Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Мотивация для выпускника

Обучение в рамках дуального образования неэффективно, уверены сельхозпроизводители. Потому за редким исключением все они испытывают острый дефицит в кадрах от чабана до ветврача. Материально-техническая база вузов, ссузов и сама система обучения, по их мнению, не соответствуют современным вызовам.

Пробелы в теории и отсутствие практических навыков вызывают много вопросов и нареканий у потенциальных работодателей. «Финансовые средства государства, то есть наши с вами налоги, должны работать на конечный результат», – считают они и предлагают тем, кто формирует госзаказ на подготовку кадров для АПК – управлениям образования и координации занятости и социальных программ, РПП «Атамекен» и акиматам – свою концепцию дуального образования.
Это лишь один из блоков большого пакета предложений, которые фермеры озвучат министру сельского хозяйства. Сапархана Омарова члены общественного движения (ОД) «Фермерский центр Актобе» всего Западного Казахстана – нашей, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангыстауской областей – ждут в Актобе 15-16 февраля.
Об этом и не только говорили участники рабочей встречи сельхозтоваропроизводителей с представителями управления образования и учебных заведений региона на базе одного из колледжей города. Фермеры, люди прямые и горячие, обсуждали вопросы бурно и живо, но в их огульной, как показалось некоторым, критике соль есть. Немаловажно, что у них есть свое видение решения проблемы. Кстати, резолюцию по этой теме они направили акиму области и руководителю управления образования.[box type=»shadow» ]В области 7 500 крестьянских и фермерских хозяйств[/box]

Приземлить программу
– Активизировать работу и ускорить решение проблемы нас побудила угроза закрытия отдельных сельхозколледжей в районах, в частности, Бадамшинского агротехнического в Каргалинском. Этого нельзя допустить, – заметил в начале встречи ответственный секретарь ОД Александр Мандрыкин. – Многие из нас не могут создать студентам такие условия для практики и проживания, как крупное крестьянское хозяйство «Жантизер». Но мы стремимся и придем к этому. Однако большинство из нас не согласно с нормативами, определяющими эти условия.
Положительный опыт мелких фермерских хозяйств, которые раньше сами готовили для себя кадры, показывает: эту работу необходимо поставить на новые рельсы. Нужно убрать из системы формализм и внести пункты, которые станут основой материально-финансового фундамента для развития ее непосредственных участников – будущих сельских бизнесменов. Именно от них зависит, будет ли светлое завтра у аула, сохранить и развить который призвана госпрограмма «Ауыл – ел бесігі».
Исправить ситуацию, твердо убеждены фермеры, помогут следующие шаги. Детальный анализ состояния дел для моделирования ситуации и принятия решений по развитию дуального образования (ДО). Анкета моделирования должна включать в себя все без исключения аспекты обучающего процесса, трудоустройства, финансовые стороны подготовки и закрепления рабочих кадров.
Необходимо пересмотреть учебные программы с включением практики. Все это должно базироваться на реальной аналитике, информация должна быть доступна и открыта.
Работодатели хотят предложить Министерству сельского хозяйства рассмотреть возможность финансирования национальных сельхозтоваропроизводителей, которые будут принимать потенциальных специалистов в рамках ДО, акимату области – принять собственную кад­ровую региональную программу в рамках развития АПК.
Фермеры уверены: совместная работа в этом направлении усилит потенциал и эффект от реализации программы, поможет приложить ее к практике, приземлить. Это в конечном итоге приведет к удовлетворению потребностей сельского хозяйства в кадрах, которых днем с огнем не найти. «Сельское хозяйство сегодня в загоне, потому кадры решают все», – напоминают они старую истину.

