Методисты больше заседают, чем работают

На два дня Актобе стал центром педагогики страны. Двести специалистов сферы образования из Нур-Султана, Алматы, Актюбинской, Туркестанской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской областей обсуждали актуальную тему — «Школьный менеджмент: эффективное управление и качественное образование».
В пленарном заседании республиканского учебно-методического совета по среднему образованию принял участие заместитель акима области Марат Токжанов. В зале облфилиала партии «Nur Otan» собрались представители департамента дошкольного и среднего образования МОН РК, Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина, Центра педагогического мастерства, республиканского центра «Балдаурен», республиканского учебно-методического совета, актюбинские педагоги.
В приветственном слове замакима области Марат Токжанов отметил, что качественное образование предполагает несколько аспектов:
— Это не только обеспечение материально-технической базой, вопросы финансирования, но и творческий подход учителя к профессии, использование новых технологий, современных приемов и методов обучения. В руках учителя — судьба маленького человека, становление личности. Поэтому повышению качества школьного образования уделяется первостепенное значение на уровне государства.
Президент НАО имени Ы. Алтынсарина Жанбол Жилбаев подчеркнул, что заседание не случайно проводится в областном центре Актюбинской области: первая школа в Казахстане была открыта на территории нынешнего Иргизского района Ыбыраем Алтынсариным.
С презентацией на тему «Менеджмент методической деятельности: проблемы и пути развития» выступила директор центра НАО Гульнара Ахметова. По ее словам, прямая задача школьных методистов — повышение профессионального уровня педагогов, организация учебно-методической работы. Национальная академия обеспечивает методологией, а управления образования на местах должны координировать деятельность методкабинетов и центров. На деле же получается, что методисты выполняют самые разные поручения, возложенные на них госструктурами, местной исполнительной властью, не успевая выполнять функциональные обязанности.
— К примеру, в Уральске работает всего 23 методиста, при этом на 2019 год у них запланировано 814 мероприятий. В Мугалжарском районе Актюбинской области на 11 сотрудников намечено 280 мероприятий. В основном это семинары, конкурсы, олимпиады, совещания, заседания. На повышение квалификации учителей, анализ уроков, работу с молодыми кадрами времени остается мизер. В том же Мугалжарском районе из 280 мероприятий 70 — семинары и всего 20 — методическая работа. Мало того, все вы знаете, что не так просто методисту посетить урок. Нашим специалистам нужно разрешение управления образования, директора, завуча, учителя школы. Был случай, когда в профильное министерство поступила жалоба учителя на то, что методист решил присутствовать на его уроке. Так быть не должно, — констатировала докладчик.
Она подняла тему качественного состава директоров школ страны, отметив, что 64% имеют высшую, 32% — первую, 3% — вторую категории. Один процент не имеет категории, и пять человек из этого числа работает в нашем регионе. Львиная доля директоров засиделась на одном месте — работает более 20 лет (70%), и только 0,6% — молодые кадры с опытом менее 5 лет. Вместе с тем новые руководители привносят современные веяния, им легче идти в ногу со временем. Гульнара Ахметова представила модель менеджмента школы, в центре которой — ученик, и готовить его к жизни следует с учетом требований общества, востребованности на рынке труда.
Руководитель управления образования Актюбинской области Лаззат Уразбаева озвучила статистику по нашему региону. По ее словам, у нас работает 345 директоров школ, 8% из них имеют стаж более 20 лет, 43% — стаж менее 5 лет. В директорский резерв, созданный из опытных завучей, вошел 51 человек.
— Всего в области 402 школы, из них в двух обучение ведется на трех языках, 233 вошли в пилотный проект по трехъязычию, в трех школах отдельные предметы ведутся на английском языке, — перечислила Уразбаева.
Было также сказано об уникальном проекте прошлого года «Бақытты бала», после чего с концертными номерами выступили местные школьники.
На конференции опытом поделились представители сферы образования Западно-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской областей, Национального центра тестирования. Во второй половине дня была организована практическая часть, на следующий день прошла сессия Центра педагогического мастерства. По итогам мероприятия были приняты рекомендации по повышению управленческой культуры педагогического менеджмента.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Фото Аслана Мусенова

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель