Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Мелодии Великой степи

Филармонии имени Г. Жубановой в нынешнем году исполняется 75 лет. Череду мероприятий, посвященных юбилею старейшего учреждения культуры области, программой «Үш бәйтерек» открыл концерт оркестра казахских народных инструментов имени А. Жубанова.

Три опоры
Под тремя китами казахской академической музыки подразумеваются Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев и Алдаберген Мырзабеков. Каждый многогранен, но именно как дирижеры они внесли максимальный вклад в культурное развитие республики.
— Эти три титана оставили неизгладимый след в музыкальной культуре Казахстана, — считает худрук оркестра казахских народных инструментов имени А. Жубанова, профессор КазНУИ Даурен Глымов. — Все они были дирижерами оркестров имени Курмангазы и «Отырар сазы» и учениками Ахмета Жубанова. После того, как Ахмет Куанович вверил Шамгону Кажгалиеву бразды правления оркестром имени Курмангазы, новый дирижер реконструировал состав, введя флейту, гобой, контрабас, виолончель, доведя коллектив до академического уровня. Это была качественная корректировка, ведь Шамгон Сагиддинович был первым казахом-симфоническим дирижером. Более того, Ахмет Жубанов, видимо, чувствуя дар в своем подопечном, настоял, чтобы Шамгон Кажгалиев отказался от карьеры скрипача и выучился на дирижера. И тот после Алматинской консерватории окончил Ленинградскую.
Заметим, что в 1953 году в Бухаресте оркестр имени Курмангазы под руководством молодого дирижера завоевал золотую медаль IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов и стал известен в мире.
Об Алдабергене Мырзабекове нужно сказать, что в 60-е годы прошлого века он работал в Баян-Ульгийском аймаке Монголии с целью создания оркестра казахских народных инструментов. Результатом стал профессиональный коллектив из более чем 40 музыкантов с насыщенным репертуаром. Сегодня в аймаке по-прежнему проживает более 150 000 этнических казахов, но от оркестра осталось не более 10 человек…
О музыкальной одаренности Нургисы Тлендиева можно говорить бесконечно, и всего не расскажешь. Тот факт, что в 12 лет он был концертмейстером в оркестре имени Курмангазы, в 14 здесь же дирижером, ассистируя самому Ахмету Куановичу, говорит об уникальном музыкальном таланте. О том, что он был и патриотом, свидетельствует тот факт, что на войну юный Нургиса ушел добровольцем, приписав себе возраст. Дошел до Берлина, был трижды ранен, награжден медалями «За отвагу» и «За взятие Берлина». В популярных фильмах «Меня зовут Кожа», «Кыз Жибек» и «Алпамыс идет в школу» мы слышим музыку Нургисы Тлендиева, но вечная память ему в наших сердцах за мелодию «Аққу». На концерте в филармонии имени Г. Жубановой эту композицию исполнили домбрист-виртуоз Асылбек Кенегесов и учащаяся музыкального колледжа имени А. Жубанова Бахыт Мырзабекова (жетыген).

Гости
Нарын Кажгалиев, сын Шамгона Кажгалиева, признался, что дирижирование как специальность для него не менее интересно, чем фортепиано:
— В Венской консерватории я получил диплом пианиста, а сейчас заканчиваю обучение по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в Алматинской консерватории. Дирижирование — это необъятный мир музыки, о котором словами не рассказать, хотя рояль навсегда в моем сердце. Об оркестре имени А. Жубанова скажу, что звучит он ярко, выразительно, музыканты прекрасные, и я желаю им неиссякаемого вдохновения.
Вдова Шамгона Кажгалиева Жанылсын выразила глубокую признательность актюбинцам:
— Замечательный вечер памяти великих казахских дирижеров! Все они ученики Ахмета Куановича, и Шамгон Сагиддинович стал за пульт благодаря ему и по его настоянию. Я говорю спасибо организаторам концерта и радуюсь вашему Центру искусств: такого зала нет ни в одном областном центре.
Композитору Жоламану Турсынбаеву пришлось выбирать между тоем в родном Петропавловске и вечером «Үш бәйтерек» в Актобе.
— Замечательный Актобе! — признается мэтр. — Безусловно, я не мог не участвовать в концерте памяти выдающихся музыкантов — это святое, они ведь и мою музыку исполняли. Актюбинская земля — родина не только Жубановых, здесь родились Нурпеис Байганин, Куандык Шангытбаев, Саги Жиенбаев, это родина и Димаша Кудайбергенова — наверное, гены есть и у земли. И я не могу не выразить благодарность Бердыбеку Сапарбаеву за этот храм культуры: в таком здании невозможно творить плохо.
Оркестр имени А. Жубанова представил публике мелодию Жоламана Турсынбаева «Киік қырған», автор же дал очень высокую оценку исполнительскому уровню коллектива.
Раушан Мусаходжаева — одна из выдающихся кобызисток современности. Помимо композиции «Ария» в дуэте с Нарыном Кажгалиевым (рояль), на актюбинской сцене Раушан Кожабековна исполнила в еще одном дуэте — со студенткой КазНУИ Мадиной Омаровой (жетыген) казахскую народную мелодию «Қызыл бидай» и несколько сольных номеров.
— Тема концерта полностью соответствует программе «Рухани жаңғыру», — считает Раушан Мусаходжаева. — Зрителям была представлена полная звуковая палитра степи: кыл кобыз, жетыген, реконструированный Ахметом Жубановым прима кобыз, домбра. Порой за рубежом меня спрашивают: «Как вам удалось сохранить столь архаичные инструменты почти в первозданном виде?». Думаю, это несложно, если вспомнить, что пространство Турана огромно, а Великий Шелковый путь, близкая Европа лишь помогали распространению самобытной казахской культуры. Конечно, в этом заслуга и Ахмета Жубанова, и его соратников Брусиловского, Шаргородского, Ерзаковича, других пропагандистов казахской музыкальной культуры. И я хочу назвать имя одной из лучших кобызисток Фатимы Балгаевой, соратницы Газизы Жубановой, благодаря которой техника игры на кобызе совершенствовалась. Замечу, что итальянцы (во время наших гастролей там) узнают кобыз: на Сицилии есть похожий инструмент. Архаичный трехструнный, жильный, четырехструнный, с кожаным низом прима кобыз… Нужно несколько абстрагироваться от современности, чтобы вернуться к корням. И это не означает бросок назад, это — возрождение голосов предков, восходящих к Коркыту. На сегодняшнем концерте я играла на жильном кыл кобызе и академическом прима кобызе.

А музыка звучит…
Изюминкой концерта, по словам худрука Глымова, стали кюи шертпе (лирические мелодии), берущие начало в творчестве народных композиторов Таттымбета, Ыкыласа, Сугира, других.
Какой бы душевной ни была стилистика шертпе, открыл программу кюй Курмангазы «Серпер», и в целом без динамичных мелодий токпе трудно представить культуру Западного Казахстана. Кроме вышеназванных композиторов, на концерте звучала музыка Ашимтая (яркий представитель шертпе), Латифа Хамиди. В качестве дирижера, помимо Даурена Глымова, выступил и Нарын Кажгалиев (П. Чайковский. Венгерский танец). Нарын участвовал в программе и как пианист. Сольно с аndante из сонаты для виолончели и фортепиано С. Рахманинова, пьесой Н. Мендыгалиева «Домбыра», с «Арией» А. Жубанова, сопровождая на рояле партию кобыза в исполнении Раушан Мусаходжаевой.
Почти каждый номер зал сопровождал не только бурными аплодисментами, но и возгласами «Браво!», особенно если это были хиты, например, песня «Саржайлау» в исполнении Марата Айтимова, «Казахский вальс» в исполнении Манзуры Сапаровой или «Өз елім» в исполнении молодого певца Нуртаса Омарова. И можно было принять за апофеоз вечера симфоническую сюиту «Махамбет» Н. Тлендиева, но по казахской традиции под занавес оркестр исполнил «Сарыарка» Курмангазы — зал еще раз взорвался восторгом.
В завершение незабываемого концерта директор филармонии Елубай Кенжалиев выразил признательность гостям и вручил благодарственные письма, а Жоламану Турсынбаеву, Жанылсын Кажгалиевой и Раушан Мусаходжаевой — чапан и кажекеи.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Хайредена РАУШАНОВА

Колонка "Взгляд"