. Хотя сам по образованию летчик, но, к своему сожалению, никогда не летал на винтокрылых машинах даже пассажиром. Так что здесь корреспондент «АВ» в роли новичка, так сказать, дебютный полет.
7.50. Члены экипажа занимают свои места в кабине и готовятся к запуску двух двигателей ТВ3-117. На место инструктора садится начальник учебного авиационного центра. Запуск. Вертолет начинает вибрировать, нарастает шум ускоряющихся лопастей винта. Экипаж проверяет основную и дублирующую гидросистему. Двигатели набрали нужные обороты. Аэродромные источники питания отсоединены, дверь закрыта.
Вертолет начинает набирать высоту, зависая над взлетной площадкой. Через минуту машина снижается, касается шасси бетонки и вновь взмывает в воздух, но уже набирает высоту с горизонтальным движением по маршруту. Выполняется полет по кругу или прямоугольному маршруту (с правым разворотом). Слева по борту остался Актобе, постепенно дома и строения превратились в игрушечные. Воздушное судно набирает 200 метров и выполняет первый разворот. Полеты выполняются по Правилам визуальных полетов.
Справа в иллюминаторе появились первые, пока еще не сильно сформировавшиеся кучевые облака — идет фронтальный разрез. Но погода пока хорошая. Особой болтанки как-то не чувствуется, воздушных ям тоже. Тем и хорошо утреннее время для полетов на малых и сверхмалых высотах. А вот и второй разворот. Идем к третьему. Город уже справа. К четвертому развороту «восьмерка» снижается до 100 метров и делает разворот на посадочный курс. Над взлетной площадкой вертолет гасит скорость и зависает. Немного усилилась вибрация из-за изменения режима полета. Снижение, касание, взлет и снова на маршрут.
После второго круга идет смена — на борт поднимается следующий курсант. И снова в путь. Налетавшись вдоволь, а один круг — это около 10 минут в воздухе, покидаю борт № 25. Приходится выходить под шум работающих винтов. Это необходимо делать чуть влево и вперед, чтобы командир экипажа видел покидающего вертолет. Заходить на борт необходимо соответственно в оппозитном направлении.

Глаза горят и смотрят в небо!

Прежде всего хочу рассказать о своих впечатлениях о полете — классно! Есть своя прелесть, когда они выполняются по ПВП на сверхмалых высотах. Обостряется чувство скорости и самого полета. Немного шумно? Может быть, немного. Но, минуточку, это военный борт, не предназначенный для кисейных барышень. Курсанты же возвращались с полета с такими горящими глазами!
— Я отлетал госполет на отлично. Сегодня у нас был крайний полет. Потом отпуск, продолжение учебы — 8 семестр, а 2 октября выпуск. Армейская авиация сейчас в Казахстане очень перспективна. При сдаче госполета я еще раз убедился в правильности выбора своей профессии. Лежит у меня душа именно к вертолетам. Со школы намеренно шел к своей цели. В ВИСВО получил огромные навыки, которые буду оттачивать в авиачастях по месту службы, — делится курсант выпускного курса Алекс Жумагулов.
После окончания полетов на прощание офицеры отметили, что гос-
полеты сданы на четыре и пять. Причем результаты, несмотря на пандемию, даже лучше прошлых. У ребят глаза горят и смотрят в небо. Случайных людей здесь нет.

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото автора

Колонка "Взгляд"