Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Лицей со «стальным» характером

Профессиональный лицей № 7, ставший правопреемником бывшего училища по подготовке железнодорожников, отмечает юбилей — 80-летие со дня основания.

В конце двадцатых годов прошлого столетия управление Самаро-Златоусовской железной дороги приняло решение открыть в городе Актюбинске фабрично-заводское училище для подготовки квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта. В октябре 1929 года был построен учебный корпус, и начались занятия.

Конечно, обучение в училище, которое давало профессию, было престижно, и желающих учиться в нем было много, поэтому прием ограничивали, отдавая предпочтение детям железнодорожников, имеющим семиклассное образование. В 1934 году в училище появилась техническая школа паровозных машинистов. На это отделение принимали юношей, демобилизованных из армии. Заканчивая училище, они получали, кроме престижной профессии машиниста, девятиклассное образование, по тем временам, по сути, среднее. Перед самой войной фабрично-заводское училище было реорганизовано в железнодорожное училище № 6. Это специализированное учебное заведение готовило рабочих многих железнодорожных профессий и стало базовым для западного региона.

Неоценимую роль учебное заведение сыграло в годы войны, когда на стальной магистрали в несколько раз увеличился поток перевозок и страна испытывала острую нужду в железнодорожниках. В первые же дни войны училище было переведено на режим военного положения. Учащиеся не только осваивали профессию, но проходили военную подготовку, а во время производственной практики наравне со взрослыми трудились по 14-16 часов в сутки. Они ремонтировали доставленные с фронта, разбитые паровозы и вагоны, изготавливали в своих мастерских слесарно-монтажные инструменты. В 1943 году в училище пришла телеграмма за подписью  Иосифа Сталина, в которой Верховный Главнокомандующий благодарил коллектив за весомый вклад в пуск завода ферросплавов. В годы строительства завода туда была направлена большая группа будущих железнодорожников. Они помогли заводчанам ускорить процесс плавки стали, так необходимой фронту.

Закончилась война. Страна восстанавливала разрушенное хозяйство. Этот период совпал с техническим переоснащением железнодорожного транспорта, что повлекло смену профиля подготовки профессий. Поэтому в 1953 году училище было преобразовано в Актюбинское городское профессионально-техническое училище № 50. Это учебное заведение стало готовить помощников машинистов, слесарей по ремонту тепловозов, осмотрщиков вагонов, монтеров, дежурных по станции, а в группах, укомплектованных учащимися со средним образованием, эти профессии осваивались с сокращенным сроком обучения. Стала укрепляться производственная и техническая база учебного заведения. Ему передали дополнительные помещения под мастерские и кабинеты спецтехнологий. Появились спортзал и общежитие на 180 мест. В эти годы училище начало сборку сверлильных и заточных станков. В 1973 году оно было переименовано в ГПТУ железнодорожников.

В восьмидесятые годы железная дорога стала переходить на тепловозную тягу. Это потребовало подготовки специалистов более высокой квалификации. Именно на эти годы приходится наивысший расцвет училища. В нем собралась плеяда высокообразованных педагогов, душой болеющих за дело. Начался настоящий технический прогресс, причем многое создавалось руками детей, которыми руководили опытные мастера. Был смонтирован кабинет информатики, появилась электронно-вычислительная машина «Корвет», электрифицированная таблица химических элементов Менделеева, макет действующего стенда автотормозов. Все это собирали дети и учителя в кружках. Например, действующий макет высоковольтной станции, смонтированный кружковцами под руководством Николая Лобова, до сих пор служит наглядным пособием для учащихся. На нем движутся поезда, зажигаются светофоры, раздвигаются рельсы — все как на железнодорожной станции.

Учебные мастерские стали настоящим мини-заводом, где изготавливались сложные сверлильные и заточные станки, спрос на которые был очень большим в колхозах и совхозах области. Заказов было так много, что едва успевали выполнять их. Ребята не только учились настоящему делу, но и неплохо зарабатывали: время от времени получали хорошую премию. Один из модернизированных в мастерских заточных станков экспонировался в Москве на ВДНХ СССР, на выставке технического творчества и был удостоен диплома II степени, а на республиканской выставке станок завоевал первое место.

Сегодня здесь гордятся своими ветеранами, которые вывели это учебное заведение в разряд лучших — Раисой Дубовцевой, Яниной Филатовой, Евдокией Мацюта, Николаем Лобовым, Борисом Черницким, Розой Сайхутдиновой, Иваном Бурским, Тамарой Баевой, Саматом Капишевым, Екатериной Николаенко и другими.

Гордится коллектив и тем, что в семидесятые годы заместителем директора по учебно-воспитательной работе трудился нынешний аким области Елеусин Сагиндиков. Ветеран труда Янина Филатова вспоминает, что он всегда был очень коммуникабельным и показал себя прекрасным организатором. Елеусин Наурызбаевич навел порядок в общежитии, создал в нем нормальные бытовые условия. В это же время вожаком комсомольской организации был инициативный молодой человек Аман Кудайбергенов. Как вспоминает Тамара Баева, он не давал покоя ни учащимся, ни учителям, проводя  с ними многочисленные мероприятия. Сегодня Аман Алхатович возглавляет областное управление образования. А еще в коллективе гордятся своим знаменитым выпускником Олегом Гайдановым, который впоследствии стал прокурором Узбекистана, а во времена перестройки был заместителем прокурора России и некоторое время исполнял обязанности генерального прокурора. Он запомнился педагогам тем, что хорошо учился, но был очень подвижным и много разговаривал на уроке, за что ему часто делали замечания.

За годы своего существования это учебное заведение подготовило более 25 тысяч квалифицированных специалистов железнодорожного транспорта. В январе прошлого года учебное заведение сменило статус, став  профессиональным лицеем
№ 7. Нынешнее поколение педагогов продолжает славные традиции старших товарищей. Лицей, как и прежде, главным образом ориентирован на подготовку специалистов железнодорожного транспорта, однако, как считает бывший директор училища Самат Капишев, в этом вопросе не все так гладко. Теперь железнодорожные предприятия  не-охотно берут специалистов, подготовленных здесь, часто даже  отказываются брать ребят на практику. На его взгляд, так не должно быть. Надо думать о перспективе: готовить уже сейчас кадры для новых электровозов.

Лицей сумел, несмотря на трудности, не только сохранить мастерские, но и оснастить их новой техникой. По последнему слову оборудованы учебные кабинеты, появились электронные пособия, интерактивная доска. Все это свидетельство того, что коллектив шагает в ногу со временем. Но самое главное — он сохранил костяк опытных педагогов, работающих творчески. Подтверждением этого может служить успех Розы Садвакасовой, которая признана лучшим учителем-экономистом в Актюбинской области.

Муапих БАРАНКУЛОВ

Колонка "Взгляд"