[box type=»shadow» ]На 1 января 2020 года 267 предприятий стали участниками Дорожной карты дуального обучения совместно с 27 организациями ТиПО по подготовке 1 665 студентов. В том числе по сельскохозяйственным профессиям – 71 предприятие с 4 колледжами по подготовке 211 студентов.
Рост участия субъектов МСБ говорит о заинтересованности работодателей в реализации дуального обучения, в участии подготовки специалистов для себя, под свои конкретные требования.[/box]

9 колледжей, 854 договора
– Мы готовы к диалогу и волнуемся не меньше вас, – заверила фермеров руководитель отдела технического и профессионального образования управления образования Венера Шавкилова. – В настоящее время 9 колледжей области готовят специалистов для сельскохозяйственной отрасли.
Проблемой № 1, с которой мы сталкиваемся при подготовке, является трудоустройство. Директора колледжей озабочены тем, что ТОО и крестьянские хозяйства не всегда готовы принять студентов на практику, чтобы они смогли адаптироваться к производственным отношениям.
Мы учтем ваши замечания при распределении госзаказа на 2020-2021 учебный год. Он будет формироваться исходя из фактической потребности в кадрах на основе информации управления координации занятости и социальных программ, РПП «Атамекен» и акиматов.
По словам руководителя отдела ТиПО, заключено 854 договора в рамках дуального обучения и о соцпартнерстве на прохождение практики. Актюбинским высшим сельскохозяйственным колледжем – 446 и районными: Уилским агротехническим – 133, Алгинским индустриально-техническим – 124, Айтекебийским многопрофильным – 76, Жайсанским многопрофильным – 43, Эмбенским сферы услуг – 16, Шалкарским агротехническим – 16.

Ветеринар до востребования
По информации эксперта отдела развития человеческого капитала РПП «Атамекен» Азамата Бурумбаева, палата предпринимателей ежегодно проводит опрос потребности в кадрах предприятий области.
В сентябре 2019-го было опрошено более 2 000 субъектов предпринимательской деятельности, 52% из них нуждались в специалистах на 2019-2021 годы.
Потребность в кадрах по годам: 2019 – 6 333 вакансии, 2020 – 3 290, 2021 – 3 105. В основном субъектам МСБ требуются рабочие. В том числе в сельском хозяйстве в 2019-м открытыми оставались 628 вакансий. Потребность этого года составляет 252, на 2021-й – 199. Наиболее востребованы скотники, трактористы, механизаторы и ветеринары.
– Итоги опроса направлены в управления образования и координации занятости и социальных программ для формирования госзаказа на подготовку кадров в колледжах и краткосрочного профессионального обучения, – говорит Азамат Бурумбаев.

Кадры под заказ
– Есть еще один путь подготовки кадров. Краткосрочное профессиональное обучение под заказ, для себя, – напоминает эксперт РПП Азамат Бурумбаев. – С июня 2017 года по инициативе НПП «Атамекен» при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения были внесены изменения в госпрограмму развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек».
В соответствии с ее первым направлением работодатель может создать при своем предприятии учебный центр и самостоятельно готовить кадры с компенсацией затрат.
Пионер Руслан Шуиншалин
Пока оптимальное решение проблемы не найдено, фермеры предлагают свой путь – пересмотреть учебные программы для обеспечения всестороннего комплексного подхода. Это профориентация в школах, изменение типажей (вместо вагончиков нормальное жилье), создание центров дуального образования и принципиально новый подход к финансированию.
– Допустим, затраты государства на одного студента составляют 350 тысяч тенге в год, а выхлоп никакой – всего 0,6%, то есть деньги на ветер. Может, стоит эти средства передать фермеру и доплачивать еще 20% за его затраты при подготовке специалиста? Или перечислять их на счет студента для создания стартовой площадки – постоянного места работы, стабильного и достойного заработка, начального капитала, дома. Чем не мотивация для возвращения в аул? Или найти другой путь. Но менять систему финансирования, причем кардинально, необходимо уже сейчас, – считают фермеры.
За примерами, по их словам, далеко ходить не надо. Глава крестьянского хозяйства «РусАрт» Алгинского района, сопредседатель общественного движения «Фермерский центр Актобе» Руслан Шуиншалин принципиально не пользуется гос­поддержкой, работает только за счет собственных средств.
При этом он одним из первых в области обучил учеников из числа воспитанников детского дома, а затем взял их к себе на работу. Одному из них уже построил дом, второму завез стройматериалы. Действительно, кто хочет, ищет возможности, кто не хочет – причины.

Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"